Экологическое воспитание младших школьников на уроках "Я и Украина"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В условиях продолжающего роста экологической опасности на планете в целом и каждом ее регионе особенно остро стоит проблема переосмысления концептуальных взглядов педагогической науки на теорию и практику развития у подрастающего поколения экологического сознания и ответственности по отношению к социоприродному окружению и собственному здоровью.

Содержание

Введение
1. Аналитический обзор методов экологического воспитания младших школьников
1.1 Понятие экологического воспитания и его место в системе образования начальной школы
1.2 Анализ проблемы экологического воспитания в педагогической литературе
1.3 Общая характеристика методов ознакомления младших школьников с природой
1.4 Психологические особенности и механизмы воспитания любви к природе у младших школьников
1.5 Роль педагога в экологическом воспитании младших школьников
2. Методика экологического воспитания младших школьников на уроках "Я и Украина"
2.1 Анализ образовательных систем экологического воспитания младших школьников за рубежом
2.2 Экспериментальное исследование и практические рекомендации по формированию экологического сознания и культуры младших школьников на уроках "Я и Украина"
2.3 Молодика воспитания школьников начальных классов во время природоведческих экскурсий
Выводы
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать)

В ознакомлении школьников с природой используются разные методы: наблюдения, демонстрирования картин, несложные опыты, дидактичные игры из естественного материала, труд в природе, рассказ учителя, беседы.

Применяя тот или другой метод, учитель использует разные приемы, которые направляют детей на выполнение определенного дидактичного задания: показ, вопрос, объяснение и тому подобное. Следовательно, прием является составной частью метода.

В педагогике существует несколько систем классификации методов. Наиболее широко применяется классификация методов учебы по источнику знаний. Если источником знаний является наблюдение, восприятие иллюстративного наглядного материала и тому подобное, то это наглядные методы, если практическая деятельность (труд в природе, несложные опыты) - это практические методы; если слово учителя (рассказ, чтение литературы, естествоведа, беседа) - это словесные методы.

В методике ознакомления учеников с природой все методы классифицируются на две группы в зависимости от того,  знакомятся ли деть с природой через непосредственный контакт с ней, то есть через общение с реальными объектами природы, или через ознакомление опосредствованным путем - через картину и тому подобное.

К методам, которые обеспечивают непосредственный контакт с природой, принадлежат наблюдения, несложные опыты, труд в природе, и игры с естественными материалами.

Реже используется классификация методов учебы за уровнем познавательной деятельности детей [8]:

1) объяснительно-иллюстративный;

2) репродуктивный;

3) частично-поисковый, или эвристический;

4) проблемный;

5) исследовательский.

В концепции школьного обучения отмечается на широком внедренные методов воспитания и учебы, которые обеспечивают всестороннее развитие детей и индивидуальный подход к ним. Отмечается на потребности переориентации учителей из репродуктивных на производительные методы, то есть такой ориентации детской деятельности, в которой они делают открытие. Считаем такое противопоставление нецелесообразным, поскольку процесс мышления всегда включает операцию предварительно усвоенными знаниями, а следовательно воссоздание.

На этот счет актуально звучит мнение И. М. Сеченова, который утверждал, что через голову человека на протяжении всей ее жизни не проходит ни одной мысли, какая бы не создавалась из элементов, зарегистрированных в памяти.

В усвоении детьми знаний чаще всего выделяют 3 этапа:

1) первичное ознакомление;

2) закрепление;

3) систематизация, обобщение.

Для первичного этапа познания детьми природы наиболее эффективное использование наглядных, практических методов, особенно наблюдений, опытов, которые обеспечивают живое созерцание.

Для закрепления знаний используют игры, труд, рассказ учителя, чтения детской литературы естествоведа.

Систематизация, обобщение знаний осуществляется с помощью бесед, дидактичных игр.

1.4 Психологические особенности и механизмы воспитания любви к природе у младших школьников

Интеллектуальные чувства. Только природа в ее разнообразии и постоянном развитии способна обеспечить ребенку удовлетворение потребности в впечатлениях. Ведь в отличие от органических потребностей, потребность в впечатлениях не возможно удовлетворить. Чем больше ребенок получает интересных впечатлений, тем более развивается потребность в их получении [15]. Если потребность эта не удовлетворяется, у ребенка возникает так называемый сенсорный голод. Это можно наблюдать у детей, которые длительное время находились в одном помещении. Например, во время болезни, когда у ребенка спала повышенная температура, проявления инфекции исчезли, ребенок нервничает, не слушается, становится капризной, упрямой, раздражительной. Такое поведение нельзя отнести только к проявлениям болезни - это проявления сенсорного голода. Достаточно погулять с ребенком на улице: в парке, саду, разглядеть деревья, птиц, насекомых, поиграть с щенком, как позитивные эмоциональные впечатления от общения с естественным окружением «вылечат» детскую капризность.

Следовательно, интеллектуальные чувства являются эмоциональным отзывом на отношение личности ребенка к познавательной деятельности в широком ее понимании.  Эти чувства оказываются в любознательности, ощущении нового, удивлении, уверенности или сомнениях. Интеллектуальные чувства ярко оказываются в познавательных интересах, любви к знаниям, учебных вкусах. Познавательные чувства в зависимости от условий жизни, учебы и воспитания имеют разные уровни развития [12]: любопытство; любознательность; целеустремленный, стойкий интерес к определенной отрасли знаний; увлечение познавательной деятельностью.

Механизмом познавательных чувств является прирожденный ориентировочный рефлекс, но его содержание полностью зависит от учебы, воспитания, окружающей естественной окружающей среды. 

Эстетические чувства. Ощущение красоты в явлениях природы, гармоничная слаженность в объектах целого и частей, ритм, симметрия, совершенство форм и оттенков связаны с чувством приятного, наслаждением, которое глубоко переживается и облагораживает душу ребенка. Эти чувства называются эстетичными.

Эстетический вкус появляется у ребенка в раннем возрасте. Потому очень важно своевременно накапливать у детей эстетичные впечатления, развивать у них ощущение цвета, оттенка, формы, учить видеть красоту природы в целом.

Далеко не все люди способны глубоко входить в мир красоты и  в полной мере наслаждаться ею. В зависимости от уровня общей и художественной культуры, люди по-разному отзываются на красоту. Одни глубоко переживают гармонично выраженные ритм и рифму, переходы и взаимопереходы цветов, звуков, форм и движений, другие не чувствуют этой гармонии и захватываются грубыми, резкими звуками, беспорядочными движениями, случайными сочетаниями цветов, стандартными формами.

Для того, чтобы воспитывать эстетическую культурную личности, нужно открыть ребенку глаза на этот мир, поселить в ее душе радость и вдохновение. В этом помогут объединенные усилия учителей в школе и родителей дома. Это необходимо потому, что все упущения в духовной жизни ребенка, и особенно в сфере эмоционального воспитания, невозможно компенсировать в более зрелом возрасте. Если любовь к природе и увлечению ее красотой не приходят к человеку в детстве, не привитые ей сызмальства, то они, как правило, уже совсем не приходят. Или эти эмоции, проснувшись наконец, носят поверхностный, неоткровенный характер.

Отсюда вытекает неоценимое значение естественной окружающей среды для развития эмоционально-эстетической сферы детей.

Бесспорное учебное и существенное значение имеет педагогический опыт Василия Александровича Сухомлинского. Ученый разработал глубокие и разносторонние рекомендации относительно того, каким образом нужно осуществлять эстетичное воспитание детей. «Красота природы как средство эмоционального, эстетичного и морального воспитания действует только в общей гармонии всех средств духовного влияния на личность».

В.А. Сухомлинский отмечал, что при восприятии красоты природы «к чувствам нужно подвести» и что для этого нужные «эмоциональные ситуации» [14]. В данном случае не подходят ни дидактика, ни принуждение, ни искусственное умиление красотой природы, ни любой педагогический трафарет. Здесь необходимая свободная организационная и психологическая подготовка к восприятию, например, снегопада и зимнего леса, наводнения, цветения садов и тому подобное. Также нужны немногочисленные, но соответствующие, согретые собственным ощущением природы слова учителя, которые подчеркивают красоту, помогают увидеть ее так трогательно и светло, чтобы сердце слушателя наполнилось сладким ощущением радости.

Все это есть, по словам Сухомлинского, созданием эмоциональной ситуации - «волшебным касанием» до глубины человеческой души. «Отсутствие эмоционального знания природы, сердечное атрофация к ней - является такой же важной потерей для человека, как и жизнь, прожитая без любви, такое же невежество, как незнание, например, таблицы умножения» [14]. Эмоциональное открытие природы значимое для человека и в том плане, что дает ей возможность «видеть» саму себя в объективном мире, остро чувствовать собственное бытие, полноту и радость жизни.

Через эмоциональное общение с природой взрослые должны влиять на воспитание у ребенка позитивного эмоционального отношения к самой себе. «Виденье и переживание красоты окружающего мира, - утверждал В. О. Сухомлинский, - один из главных источников понимания и переживания радости бытия, красоты жизни, неповторимости и уникальности мысли о том, что я живу.».

Моральные чувства. Современные психологи рассматривают эстетичное восприятие как эмоциональное познание мира, которое, начиная с чувств, в последующем опирается на умственную деятельность ребенка. В школьном возрасте оно отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающей среде, живой реакцией на встречу с красотой природы, что оказывается в улыбках, возгласах, мимике, жестах.

Общение с естественной окружающей средой совместно с взрослыми помогает детям завладеть эмоциональной регуляцией поведения, усвоить ее эталоны. Уже с двух лет малыш ориентируется относительно моральных норм «хорошо-плохо». Но лишь этих знаний недостаточно, чтобы ребенок поводил себя морально. Одновременно со знакомством с естественной окружающей средой ребенок получает эталоны обращений и человеческих ценностей: одни объекты, явления, действия приобретают знак желаемых, приятных; другие, напротив, отбрасываются как негативные, уродливые, опасные. В последующем ребенок учится сопоставлять эталоны с собственными впечатлениями, поступками, действиями. На протяжении детства сила эмоций, их длительность и стойкость изменяются в связи с изменением характера деятельности ребенка и ее мотивов, а также в связи с осложнением отношений школьника с естественной окружающей средой.

Если ребенок в своем ближайшем окружении будет видеть высоконравственные примеры, то, приобретя определенные знания и умения путем познавательной, игровой деятельности, она сможет корректировать свои потребности.

Раскрывая школьникам мир природы, знакомя их с потребностями окружающей среды, педагог может открыть и окрепнуть в каждом ребенке такие высокие моральные качества, как правдивость, доброта, любовь, терпение, милосердие, инициативность, мужество, заботливость, чуткость. Следовательно, чувства, которые мотивируют действия ребенка в природе, способствуют осознанию таких постоянных норм и правил поведения в естественной окружающей среде, в которых проявляется стойкое отношение человека к миру, и именно их  называют моральными.

Практические чувства. Чувства, которые связаны с практической деятельностью детей и зависимые от волевой деятельности ребенка, называют практическими.

Они оказываются в восторге, в удовольствии деятельностью, творческом подходе, радости от успехов или в неудовлетворении, безразличном отношении к деятельности. Практические чувства развиваются или погасают в зависимости от организации и условий деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся стойкими тогда, когда деятельность отвечает интересам, наклонам и способностям ребенка.

Показателем позитивного развития практических чувств является то, что дети умеют преодолевать определенные трудности, прилагают волевых усилий, чувствуют удовольствия от своей работы. Например, для создания благоприятных условий для жизни домашних животных нужно почистить клетку, помыть поилку, набрать чистой воды, нарезать моркови, насыпать зерна и др. Для этого нужен определенное время и физические усилия, которые можно было бы потратить на что-то другое, не меньше интересно и полезное, например, на игру. Но чувство долга, беспокойство, возможность почувствовать удовольствие от хорошо выполненной работы побуждают ребенка работать для маленьких любимцев.

Яркое представление детьми содержания и формы деятельности, ее процесса и результата для других людей и естественных объектов - основная предпосылка возникновения и развития практических чувств.

Следовательно, общение школьников с природой влияет на обогащение их эмоциональной сферы, развивает интеллектуальные, эстетичные, моральные и практические чувства, способствует становлению гармоничной гуманной и активной личности.

1.5 Роль педагога в экологическом воспитании младших школьников

В Международной программе экологического образования ЮНЕСКО-ЮНЕП комплексный подход к изучению окружающей среды и решение экологических проблем признается ведущим. Этот подход направлен на развитие экологического образования любой страны, которая разделяет идею интегрального подхода к решению экологических проблем и отображается в содержании учебно-учительной работы школы и профессиональной подготовки учителя [23].

Учителю не раз приходится убеждаться в том, что жизненный практический опыт детей преобладает своей действенностью специально организованную в школе образовательнуюработу. Ведь в семейном воспитании движущей силой есть эмоции, глубокие чувства любви к родителям, и потому образцы их поведения есть для ребенка эталонами и не подлежат критическому осмыслению.

Следовательно, педагог должен постоянно закреплять и развивать у детей понимания сущности каждого понятия, углублять его новыми, более яркими переживаниями, что усиливает интерес ребенка к их познанию, развивает любознательность и позитивное эмоционально-волевое отношение к окружающей среде.

Учитель должен создавать такие проблемные ситуации, какие бы постоянно требовали от ребенка не только использования знаний, но и проявления отношений к объектам и явлениям природы, что способствует закреплению уже сформированных представлений и навыков познавательной и природоохранной деятельности.

В школьном возрасте формирования отношений ребенка с природой, как уже отмечалось, лишь начинается. Некоторые представления, которые лежат в основе чувств, углубляются и конкретизируются во время школьной учебы. Другие, развиваясь и совершенствуясь, переходят друг в друга, взаимодополнются и взаимообогащаются вместе с опытом ребенка. Однако именно в школьном возрасте закладывается основа для их осознания, формируются представления о существенных признаках явлений природы. Поэтому учитель должен целеустремленно возвращаться к предварительно сформированным представлениям с целью их закрепления, углублять и расширять содержание представлений ребенка.

Информация о работе Экологическое воспитание младших школьников на уроках "Я и Украина"