Экологическое воспитание младших школьников на уроках "Я и Украина"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В условиях продолжающего роста экологической опасности на планете в целом и каждом ее регионе особенно остро стоит проблема переосмысления концептуальных взглядов педагогической науки на теорию и практику развития у подрастающего поколения экологического сознания и ответственности по отношению к социоприродному окружению и собственному здоровью.

Содержание

Введение
1. Аналитический обзор методов экологического воспитания младших школьников
1.1 Понятие экологического воспитания и его место в системе образования начальной школы
1.2 Анализ проблемы экологического воспитания в педагогической литературе
1.3 Общая характеристика методов ознакомления младших школьников с природой
1.4 Психологические особенности и механизмы воспитания любви к природе у младших школьников
1.5 Роль педагога в экологическом воспитании младших школьников
2. Методика экологического воспитания младших школьников на уроках "Я и Украина"
2.1 Анализ образовательных систем экологического воспитания младших школьников за рубежом
2.2 Экспериментальное исследование и практические рекомендации по формированию экологического сознания и культуры младших школьников на уроках "Я и Украина"
2.3 Молодика воспитания школьников начальных классов во время природоведческих экскурсий
Выводы
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги, как Ж.Ж. Руссо (1762 г.), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистервег (1832 г.) и др.

Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д. Ушинский (1861-1864 гг.). В книгах «Родное слово» и «Детский мир» уделяется большое внимание учительному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике «Родное слово» ребята знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок [17, с. 56]. Идеи К.Д. Ушинского о воспитании средствами природы в дальнейшем разрабатывались многими педагогами-натуралистами.

Как видим, проблемой экологического воспитания и образования педагоги стали заниматься еще в XVII-XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было таких терминов, как «экологическое воспитание» и «экологическое образование».

Экологическое образование и воспитание как самостоятельная область педагогической науки и практики начало формироваться в начале 70-гг. ХХ ст. Толчком к признанию ее значимости в преодолении экологических проблем стали ряд международных конференций, которые проводились до 1972 года под эгидой ЮНЕСКО [22], апосле образования специализированной организации - "Международная программа ООН по вопросам окружающей среды" (ЮНЕП) [23], они происходили при поддержке и эффективной спонсорской помощи двух учреждений ЮНЕСКО-ЮНЕП.

Исследованием экологического воспитания занимались научные работники О. Булатов, М. Депенчук, М. Киселев, В. Крысаченко, Н. Лысенко, Л. Микешина, С. Мороз, Г. Платонов, Е. Римлянд, О. Самсонов, Г. Тарасенко, С. Шварц и др., которые установили, что человечество брало на себя функции регуляции естественных процессов.

Большой вклад в развитие идей экологического образования и воспитания сделали ученые Украины: А. Волкова, П. Самойленко, Н. Пустовит, В. Шарко и др.

В нашей стране в последнее время применяется ряд мероприятий, которые будут способствовать повышению уровня экологической учебы и воспитания подрастающего поколения. М. Швед, изучая проблемы экологического образования в Украине, замечает, что система экологизации учебного процесса в подготовке будущих учителей должна решать такие задания:

1) выявить цель и общую логику процесса экологического образования и воспитания;

2) составить целостную научно-обоснованную программу экологического образования и воспитание студентов, определяя объем содержания образования в течение учебы и за специальностями;

3) разработать пути, средства, методы и организационные формы экологического образования, применяя при этом современные инновационные технологии и согласовывая с другими направлениями работы высшей школы [18, с. 61].

На расширенном заседании Всеукраинского научно-методического совета из экологического образования и воспитания детей и ученической молодежи, что состоялось 24-26 мая 2004 года в г. Киеве на базе Национального еколого-натуралистического центра ученической молодежи Министерства образования и науки Украины по вопросу "Проблемы и перспективы экологического образования и воспитания в условиях нынешнего времени" была определенная программа дальнейшей работы по развитию экологического образования Украины:

- экологизация образовательного процесса во всех звеньях образования;

- ввод комплексного и системного подхода к непрерывной экологической учебе и воспитанию: детский сад-школа-позашкольное заведение – высшее учебное заведение;

- введения экологии как базового компонента в среднюю общеобразовательную школу [13].

Анализ учебных программ, учебников, методических пособий показал, что в настоящее время возникает необходимость в перестройке всех форм учебного процесса, в качественных преобразованиях в системе экологического образования.

Например, на уроках русского языка при написании любого слова или предложения (текста) можно провести учительную работу, близкую к данной теме (возьмем, к примеру, словарную работу со словами: сорока, ворона, воробей, можно обратить внимание на окраску этих птиц, их образ жизни; упомянуть, как трудно приходится птицам зимой. Здесь же спросить: как мы, люди, можем им помочь и т. д.). Также можно использовать диктанты на тему: «Животные и растения, занесенные в “Красную книгу”, рассматривать правописание различных пословиц, поговорок и загадок.

На уроках чтения можно использовать рассказы, стихотворения о природе, животных, произведения на экологические темы. К их числу можно отнести рассказы В. Бианки «Теремок», «Лесная книга», «Купание медвежат», Е.И. Чарушина «Волчишка», М. Пришвина «Ёж», стихотворения И. Бунина, А. Блока, С. Есенина и множество других. Отвечая на вопросы, учащиеся расширяют свой кругозор, формируют нравственное отношение к природе. На дом можно задать написание сочинения о медведе или других животных, о которых читали раньше.

На уроках ИЗО нужно приобщать учащихся к красоте природы и воспитывать ценное отношение к ней средствами изоискусства (картины И. Репина). Можно провести конкурс художников, где дети делятся на несколько групп. Задание – раскрыть заданный пейзаж так, чтобы он соответствовал осеннему времени года (например, тематика «Человек и природа»).

На уроках музыки нужно воспитывать эстетическое отношение к природе средствами музыки; умение дать звуковую характеристику времени дня, сезона, различные явления природы. Здесь можно использовать музыкальный альбом П.И. Чайковского «Времена года», песни К. Волкова «Зима», «Весна» на стихи Ф. Тютчева, песню Т. Потапенко «Листопад», известную песню В. Шаинского «Улыбка».

На уроках физкультуры закрепляют элементарные знания младших школьников об организме и охране здоровья с помощью природных факторов и ЗОЖ (в особенности движение и закаливание), развивают сознание значимости гигиенических навыков и умений в сохранении и укреплении своего здоровья.

При работе на участках: уход за растениями, уборка участка, установка кормушек, подкормка животных, засевание клумб. Во время этих действий учитель проводит предварительную беседу-инструктаж в классе, а затем прямо при работе [7, с. 113-114].

В результате всего вышесказанного отметим, что сегодня на первый план выдвигается задача формирования комплексной системы экологического образования. Для ее построения необходим всесторонний анализ наиболее эффективных средств обучения, которые бы, объединенные в систему, планомерно и эффективно воспитывали граждан на принципах, позволяющих сохранить природную среду, существенно сократить негативное влияние человека на биосферу.

1.3 Общая характеристика методов ознакомления младших школьников с природой

Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирования активной гуманной позиции по отношению к природе, то есть воспитание у школьников экологической культуры.

Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей.

Цели и задачи экологического воспитания младших школьников нашли отражение в четырех аспектах:

- научно-познавательном;

- ценностном;

- нормативном;

- практически-деятельностном.

Научно-познавательный аспект может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.

Ценностный аспект  призван раскрыть детям многообразную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.

Нормативный аспект – это правило (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Содержание этого аспекта должно обоснованно подводить учащихся к выводу: надо поступать так и почему именно так!

Практически-деятельностный аспект играет не менее важную роль в экологическом образовании. Практическая деятельность – конечный результат отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. Однако младший школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в деятельность природоохранного характера.

Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды – значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.

В содержании экологического образования в начальной школе могут быть прослежены несколько содержательных линий:

- человек – природное существо и член общества;

- многообразие природного окружения человека;

- экологическое взаимодействие живых организмов с окружающей средой;

- труд и поведение человека в окружающей среде.

И.Д. Зверев считает, что основной задачей экологического образования является  теоретическое  освоение  школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней  человека,  об  экологических  проблемах  и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха.[7; с.24]

Б.Т. Лихачев методы и формы экологического образования и  воспитания условно разделяет на несколько групп. Это:  школьные  и  внешкольные методы формирования сознания  и  развития  мышления,  научение  умениям  и навыкам практически   направленной   деятельности,   развитие   нравственно-правовой ответственности, эстетического отношения к  действительности, нравственного самосовершенствования.[9; с.20]

Анализируя учебные программы для начальной школы, можно увидеть, что в содержании каждого предмета заложена возможность для осуществления экологического образования учащихся.

Уроки литературы, русского языка, музыки, изобразительного искусства раскрывают экологические знания о природе как источнике красоты, от которого зависит душевное состояние человека.

Предметы естественно-математического цикла (окружающий мир, математика, технология) помогают раскрыть следующие экологические знания: природа – объект деятельности человека, направленной на ее рациональное использование, улучшение, охрану. Тематические беседы на уроках технологии приводят учащихся к более глубокому пониманию значения природы в хозяйственной деятельности человека, школьники осознают необходимость экономного использования природных богатств.

Межпредметный подход к экологическому образованию побуждает к поиску методов и форм обучения, требующих взаимодействия содержания различных учебных предметов.

Но немаловажное значение в экологическом образовании младших школьников играет и внеурочная работа. На каждом учебном этапе эта работа имеет свою специфику, связанную с возрастом школьника.

Это могут быть  задания следующего плана:

- подбор ярких, доступных для понимания детей легенд, сказок, пословиц, поговорок, содержащих призыв к бережному отношению к природе;

- проведение «Праздника цветов», который включал в себя викторину о лесных растениях, комнатных и полевых; конкурс загадок о цветах, а также придумывание собственных загадок о цветах;

- оформление альбома «Животный мир области», где каждый ученик оформлял собственную страничку с текстом, рисунком или фотографией животного;

- проведение экскурсий в природу. В первом классе я посещаю с ребятами лес весной и осенью, где учащиеся знакомятся с сезонными изменениями в природе. Но перед экскурсией проходит большая подготовительная работа: как нужно вести себя в природе, что можно и что нельзя уносить с собой из леса. Ребята нарисовали много разрешающих и запрещающих знаков поведения в лесу.

- организация и проведение выставки поделок из природного материала;

- инсценирование сказок, где ребята знакомятся со связями, существующими между животными и растениями; животными, растениями и человеком; живой и неживой природой.

Реализация задач экологического состояния требует пересмотра форм и методов обучения. Большинство учителей, работающих в начальных классах, отдаёт предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой:

                       стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины;

                       развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение – традиционные методы;

                       формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания – проблемный подход к процессу обучения;

                       вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы – восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников на уроках "Я и Украина"