Экспериментальное изучение двигательной активности детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: двигательное поведение детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: определить систему работы педагога по формированию двигательного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы двигательной деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………...5

1.1. Роль и место физической активности в жизнедеятельности человека…………..5

1.2. Роль двигательной активности в социально-биологическом развитии ребенка……………………………………………………………………………………6

1.3. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста……….7

1.4. Двигательный режим детей дошкольного возраста………………………………9

Глава II. Экспериментальное изучение двигательной активности детей дошкольного возраста………………………………………………………………….12

2.1. Организация и методы исследования…………………………………………..12

2.2. Методика совершенствования работы по руководству двигательной активности детей……………………………………………………………………………………..13

2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования………………………………..16

2.4. Методические указания, направленные на развитие двигательной активности детей……………………………………………………………………………………..19

Заключение……………………………………………………………………………...21

Литература………………………………………………………………………………23

Приложения……………………………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Курсовая двигательная активность.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

   СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы двигательной деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………...5

1.1. Роль  и место физической активности в жизнедеятельности человека…………..5

1.2. Роль двигательной активности в социально-биологическом развитии ребенка……………………………………………………………………………………6

1.3. Характеристика  двигательной активности детей дошкольного возраста……….7

1.4. Двигательный  режим детей дошкольного возраста………………………………9

Глава II. Экспериментальное изучение двигательной активности детей дошкольного возраста………………………………………………………………….12

2.1.    Организация и методы исследования…………………………………………..12

2.2. Методика совершенствования работы по руководству двигательной активности детей……………………………………………………………………………………..13

2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования………………………………..16

2.4. Методические указания, направленные на развитие двигательной активности детей……………………………………………………………………………………..19

Заключение……………………………………………………………………………...21

Литература………………………………………………………………………………23

Приложения……………………………………………………………………………..25

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ

 
         Одной из важнейших проблем современного общества является существенное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста и постоянно снижающийся уровень их физических кондиций.

    Как медиков, так и педагогов, волнует  прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети, как считает Сухарев А. Г., составляют 3-4 %. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Причин роста патологии множество. Это и плохая экология, и несбалан6сированное питание, информационные и нейропсихические перегрузки, и снижение двигательной активности. А двигательная активность  в свою очередь является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма.[15]

    Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм  проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.

    Существенной  стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, а также средством всестороннего гармонического развития ребенка. [13]

    Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей дошкольного возраста. До сих пор теория и методика дошкольного воспитания являлась переложением теории и методики физической культуры и приспособлением ее положений к физическому воспитанию дошкольников.

    Однако  разработка самих методов невозможна без знаний характера развития основных физических качеств в зависимости от многих факторов, но особенно от двигательной активности и соматотипа ребенка.

    В то же время в недостаточной мере изучены возрастные особенности  развития двигательных способностей детей, различия в физическом воспитании и  обучении детей каждого года жизни.

    Именно  в детском возрасте формируются  жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент  двигательного опыта, осваивается  азбука движения, из элементов которой  в последствии формируется вся  двигательная деятельность человека.

    Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки данного вопроса в воспитании детей дошкольного возраста, т.к двигательная активность играет немаловажную роль. 

Объект  исследования: дети старшего дошкольного возраста.

 Предмет исследования:   двигательное поведение детей старшего дошкольного возраста. 

  Цель исследования: определить систему работы педагога по формированию двигательного поведения детей старшего дошкольного возраста.

 Гипотеза: На наш взгляд, формирование оптимальной двигательной активности у старших дошкольников будет происходить более активно при условии, разработки методов и приемов руководства двигательной активностью детей.

 Задачи:

1. Проанализировать научную литературу по данной проблеме и теоретически обосновать основы двигательной деятельности детей дошкольного возраста.

2. Изучить степень двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении.

3. Разработать  методы и приемы руководства  двигательной активностью детей   старшего  дошкольного возраста.

4.Апробировать  методы руководства двигательной  активностью детей с разной подвижностью в экспериментальных условиях.

 5.Разработать методические  рекомендации по внедрению в практику методики формирования оптимальной двигательной активности.

Для решения  поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературных  материалов, педагогические наблюдения,  педагогический эксперимент. Были применены также и другие методики исследования: шагометрия, с помощью которой получены данные двигательной активности. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАТ 

1.1. Роль  и место физической активности  в жизнедеятельности человека. 
 

    В свете современных представлений  о здоровье возрастает значение рационально  организованного физического воспитания человека в процессе его развития, так как биологической основой физической культуры является движение - важнейший стимулятор процессов роста, развития и совершенствования организма.

    В современных исследованиях [5; 12] отмечается, что в двигательной активности человека скрыты огромные возможности для развития и мобилизации физических способностей, играющих существенную роль в развитии индивида и общества. В этой связи нам представляется важным выявить роль физической активности в процессе жизнедеятельности человека. Выделяя физическую активность человека как социально-биологический феномен, В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов, отмечают, что содержание физической активности человека составляет его систематическая, мотивированная деятельность, направленная на физическое совершенствование. При этом главным ее компонентом являются занятия физическими упражнениями, в основе которых лежат целенаправленные движения. Таким образом, физическую активность можно определить как целеустремленную двигательную деятельность человека, направленную на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков и способностей с учетом личностных мотиваций и социальных потребностей. [2]

    В.К. Бальсевича подчеркивает, что сравнительное изучение естественного и интенсивно стимулируемого развития физической активности человека позволит найти подходы к разработке оптимальных двигательных режимов.  
Между тем, на сегодняшний день несформулированность проблемы физической активности как социально-биологического явления в разных областях науки в значительной степени сдерживает построение эффективных технологий и организационно-методического обеспечения физической активности человека на всех этапах его индивидуальной эволюции [1]. Следовательно, в таких условиях будет достаточно сложно обеспечить процесс развития физического потенциала детей дошкольного возраста, то есть как раз того возраста, который наиболее сенситивен для развития практически всех физических качеств. Упущенные в это время возможности трудно компенсировать в последующие периоды индивидуальной эволюции человека. Следует подчеркнуть, что в этот же возрастной период может быть сформирована осознанная мотивация физического совершенствования, привычка заботиться о своем здоровье и оптимальном режиме двигательной активности. Кроме того, осознанная мотивация могла бы в дальнейшем способствовать активному поиску своего места в различных формах организованной или самостоятельной двигательной активности, направленного на развитие своего физического потенциала.

    На  сегодняшний день задача формирования двигательной активности выделена во всех образовательных программах для  детей дошкольного возраста (программы  «Пралеска», «Развитие» и др.). 
 

1.2. Роль  двигательной активности в социально-биологическом развитии ребенка 
 

    Тот факт, что двигательная активность совершенствует физические кондиции, повышает работоспособность, общеизвестен. Он подтвержден неоднократно в специальных  экспериментах и наблюдениях [2].  Не менее известно, что научно-техническая революция ведет к уменьшению доли тяжелого физического труда и на производстве, и в быту, а, следовательно, к неуклонному снижению доли активной двигательной деятельности. Вместе с тем, в условиях современного производства и общей повышенной интенсивности ритма жизни возросли требования к физическому здоровью человека. По мнению В.К. Бальсевича [2], современное понимание физического здоровья основывается на представлениях о комплексе биосоциальных свойств человека, обеспечивающих ее активное и эффективное функционирование в среде. При этом главной целью процесса формирования физического здоровья человека являются высокие показатели функционирования и адаптивных возможностей всех систем его организма. Следует отметить, что формирование потенциала адаптивных возможностей с разной степенью интенсивности происходит в течение всей жизни человека. Одним из ведущих стимулов этого процесса является двигательная активность [3].

    По  мнению А.Г. Щедриной [6], под двигательной активностью следует понимать неотъемлемый и сложный комплекс поведения человека, зависящий от биологических и внешних факторов.

    Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов [16] предлагают определять двигательную активность как естественную основу накопления резервов здоровья человека.  
А.А. Маркосян рассматривает двигательную активность как решающий фактор, определяющий морфологическое и функциональное развитие двигательного анализатора.

    Э.А. Степаненкова определяет двигательную активность как «...основу индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка». [14] 
Таким образом, двигательная активность — это биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависят уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие. Рассматривая вопрос о роли двигательной активности в социально-биологическом развитии ребенка, следует подчеркнуть, что человек обладает высокой пластичностью всех программ жизнедеятельности, обеспечивающих взаимодействие организма со средой существования, в том числе и с социальной. Особой пластичностью по сравнению с животными характеризуется генетическая специализация человека в сфере двигательной деятельности. Человек накапливает двигательный опыт благодаря отсутствию жесткой генетической программы, ограничивающей проявление двигательной функции [6]. В этой связи, по определению Н.А. Фомина, Ю.Н. Вавилова [15], накопление и обогащение двигательного опыта ребенка с целью использования «двигательного богатства» на последующих этапах жизнедеятельности является биологически оправданным.

    Таким образом, на наш взгляд, приобретение ребенком огромного количества двигательных умений и навыков, которые в значительной мере перекрывают врожденные двигательные задатки благодаря высокой пластичности мозга и удлиненному периоду биологического созревания, может быть достигнуто только при целенаправленном физическом воспитании.

    Руководствуясь  вышеприведенными положениями, имеющими большое значение для темы нашего исследования, следует также отметить, что человек способен обеспечивать формирование организма не только на основе наследственно заложенной программы и в результате текущих влияний внешней среды. Это возможно еще и потому, что период детства человека более длителен, чем детство даже наиболее развитых животных. По мнению А.А. Маркосяна, именно это и есть важнейшее преимущество человека, так как имеется продолжительный период обучения, благодаря которому он может достигнуть высоких ступеней развития. «Продолжительное детство делает из человека виртуоза в физическом и интеллектуальном смыслах», - писал Э. Эриксон [6]. 

Информация о работе Экспериментальное изучение двигательной активности детей дошкольного возраста