Экологическое воспитание в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 22:42, реферат

Описание работы

Рассматривая пути решения проблем экологического воспитания, целесообразно проанализировать соответствующий опыт зарубежных стран, достигших успехов в этой области.

Содержание

1.Экология Японии



2.Цели экологического образования в Японии



3. Этапы сквозного экологического воспитания в Японии

Работа содержит 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМ. М. ТАНКА

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

РЕФЕРАТ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЯПОНИИ

 

 

Студентки 2 курса 201 группы

Жилинской Натальи

Минск-2012

Содержание:

 

1.Экология Японии

 

2.Цели экологического образования в Японии

 

3. Этапы сквозного экологического воспитания в Японии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Экология Японии  
 
Японцы научились уважать природу, и беречь её, миниатюзировать технику и технологию и относится к ним как к средствам, помогающим выжить. Борьба за выживание при вечной угрозе наступления тяжёлых времён и стихийных бедствий, стремление произвести товары при минимуме сырья - всё это стало для японцев образом жизни, и поэтому пустые траты считаются позором, чуть ли не преступлением. В 1989 году, когда Япония была полностью изолирована, ей приходилось преодолевать любые бедствия собственными средствами, был голод, землетрясения и пожары, многим пришлось начинать всё с нуля. Можно прямо сказать, что японцы стали мастерами по борьбе с кризисами. 
 
В Японии остро стоит проблема охраны природы от ущерба, наносимого деятельностью человека. Особую актуальность представляет борьба против ухудшения состояния окружающей среды в результате загрязнения земли, водоёмов и атмосферы производственными и бытовыми отходами, а также распространения шума, вибрации и т. д. Среди жителей наиболее экологически неблагоприятных районов получили распространение специфические заболевания, вызванные загрязнением окружающей среды. Под давлением общественности японское правительство было вынуждено принять неотложные меры по улучшению экологической обстановки. Природоохранное законодательство этой страны ныне включает основной закон об охране окружающей среды. Была создана целая система природоохранных органов во главе с управлением по вопросам окружающей среды. Большое внимание было уделено научно-техническому обеспечению охраны окружающей среды. В японском машиностроение сложилась под отрасль по производству очистного оборудования и средств контроля за состоянием окружающей среды. Осуществление природоохранных мероприятий и структурная перестройка японской экономики способствовали тому, что многие традиционные экологические проблемы в настоящее время решены. В тоже время возросла опасность для окружающей среды таких явлений, связанных с развитием НТП, как электронное излучение, загрязнение радиоактивными или редкими химическими элементами и их соединениями, возможность появления новых биологических видов в результате генетических манипуляций и т. д. Вторым направлением природоохранной деятельности являются мероприятия, направленные на сохранение ценных природных объектов, флоры и фауны. К их числу относится регулярное, раз в 5 лет, проведение обследований состояния природы, создание охраняемых территорий - природных парков.

 

 

2. Цели экологического образования в Японии

Рассматривая пути решения проблем  экологического воспитания, целесообразно  проанализировать соответствующий  опыт зарубежных стран, достигших успехов  в этой области.

Особый интерес вызывает методика экологического воспитания в Японии, поскольку японцам удалось взять под контроль экологическую ситуацию, более того, в целом стабилизировать ее, невзирая на то обстоятельство, что в этой стране была чрезвычайно высока степень отрицательного воздействия на окружающую среду в результате быстрого научно-технического прогресса. За последние 25 лет произошло изменение психического настроя людей в Японии. Экологическое мышление стало частью этических воззрений нации. По данным опросов, три четверти японцев готовы поступиться своими интересами, если это улучшит экологическую обстановку в стране (1993).

Вниманию и уважению к окружающей среде в Японии учат малышей, школьников, студентов, бизнесменов, домохозяек, президентов

компаний, мэров городов  и губернаторов - словом, воспитывают и учат всех.

Цели экологического образования формулируют здесь  следующим образом:

  • помочь понять прикладной характер проблем загрязнения окружающей среды в современном обществе, уяснить их связь с модернизацией Японии;
  • донести до широких слоев, что поддержание, охрана и воспроизводство качественной окружающей среды - это задачи и обязанности местных органов власти, которые должны исполнять их на основе принципа широкой демократии, т.е. максимального вовлечения населения в обсуждение и реализацию планов развития (в том числе промышленного и др.) районов (городов, поселков и т.д.) своего проживания. Таким образом, экологическое воспитание и образование должно быть прежде всего гражданским воспитанием и образованием, т.е. должно способствовать формированию у граждан активной, экологически нравственной жизненной позиции. Это является залогом сохранения и защиты достойной человека окружающей среды.

 

 

 

3.Этапы сквозного экологического  воспитания в Японии

В японской литературе обычно выделяют четыре основных этапа сквозного экологического образования:

  • первый - элементарное изучение организации природы. Это самый простой вид обучения, предназначенный для экологического образования в дошкольных учреждениях, а также в начальной и средней школе;
  • второй - изучение взаимодействия в природе, его роли в сохранении экосистем. Развиваются идеи сохранения природы, защиты исчезающих видов, сохранения памятников природы. Этот этап характерен для всех классов школы;
  • третий - изучение связи природной среды с человеческим обществом, воздействие сохранности экосистем на его благополучие. Развиваются идеи управления экосистемами, воспроизводства природных ресурсов. Этот вид обучения предназначен для старших классов школ, колледжей и университетов;
  • четвертый - собственно изучение дисциплины по окружающей среде. Этот вид обучения предназначен для студентов специализированных факультетов университетов, преподавателей, взрослой части населения.

По мнению японских специалистов, элементы экологического образования  должны включаться в учебные программы  не только естественно-научных и  социальных предметов, но и таких, как  география, анатомия, здоровье, физическое воспитание, домоводство и даже этика, родной и иностранный языки, музыка. Экологическое воспитание начинается в очень раннем возрасте, когда ребенок только начинает осознавать себя и тот мир, который его окружает. Цель экологического воспитания - защита, сбережение природы,

которая начинается сразу же за порогом нашего дома. Японские родители уделяют экологическому воспитанию детей большое внимание из-за естественной тревоги за их будущее здоровье и в надежде, что детям в будущем удастся если не улучшить, то хотя бы сохранить на существующем уровне качество окружающей среды.

"Работая в Японии  и выезжая по выходным дням  за город, - пишет один из исследователей, - мне не раз доводилось видеть  небольшие группы японских ребят  в возрасте от старшей группы  детского сада до первых классов  начальной школы, которые под руководством своих преподавателей проходили, как выяснилось, не столько урок непосредственного знакомства с природой, сколько урок ее практической охраны, урок бережливого отношения к окружающей среде. Надолго запомнится, как малыши неутомимо сновали по территории горного парка, по обочинам тропинок, собирая в большие полиэтиленовые мешки различные признаки цивилизации, пустые алюминиевые банки из-под прохладительных напитков, использованные батарейки от различной бытовой радиоаппаратуры и др. Эффект таких действий, очевидно, не мал. Ребята на практике узнают, как не следует себя вести по отношению к природе и что нужно делать для ее сохранения. Что касается взрослых, то, наверное, увидев работу малышей, они хотя бы на несколько часов воздержатся от того, чтобы мусорить, где попало.

Практикуется также  проведение муниципалитетами и общественными  организациями дней массового сбора  отходов, которые в отдельных  населенных пунктах или районах  крупных городов могут устраиваться как ежегодно, так и ежеквартально, но чаще 1 - 2 раза в год. Эти дни проводятся в одни и те же сроки, о которых жители извещаются заранее.

Во многих случаях  такие дни становятся своеобразными  праздниками, поскольку организаторы стремятся широко использовать разнообразные  средства для привлечения людей: это и яркие плакаты, призывающие принять участие в сборе отходов и объясняющие важность утилизации вторичного сырья, и украшение мест сбора цветами, гирляндами, и музыка и т.д. Иногда между участниками устраиваются соревнования, победители которых награждаются. На примере острова Хоккайдо можно показать, как развивалось общественное движение по сбору мусора.

В 1975 г. места отдыха и  обочины дорог острова были завалены пустыми банками. В 1976 г. 14 ассоциаций предложили организовать кампанию по сбору мусора. 25 октября 1981 г. было объявлено днем без единой пустой банки. 130 тыс. участников движения в этот день собрали 2,15 млн банок. С 1982 по 1985 г. включительно

кампания по сбору  банок проводилась 8 раз с участием 1,8 млн человек. Общий сбор составил 25,4 млн банок.

В Японии, где урбанизация  доведена до предела, особенно заметна  та настойчивость, соответствующая  национальным традициям, с которой  жители городов используют любую  возможность контактов с природой. Она проявляется:

  • в маленьких зеленых двориках, где на нескольких квадратных метрах ее создатели пытаются отобразить все многообразие японской природы;
  • в бережно сохраняемых праздниках любования цветущей сакурой;
  • в постоянно развиваемом искусстве бонсай (в тех миниатюрных деревьях, которые в течение многих лет терпеливо выращиваются в цветочных горшках);
  • в отмене занятий школьников в то время, когда идет снег, цветет сакура и пр. (японская вишня сакура не дает плодов, но люди ценят ее за красоту, а не за пользу).

Овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ таких знаний. В соответствии с профилем в специальных средних и высших

Важно разработать систему практического  участия и молодежи, и взрослых в деле охраны природы. В частности, организовать "зеленые" молодежные отряды для очистки от мусора лесов  и берегов рек вокруг городов  и для помощи в контроле за состоянием окружающей среды (анализ воздуха и воды, продуктов питания и уровня радиации). Целесообразно наладить выпуск простейшей аппаратуры экологического контроля для использования ее населением в повседневной жизни, так как речь идет о здоровье людей и будущих поколений.

Целью этой деятельности должны быть воспитание уважения к природе, экологически обоснованное участие каждого человека в развитии производительных сил  человечества для обеспечения высокого жизненного уровня в разных регионах земного шара и сохранения в то же время экологического равновесия для ныне живущих и будущих поколений. Необходимо четкое понимание важной роли развития энергосберегающих и материалосберегаю-щих технологий в производстве, экономии ресурсов, энергии в повседневной жизни.

Экологическое образование предполагает:

  • 1) формирование системы знаний о взаимоотношениях человека и природы, понимание, что человек не господин природы, а ее часть (когнитивный уровень);
  • 2) формирование системы экологических ценностей, эмоционального, ответственного, бережного, любовного отношения к природе и человеку как части природы (аффективный уровень);
  • 3) формирование деятельностного подхода к защите, охране и восстановлению природы и физического и душевного здоровья человека в соответствии с принципом "мыслить глобально, действовать локально" (конативный уровень).

 

Литература:

 

1. Иванов О.В., Мельник Л.И., Шепеленко А.Н. Опыт природопользования в Японии. - М., 1991. - С. 203.

2. http://www.jap-land.ru


Информация о работе Экологическое воспитание в Японии