Экспериментальное изучение двигательной активности детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: двигательное поведение детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: определить систему работы педагога по формированию двигательного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические основы двигательной деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………...5

1.1. Роль и место физической активности в жизнедеятельности человека…………..5

1.2. Роль двигательной активности в социально-биологическом развитии ребенка……………………………………………………………………………………6

1.3. Характеристика двигательной активности детей дошкольного возраста……….7

1.4. Двигательный режим детей дошкольного возраста………………………………9

Глава II. Экспериментальное изучение двигательной активности детей дошкольного возраста………………………………………………………………….12

2.1. Организация и методы исследования…………………………………………..12

2.2. Методика совершенствования работы по руководству двигательной активности детей……………………………………………………………………………………..13

2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования………………………………..16

2.4. Методические указания, направленные на развитие двигательной активности детей……………………………………………………………………………………..19

Заключение……………………………………………………………………………...21

Литература………………………………………………………………………………23

Приложения……………………………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Курсовая двигательная активность.doc

— 330.50 Кб (Скачать)
 

    В процессе экспериментальной работы было обнаружено явление переноса двигательных умений и навыков. Приобретенных детьми в организационных формах работы по развитию движений в самостоятельную деятельность. Наиболее ярко проявился перенос спортивных игр и упражнений у детей со средним уровнем двигательной активности.

    За счет систематической индивидуально-дифференцированной работы, осуществляемой нами с воспитателем в формирующем эксперименте, с детьми высокой и низкой подвижностью к концу эксперимента произошли изменения в характере их самостоятельной деятельности. Изменения характера физических упражнений в процессе педагогического эксперимента приведены в таблице 2.5.(приложение 3). У детей с высокой двигательной активностью возрос процент использования упражнений в метании, бросании и ловле, а также упражнения в равновесии. У детей с низкой двигательной активностью увеличился процент использования физических упражнений в беге, прыжках и спортивных упражнениях. Значительно сократилось время статистической позы у этих детей.

    Дети стали творчески использовать в своих играх разнообразные физкультурные пособия. Продолжительнее стало общение между детьми в процессе совместно выполняемых движений в играх. Постоянная увлеченность, умение быстро заняться интересным делом, большой интерес к спортивным играм – все это было характерно для детей экспериментальной группы.

    Проведенная индивидуально-дифференцированная работа оказала положительное влияние на содержание самостоятельной деятельности детей экспериментальной группы, на их поведение. Была отмечена общая уравновешенная активность в течение всего дня, хорошее настроение, интерес к различным видам деятельности.

    Вся экспериментальная работа, проведенная  в старшей группе, оказала положительное  влияние на все три показателя ДА (количество локомоций, продолжительность, интенсивность).

Уровни  двигательной активности  детей (контрольный эксперимент)

       

             Уровень

                                         Группа
             экспериментальная           контрольная
         Высокий                 7%                21 %
         Средний                 78 %                64 %
          Низкий                 15 %                15 %
 

    В экспериментальной  группе увеличилось количество детей со средней подвижностью, уменьшилось число детей с высокой и низкой подвижностью. В контрольной группе изменений не произошло.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  предложенные педагогические приемы регулирования ДА детей старшего дошкольного возраста оказали значительное влияние на рациональное использование детьми разнообразных физических упражнений в самостоятельной деятельности, а также на повышение ДА детей средней и низкой подвижности.

    Самостоятельная двигательная деятельность детей  стала значительно богаче по содержанию, у них появился устойчивый интерес к играм спортивного характера (бадминтон, баскетбол, теннис, городки) и спортивным упражнениям. Творческие игры стали носить целенаправленный характер с использованием разнообразных движений и физкультурных пособий. У детей экспериментальной группы значительно возросли все три показателя ДА (количество локомоций, продолжительность, интенсивность), а также и показатели двигательной подготовленности. 
 

2.4. Методические указания, направленные на развитие двигательной активности детей 

    Двигательный режим складывается из самостоятельной двигательной деятельности и организованных физкультурных мероприятий. Процентное соотношение их разное в группах раннего, младшего и старшего дошкольного возраста, однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей ДА. Это можно объяснить тем, что потребность детей в движении наиболее полно реализуется в самостоятельной деятельности. Она является наименее утомительной из всех форм двигательной активности и содействует индивидуализации двигательного режима. Кроме того, именно в самостоятельной деятельности ребенок в наибольшей степени проявляет свое двигательное творчество, а также уровень овладения двигательными умениями. Самостоятельная двигательная деятельность детей требует особого - опосредованного - руководства, которое осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей. [20]

    Поэтому проанализировав научную литературу, и проведя педагогический эксперимент, мы пришли к выводу, что воспитателю необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • обеспечить каждому ребенку возможность двигаться по своему усмотрению в любое время дня;
  • наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости прийти на помощь;
  • предусмотреть каждому из детей место для движений, где никто не мешает, оберегать это пространство;
  • привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнить те или иные движения;
  • снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, помочь ему выбрать пособие для движений при помощи вопроса, загадки, совета;
  • пытаться без навязывания объединить в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, куклу, обруч, скакалку и т.д.) и показав варианты действий, если это необходимо;
  • обыгрывать новые пособия и игрушки, показав, как по-разному можно с ними действовать (например, по доске - ходить, бегать, прыгать, ползать, прокатывать машину, мяч; скакалку крутить вдвоем, делать из нее дорожку, круг, а затем выполнять разные движения, в том числе и с куклой и т.д.);
  • при знакомстве с новой игрушкой показать в первую очередь: малоподвижным детям - несложные активные движения и перемещения в пространстве, детям большой подвижности - движения, требующие точности, сдержанности, осторожности (ходьба, бег, прокатывание мяча по ограниченной плоскости, все виды лазанья и т.п.);
  • отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий, чаще менять их расположение, обеспечить сменяемость не только в течение недели, но и дня;
  • не усаживать на место чрезмерно подвижного ребенка, полезнее внести в его бесцельный бег целесообразность, подсказать сюжет;
  • иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения, вызвать интерес к ним;
  • периодически строить вместе с детьми «полосы препятствий» из имеющихся пособий и учить преодолевать их по-разному;
  • обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами всех основных движений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  

      Наша работа посвящена  формированию  оптимального двигательного поведения  детей старшего дошкольного возраста.

    В связи с поставленной целью в первой главе моего исследования я рассмотрела  двигательное развитие детей старшего дошкольного возраста  с точки зрения современной педагогики и выяснили, что двигательное развитие детей рассматривается как формирование двигательных умений и физических качеств. Одним из информативных критериев оценки двигательного развития, является двигательная активность ребенка. Двигательная активность — одно из необходимых условий здоровья и развития ребенка

   Таким образом,  двигательная активность должна считаться важнейшим показателем двигательного развития дошкольника. Для осуществления оптимальной двигательной активности детей необходимо правильно и грамотно организовать двигательный режим, цель которого состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться повышения уровня здоровья детей, обеспечивать овладение двигательными умениями и навыками.

   Знание особенностей двигательной активности детей и степени обусловленности ее воспитанием и обучением необходимо для правильного построения процесса физического воспитания детей.

      Затем, в практической части был осуществлен анализ состояния двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группе. В ходе констатирующего эксперимента мы выявили 3 уровня двигательной активности детей. Высокий уровень составил 15% в экспериментальной группе и 21% в контрольной. Средний уровень – 64% в экспериментальной и контрольной группах. Низкий уровень составил 21% в экспериментальной и 15% - в контрольной группе. Установление уровней сформированности ДА и составление на их основе психолого-педагогических характеристик на детей дало возможность проводить дифференцированную работу с подгруппами детей с учетом этих уровней и внутри каждой из них использовать индивидуальный подход.

    После проделанной работы самостоятельная двигательная деятельность детей  стала значительно богаче по содержанию, у них появился устойчивый интерес к играм спортивного характера и спортивным упражнениям. Творческие игры стали носить целенаправленный характер с использованием разнообразных движений и физкультурных пособий. У детей экспериментальной группы значительно возросли все три показателя ДА (количество локомоций, продолжительность, интенсивность), а также и показатели двигательной подготовленности.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  предложенные педагогические приемы регулирования  ДА детей старшего дошкольного возраста  оказали значительное влияние на рациональное использование детьми разнообразных физических упражнений в самостоятельной деятельности, а также на повышение ДА детей средней и низкой подвижности.

    Одной из важных задач в работе с детьми является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий, заполнялись разумно, интересно, чтобы они были действенным средством  воспитания детей. В значительной мере это зависит от воспитателя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.

   Исходя  из анализа опытно-экспериментальной  работы можно сделать выводы о  правильности выдвинутой гипотезы и  построению экспериментальной работы по формированию оптимального двигательного поведения старших дошкольников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЛИТЕРАТУРА 

  1. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. –  М.: Теория и практика физ. культуры. 2000. – 274 с.
  2. Бальсевич В.К. «Здоровье в движении» М. «Советский спорт», 1988г.
  3. Бажуков С. М. Здоровье детей – общая забота. – М., Физкультура и спорт, 1987г.- 127 с.
  4. Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. М.: "Просвещение". 1983 – 174 с.
  5. Лазарев М.Л. Здравствуй!: Учеб. метод. пос. для педагогов дошк. образов. учрежд. - М.: Мнемозина, 2004. - 248 с.
  6. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: "Просвещение". 1985 – 201с.
  7. Мащенко М. В., Шишкина В. А. Физическая культура дошкольников (в вопросах и ответах). – Могилев, 1997.
  8. Никитин Б. «Развивающие игры», М.: «Педагогика», 1985 г.
  9. Пралеска: программа дошкольного образования/ Е. А. Панько [и др.].- Минск: НИО; Аверсэв, 2007.- 320 с.
  10. Поздняк Л.В., Бондаренко А.К. и др. Организация работы детского сада.—М.: Просвещение, 1995г.
  11. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования, с русским языком обучения/ Е. А. Панько [и др.].- Минск: НИО; Аверсэв, 2007.- 304 с.
  12. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 256 с.
  13. Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского "Здоровый дошкольник". - Москва: издательство АРКТИ, 2001г.-  с.151.
  14. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с.
  15. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 272 с.
  16. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт,1991.-224с.
  17. Фролов В. Г. Физкультурные занятия, игры, упражнения на прогулке. – М., Просвещение, 1986. – 159 с.
  18. Шишкина В. А. Двигательное развитие детей дошкольного возраста: метод. пособие/ В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2006 – 32 с.
  19. Шишкина В. А. Здоровый ребенок: Физическое воспитание – основа здоровьесберегающего образовательного процесса в дошкольном учреждении. // Пралеска, 2006 г., № 9 
  20. Шишкина В. А. Журнал мониторинга здоровья, физического и двигательного развития дошкольников. – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2005
  21. Шебеко В. Н., Шишкина В. А., Ермак Е. Е. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учебник для учащихся пед. колледжей и училищ. – Минск: Университетское, 1998. – 184 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ 1 
 

Таблица 2.1.  Результаты изучения двигательной активности детей (экспериментальная группа)

Ф. И. Количество  движений Продолжительность

(мин.)

Интенсивность движения в минуту Уровни подвижности
1 Букин Саша 16870 210 80 Б
2 Ворон Лена 13980 210 67 С
3 Гусева Оля 9890 210 47 М
4 Ивин Саша 12700 210 60 С
5 Кот Дима 17920 210 85 Б
6 Китик Лера 9900 210 47 М
7 Леонова Ира 13450 210 64 С
8 Морозова Даша 9880 210 47 М
9 Новикова Элла 14700 210 70 С
10 Опал Антон 13600 210 65 С
11 Пинчукова Лена 12890 210 61 С
12 Рискин Ян 13570 210 64 С
13 Столяренко  Вика 12780 210 61 С
14 Ситник Яна 14200 210 68 С

Информация о работе Экспериментальное изучение двигательной активности детей дошкольного возраста