Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы изучить факторы, определяющие преимущества и перспективы использования мультимедийных учебников по географии.
Задачи:
изучить отличительные особенности использования мультимедийных учебников как средства обучения;
провести анализ некоторых мультимедийных учебников.

Содержание

Введение
3

Глава 1. Особенности электронных мультимедийных учебников
5
1.1. Структурная организация мультимедийного учебника 5
1.2. Требования, предъявляемые к мультимедийным учебникам 9

Глава 2. Методика работы с мультимедийными учебниками по географии
12
2.1. Особенности работы с мультимедийными учебниками 12
2.2. Анализ мультимедийных учебников по географии 17
2.3. Анализ мультимедийного учебника по географии класса 23
Глава 3. Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии 26
3.1. Использование мультимедиаучебника по географии на уроках в 7 классе 26
3.2. Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии 31

Заключение
37

Список литературы
40

Приложения

Работа содержит 1 файл

Методика работы с мультим учебн.docx

— 136.13 Кб (Скачать)

Введение

3
 
Глава 1.  Особенности  электронных мультимедийных учебников
 
5
     1.1. Структурная организация мультимедийного учебника 5
    1.2. Требования, предъявляемые к мультимедийным учебникам 9
 
Глава 2. Методика работы с  мультимедийными учебниками по географии
 
12
    2.1. Особенности работы с мультимедийными учебниками 12
    2.2. Анализ  мультимедийных учебников по географии 17
   2.3. Анализ мультимедийного учебника по географии   класса 23
Глава  3. Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии 26
    3.1. Использование мультимедиаучебника по географии на уроках в 7 классе 26
    3.2. Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии 31
 
Заключение
 
37
 
Список  литературы
 
40
 
Приложения
 
45
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Процесс вхождения школы в мировое  образовательное пространство требует  совершенствование. Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационным обществам. Лавинообразный рост объёмов  информации в ХХI веке, принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности.

     Информационный  взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы»  без использования технических  средств давно исчерпали свои возможности. Наиболее доступной формой автоматизации обучения является применение компьютеров, то есть использование  машинного времени для обучения и обработки результатов контрольного опроса знаний учащихся. Всё большее  использование компьютеров позволяет  автоматизировать, а тем самым  упростить ту сложную процедуру, которую используют и учителя  при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода «электронных учебников», методических пособий на компьютере имеет ряд  важных преимуществ. Во-первых, это  автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически  неограниченным объёмом данных. Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных  пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых «электронных учебников». Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не ограничивается в средствах представлениях информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний.

     Актуальность  темы. Перспективным представляется соединение возможностей мультимедиа с идеями проблемного обучения, с элементами критического мышления разработка с помощью мультимедиа проблемных ситуаций различных типов.  Конструктивной является задача алгоритмизации и автоматизации процесса составления проблемных заданий средствами компьютера, с применением мультимедийных учебников на основе формализации некоторых элементов этого процесса. Актуальной стала проблема определения наиболее эффективной с точки зрения обучения комбинации многорецепторных средств наглядности, которая имеется в арсенале мультимедийных учебников.

     Объектом являются методические основы использования мультимедийных учебников в образовании, в частности в географии.

     Предметом исследования являются мультимедийные учебники по географии.

     Целью работы изучить факторы, определяющие преимущества и перспективы использования мультимедийных учебников по географии.

     Задачи:

  • изучить отличительные особенности использования мультимедийных учебников как средства обучения;
  • провести анализ некоторых мультимедийных учебников.

     Методы  исследования: исторический, системный, описательный, моделирование, сравнительный, социологический, метод информационных технологий.

     Практическая  значимость состоит в возможности использования учителями электронных мультимедийных учебников на уроках географии. 
 
 

    Глава 1. Особенности электронных мультимедийных учебников 

     1.1. Структурная организация мультимедийного учебника

     Мультимедийный учебник - это учебник, при создании которого используется компьютерная технология МУЛЬТИМЕДИА, то есть технологии передачи цвета, звука, графики и т.д. в любой комбинации. Это определение не противоречит терминам “обучающая программа” и “электронный учебник, хотя последний, строго говоря, может и не быть мультимедийными (то есть в этом учебнике может быть использована только технология обработки текста).

     На  этом этапе целесообразно вернуться  к понятию электронного учебника (ЭУ) или мультимедийного учебника (МУ), сравнить ЭУ с обычным текстовым учебником (ОУ). Использование компьютера для воспроизведения на экране монитора текста и цветных иллюстраций, полностью копирующих ОУ, не дает права полученному продукту называться ЭУ, это всего лишь электронная форма ОУ, которую значительно тяжелее читать на экране. ОУ может предстать перед нами и в письменной (рукописной) форме и не изменить своей сущности и в то же время будет более удобен для чтения по сравнению с электронной формой. Повторим, нельзя называть ЭУ любой продукт образовательного характера только из-за того что он может быть использован исключительно с помощью компьютера. Воспроизведение или использование такого продукта с помощью средств информатики является необходимым, но не достаточным условием. Кстати, обратим внимание, что воспроизведение больших объемов текста и простых иллюстраций возможно с помощью телевидения - в телетексте, а частичное воспроизведение текстов, размещенных во Всемирной паутине (у нас часто пишут "в Интернете") - с помощью мобильных телефонов.

     Целесообразно в понятие ЭУ (МУ) вкладывать несколько  иной смысл. ЭУ (МУ)  называется продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера), соответствующий утвержденной программе обучения или программе, разработанной автором для предложенного курса, и имеющий принципиально новые черты по сравнению с ОУ. К таковым обычно относят свойства мультимедийности, виртуальной реальности, высокой степени интерактивности, использование "педагогических агентов влияния", настройки на личностные характеристики обучаемого и т.д. Вместо слов "соответствующий утвержденной программе обучения", может быть, даже лучше использовать "обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического процесса обучения", по определению Л.Х. Зайнутдиновой.

     Начиная с 1998 г., появилось много работ, в которых рассматриваются проблемы разработки ЭУ, несколько меньше - использование ЭУ в учебном процессе. До сих пор основными создателями ЭУ являются программистские коллективы, для которых важно заявить о себе в качестве разработчиков мультимедийных и пр. продуктов. Они вовсе не задумываются о том, как можно использовать разработанный продукт в учебном процессе. Им кажется, что они вложили в продукт все, что могли: ЭУ богато иллюстрирован, есть гипертекст, гипермедиа, индексы, разнообразные средства навигации и т.д. Удивляет только одно: разработанный продукт почему-то не используется ни учителями, ни школьниками. Хорошо бы понять, почему это происходит.

     Электронный учебник и образовательный процесс. Конечно, новые электронные продукты (да и, вообще, возможности новых  информационных технологий) с трудом вписываются в узкое русло  существующей классно-урочной системы, к тому же есть ряд других проблем. К сожалению, разработкой и использованием новых форм обучения занимается не так много специалистов, хотя о  проблемном подходе, методе проектов, креативном обучении и пр. многие уже не раз слышали. Приходится констатировать, что разрабатываемые программистскими коллективами ЭУ часто не вписываются и в новые формы обучения, поскольку программисты знакомы с ними только понаслышке. Получается противоречие: новейшие (по технологиям) продукты разрабатываются программистами, знающими на собственном опыте только старые формы обучения и пытающимися приспособить разрабатываемый электронный продукт именно к этой устаревшей форме. Нечто подобное уже было в Советском Союзе, когда новейшие станки использовались для изготовления вышедших из строя деталей от устаревших дореволюционных станков.

     Большинство разработчиков, так называемых ЭУ предлагает уже готовый продукт и не может одновременно предложить эффективный способ использования этого продукта, поскольку не владеют основами психолого-педагогических знаний. Такой продукт может быть очень симпатичным, содержать всякие программистские "прибамбасы" типа изоморфинга, крутящихся 3D-моделей или мигающих флэш-изображений, но быть абсолютно непригодным к использованию в школе или ВУЗе.

     Что делать, или программирование "сверху-вниз". Программистам, знакомым с весьма популярным методом проектирования "сверху-вниз", а также коллективам, ведущим разработки ЭУ, хотелось бы дать, в соответствии с этим методом, следующую рекомендацию. Представьте, что ЭУ, который вы хотите создать, уже разработан. Напишите, как вы (или ваши знакомые преподаватели) рекомендуете его использовать в учебном процессе в классе. Что должен сделать преподаватель, что будут делать студенты, как эта деятельность хотя бы приблизительно будет связана с учебной программой и количеством часов, отводимых на изучение данной темы, смогут ли студенты успешно работать с клавиатурой или мышкой при использовании данного интерфейса, какой начальный уровень знаний (не только по предмету, но и по использованию средств информатики) необходим для изучения данного раздела, сколько необходимо иметь компьютеров в классе для успешного изучения темы, что будет, если за одним компьютером будут сидеть два, три, а то и четыре студента, как изменится эффективность и качество обучения.

     Если  продукт разрабатывается не для  классно-урочной системы, предложите метод обучения, дайте рекомендацию педагогу в связи с его новой  ролью (тьютора, наставника или консультанта и т.д.), опять же ответьте на большую часть вопросов из предыдущего абзаца... Только убедившись, что вы в состоянии дать необходимые разъяснения и рекомендации, что разрабатываемый продукт улучшит качество обучения, повысит "производительность труда студента или преподавателя", приступайте к разработке ЭУ.

     Приходится  констатировать, что разработчики не задают себе этих вопросов. В большинстве  фирм их даже некому сформулировать, так  как в их составе преобладают  менеджеры и тестировщики, а представители педагогической формы деятельности практически полностью отсутствуют. Конечно, не только на них экономят фирмы, но именно сейчас, в связи с последними государственными программами информатизации образования, резко возрастает рынок мультимедийных образовательных продуктов, и отсутствие педагогов среди разработчиков приводит к отрицательным экономическим результатам для этих фирм. Предложение начинает не соответствовать спросу.

     Для понимания некоторых новых возможностей ЭУ попробуем привести примеры, когда  использование обычных учебников  неэффективно.

     I. Представим себе, что мы должны  дать подробное представление  о большом лекционно-демонстрационном  или лабораторном зале. В этом  случае нужно описать форму  зала, высоту потолков, мебель, которая  там находится, оборудование, состав  аудитории, одежду находящихся  в зале, расположение светильников  и т.д. Известно, что в художественной  литературе такие описания пейзажа,  внутреннего убранства домов  занимают достаточно много места,  и требуется несколько минут,  чтобы прочитать соответствующий  текст-описание и представить это помещение или пейзаж. В то же время обычному человеку, который войдет в такой зал или выйдет на высокий берег реки, достаточно десяти-двадцати секунд, чтобы оглядеться вокруг и получить достаточно полное представление о помещении или пейзаже.

     ЭУ  должен предоставлять аналогичные (близкие к реальности) возможности. В нем, например, можно использовать на порядок больше иллюстраций, чем в обычном учебнике, фрагменты видеофильмов, а можно использовать панорамы виртуальной реальности, с помощью которых на экране компьютера можно получить полное представление об окружающей обстановке, в том числе и об источниках звука, рассмотреть подробнее определенные предметы и даже прочитать их описание или прослушать (продолжая их рассматривание) эту же информацию.

     Этот  способ представления информации может  быть широко использован в учебных  дисциплинах, в которых присутствует описательная информация: география, история, в определенной степени - литература, представление различных экспериментальных  установок (физика и химия).

     Таким образом, электронный учебник должен, сохраняя все возможности обычных  учебников, обладать принципиально  новыми, по сравнению с ними, качествами, включающими элементы гипермедиа и  виртуальной реальности, обеспечивающими  высокий уровень наглядности, иллюстративности и высокой степени интерактивности, обеспечивать новые формы структурированного представления больших объемов  информации и знаний, возможности  эффективного поиска требуемой информации (в том числе используя "дерево знаний", индексы, различные способы  навигации и т.д.).  

     1.2. Требования предъявляемые к мультимедийному учебнику 

Информация о работе Эксперимент по применению электронных учебников на уроках географии