Экологическое воспитание младших школьников на уроках "Я и Украина"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В условиях продолжающего роста экологической опасности на планете в целом и каждом ее регионе особенно остро стоит проблема переосмысления концептуальных взглядов педагогической науки на теорию и практику развития у подрастающего поколения экологического сознания и ответственности по отношению к социоприродному окружению и собственному здоровью.

Содержание

Введение
1. Аналитический обзор методов экологического воспитания младших школьников
1.1 Понятие экологического воспитания и его место в системе образования начальной школы
1.2 Анализ проблемы экологического воспитания в педагогической литературе
1.3 Общая характеристика методов ознакомления младших школьников с природой
1.4 Психологические особенности и механизмы воспитания любви к природе у младших школьников
1.5 Роль педагога в экологическом воспитании младших школьников
2. Методика экологического воспитания младших школьников на уроках "Я и Украина"
2.1 Анализ образовательных систем экологического воспитания младших школьников за рубежом
2.2 Экспериментальное исследование и практические рекомендации по формированию экологического сознания и культуры младших школьников на уроках "Я и Украина"
2.3 Молодика воспитания школьников начальных классов во время природоведческих экскурсий
Выводы
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

Во Франции экологическое образование получило интенсивное развитие после принятия Министерством образования серии документов, заложивших фундамент этой чрезвычайно важной сферы социально-педагогической практики (1977, 1983 гг.).

Среди особенностей бельгийской системы экологического образования следует отметить чрезвычайно важную роль неправительственных общественных экологических организаций, выполняющих ведущие организационные, информационные, координационные функции в процессе формирования у школьников ответственного отношения к природе. Например, лидирующая в Бельгии неправительственная организация IDEE, занимается вопросами распространения информации и осуществляет координационные функции для 50 различных организаций и институтов, работающими в сфере экологического образования школьников. Одним из ведущих центров экологического образования в Бельгии является Институт для подготовки экологов, который предлагает специальные обучающие курсы для всех, кто желает заниматься со школьниками.

В США отсутствует единая общегосударственная политика в области экологического образования и большинство решений по вопросам образования принимается на уровне штатов или же отдельных учебных заведений. Роль же федерального правительства США заключается прежде всего в финансировании различных эколого-образовательных программ и проектов, реализуемых чаще всего общественными организациями или инициативными группами педагогов-экологов. Наиболее известными общенациональными эколого-образовательными проектами являются «Project WILD» и «Project Learning Tree».

В странах Западной Европы и США общепринятым является мнение о том, что экологическое образование не может изучаться как самостоятельный, независимый предмет, ибо по самой своей сути оно является результатом некоторого согласования структуры и содержания всех преподаваемых дисциплин.

Однако некоторые исключения из этого правила все же делаются и, особенно, для начальной школы.

В Шотландии, например, «занятия в природе» - один из пяти школьных предметов, рекомендованных Министерством образования для систематического изучения младшими школьниками.

Задача заключается в том, чтобы, не уменьшая разнообразие ценного опыта, сделать этот опыт известным и доступным для всех стран мирового сообщества. Чрезвычайно важно при этом привлечь внимание педагогов и широкой общественности к его разнообразию, побудить все страны мира создавать свои национальные эколого-образовательные модели. Несомненно, этот опыт не всегда и не везде может быть применен, но он чрезвычайно важен, так как может быть использован, в том числе и для сравнения эффективности различных национальных эколого-образовательных систем.

2.2 Экспериментальное исследование и практические рекомендации по формированию экологического сознания и культуры младших школьников на уроках "Я и Украина"

Для подтверждения теоретических аспектов проблемы был поставлен констатирующий эксперимент на выявление уровня экологических знаний младших школьников.

Младший школьный возраст - это этап формирования основ морально-этической позиции личности.

Базовым в развитии экологической культуры младшего школьника является уровень, полученный им в дошкольном возрасте. Новая степень развития ребенка связывается с полученным экологично-ориентованого личного опыта за счет:

-  наблюдений разных состояний окружающей среды, которые сопровождаются разъяснениями педагога;

-  начальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо);

-  выполнение правил поведения, предложенных педагогом;

-  общение с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний;

-  эстетичного удовольствия красотой природы и творческого выявления своих впечатлений в рассказах, рисунках;

-  ощущение потребности в знаниях экологического содержания;

-  бережливого отношения к предметам использования, продуктов питания и т. ин.;

-  наблюдение за деятельностью взрослых из улучшения окружающей среды и своего участия в ней.

Таким образом можно выделить показатели сформированности экологической культуры младшего школьника:

Ребенок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условий жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние из позиции «хорошо-плохо». С желанием принимает участие в экологическо-ориетированной деятельности. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои ощущения в творчестве (рассказ, рисунок и тому подобное). Пытается выполнять правила поведения на улице, во время прогулок и тому подобное. Проявляет готовность оказать помощь людям, растениям, животным. Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не сделать плохого окружающей среде.

Следовательно, ориентируясь на выделенные показатели сформированности экологической культуры младших школьников, была проведенная исследовательская работа. Она проходила в 2-х классах Симиезской средней школы. Экспериментальным был 2-А (25 учеников), а контрольным выступил 2-Б (25 учеников) среди которых было проведено анкетирование по методике Захожей Н. Н (Приложение 1), адаптированной нами.

В процессе экспериментальной работы использовались анкетирования, опросы, наблюдения и экологические задания.

Работа состояла из трех этапов:

1)  констатирующий эксперимент;

2)  формирующий эксперимент (разработанный проект);

3)  контрольный эксперимент.

Задание констатирующего эксперимента - определить уровень экологического воспитания младших школьников экспериментального и контрольного классов.

Были выделены три уровни экологической культуры младшего школьника:

-  высокий;

-  средний;

-  низкий.

Высокий уровень экологической воспитанности младшего школьника определялся знанием природных явлений, флоры и фауны и источников загрязнения окружающей среды, местом человека в этом процессе, навыком культурного общения с окружающей средой, активным участием в природоохранной работе.

Средний уровень определялся неполнотой экологических знаний, недостаточной активностью экологической деятельности, сдержанным и успокоенным отношением к природе, неустойчивыми убеждениями в необходимости сохранения окружающей среды.

Низкий уровень определялся отсутствием надлежащих знаний и проявлений общения с окружающей средой, пассивностью по отношению к живому организму, потребительским отношением к природе.

Результаты исследования представлены на рис. 2.1 и таблице 2.1.

Таблица 2.1

Сводные данные сформированности экологической воспитанности учеников на констатирующем этапе

Группа

Уровни выраженности экологической воспитанности (%)

Высокий

Средний

Низкий

Всего

Контрольная

12

36

52

100

Экспериментальная

8

36

56

100

 

Рис. 2.1 Уровни выраженности экологической воспитанности (%) на констатирующем этапе

 

Задача формирующего эксперимента: разработать и подобрать различные занятия и внеклассные мероприятия, направленные на экологическое воспитание в процессе обучения на уроках «Я и Украина».

Основными направлениями работы эксперимента являлись:

1.                      Поиск наиболее эффективных форм и методов работы с учащимися, направленных на воспитание экологической культуры младших школьников.

2.        Организация занятий и внеклассных мероприятий по экологическому воспитанию.

3.        Проведение экологических занятий в процессе изучения окружающего мира.

4.        Проведение индивидуальной работы в процессе организации внеклассных мероприятий.

5.        Разработать тематику занятий по воспитанию экологической культуры для всех классов начальной школы.

В соответствие с этим планом была разработанная месячная программа, включающая комплекс уроков «Я и Украина», проведение викторин, классного часа и природоведческих экскурсий (табл. 2.2)

Таблица 2.2

Программа мероприятий экологического воспитания учеников младших классов

Недели

Форма

проведения

Тема занятия

Методы и приёмы 

1 неделя

Предметный урок

 

 

 

 

Внеклассное мероприятие  

Путешествие по родной стране

 

 

 

 

Богата природа Украины

Рассказ учителя о  растительном и животном мире Украины.

 

Игра-петешествие «Природа Украины»

Викторина «Знаем ли мы птиц» (Приложение № 2)

2 неделя

Урок – экскурсия

 

 

 

Классный час

«Чем богата природа нашей области, города, двора»

 

 

«Берегите природу»

Походы и экскурсии по разработанной нами методике

 

Постановка проблемной ситуации.

Решение экологических задач.

3 неделя

Урок-обобщение

 

 

 

 

Викторина

«Времена года».

 

 

 

 

 

«Природа и сказка»

Доклад учащихся об изменении жизни животных зимой.

Проект «Помощь лесным жителям» решение экологических ситуаций.

Игра «Узнай народные сказки». (Приложение № 3) 

Рисунок «Сказочная обложка».

4 неделя

Смешанный урок

 

 

 

 

 

Викторина

 

«Охраняемые животные и растения нашей области»

 

 

 

 

«Осенняя ярмарка»

(Приложение № 4) 

Беседа, рассказ учителя «Красная книга», доклад учащихся «Растения нашей области, занесенные в Красную книгу».

 

 

 

Дидактическая игра «Угадай-ка»


 

После проведения этих мероприятий в экспериментальном классе было проведено повторное анкетирование учащихся, сравнительная характеристика результатов которого представлено на рис. 2.2

Анализ результатов формирующего этапа показал, что после природоведческих занятий по разработанной нами методике произошло увеличение экологической воспитанности учеников (на высоком уровне с 8 до 40%, и среднем от 36 до 56%), а количество учеников с низким уровнем экологической культуры существенно снизился.

Это является доказательством того, что разработанная нами методика формирования экологической культуры позволяет значительно повысить эффективность экологического образования при использовании комплекса новых методов, приемов и форм, разработанных нами и включенных в содержание экологического воспитания.

2.3 Молодика воспитания школьников начальных классов во время природоведческих экскурсий

На основание теоретического анализа методов экологического воспитания учеников младших классов и обобщения зарубежного опыта была разработана методика проведения природоведческих экскурсий.

2.3.1 Методика походов и экскурсий, естествоведов, для учеников 1 класса

Цель: Дать элементарные знания о закономерностях природы, привлечь внимание детей на причинно-следственные связи, отношения явлений живой, неживой природы.

Форма проведения занятий: беседы, экскурсии, наблюдения, беседа с демонстрацией, игры (подвижные, дидактичные, ролевые и т.д.), экологические сказки.

Задание:

1.              Познакомить с разнообразием растительного и животного мира родного края.

2.              Начать формировать элементарные навыки и умения ориентирования в пространстве, правил поведения в окружающей среде.

Образцовая структура прогулки-похода.

1.              Сбор и движение к первому привалу (15-20 минут).

2.              Остановка, привал (10-20 минут). Деятельность, естествоведа.

3.              Комплекс игр и упражнений (15-20 минут).

4.              Самостоятельная деятельность детей (10-15 минут). Сбор листьев, камней, каштанов и др. для творческой работы, аппликаций.

5.              Сбор детей и возвращение к школе (15-20 минут).

Программу походов и прогулок можно разбить на следующие учебно-учительные блоки, акцентируя внимание детей на наблюдение за окружающей средой:

1. Что такое живет и неживое. Встреча с растениями на туристской тропинке, в поле, на щелочи, в лесу. Растения цветут. Группы растений: травы, кустарники, деревья. Природа рядом со мной (аквариум, огород на окне, уголок леса на участке). Даты заданием учеников привести примеры нивих и неживых объектов природы, какие они знают и сравнить их с теми, которые встречаются во время экскурсии.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников на уроках "Я и Украина"