Электронная учебная библиотека арктического государственного института искусств и культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 03:20, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является проектирование учебной электронной библиотеки в Арктического государственного института искусств и культуры.
Что в свою очередь предполагает решение следующих задач:
Изучить технологию и опыт создания ЭБ;
Рассмотреть проблемы авторского права в деятельности ЭБ;
Проектировать учебную ЭБ «Студент» АГИИК.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава I. Технология создания электронных библиотек………. 9 1.1Электронная библиотека: терминология, этапы формирования и классификация……………………………………………………...9
1.2Организация фонда электронной библиотеки………………….18
1.3 Проблемы авторского права……………………………………25

Глава II. Проектирование учебной электронной библиотеки АГИИК………………………………………………………………32
2.1 Разработка программы создания электронной библиотеки «Студент»…………………………………………………................32
2.2 Концептуальный проект электронной библиотеки
«Студент» …………………………………………………………...37
2.3 Создание учебной электронной библиотеки «Студент», в читальном зале библиотеки АГИИК ………………………………43
Заключение…………………………………………………………...54
Список использованной литературы……………………………….57

Работа содержит 1 файл

Диплом.Электронные библиотекиАся.doc

— 426.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

Электронная учебная библиотека

Арктического  государственного института 

искусств и  культуры

 

Дипломная работа

 

 

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………3

Глава I. Технология создания электронных библиотек………. 9                   1.1Электронная библиотека: терминология, этапы    формирования и классификация……………………………………………………...9

1.2Организация фонда электронной библиотеки………………….18

1.3  Проблемы авторского  права……………………………………25

 

Глава II.  Проектирование учебной электронной библиотеки АГИИК………………………………………………………………32

2.1 Разработка программы создания электронной библиотеки «Студент»…………………………………………………................32

2.2 Концептуальный проект электронной библиотеки

«Студент» …………………………………………………………...37

2.3  Создание учебной электронной библиотеки «Студент», в читальном зале библиотеки АГИИК ………………………………43

Заключение…………………………………………………………...54

Список использованной литературы……………………………….57

 

Введение

В условиях современного динамического  развития общества, информация становится таким же стратегическим ресурсом, как традиционные материальные и энергетические ресурсы. Наибольший экономический и социальный успех сегодня сопутствует тем странам, которые активно используют современные средства компьютерных коммуникаций и сетей, информационных технологий и систем управления информационными ресурсами. Становление современного информационного общества немыслимо без использования информационных ресурсов в электронном виде. Переведенные в электронную форму и собранные в общую систему информационные ресурсы приобретают новый статус, при котором реализуется качественно иной уровень производства, хранения, организации и распространения самой разнообразной информации (текст, графика, аудио, видео и др.), обеспечивая им более широкое распространение и эффективное использование [C. 10, 24].

В выборе темы дипломной работы я руководствовалась актуальностью проблемы создания электронных библиотек.

Современные информационные технологии позволили приступить к широкомасштабному  переводу накопленной человечеством  информации в электронную форму и созданию принципиально новых видов информационных ресурсов, к которым относятся электронные библиотеки. Организация доступа к источникам информации в электронной форме стала одной из важнейших задач информационного обслуживания науки и образования. Создание электронных библиотек представляет собой качественно иной уровень производства, хранения, организации и распространения самой разнообразной информации. Реализация технологических возможностей создания электронных библиотек предоставляет широкие возможности для управления большими объемами данных и их обработки.

Глобальный процесс, получивший название “информатизация общества”, оказывает  влияние на все стороны жизни  общества. Главное, что отличает этот процесс, заключается в приобретении информацией статуса одного из фундаментальных факторов существования человечества [C. 2, 12].

Изменились и общественные потребности  в информации, одним из следствий  чего стала коренная трансформация  библиотечного дела. Оно все более  превращается в одну из мощных и важнейших отраслей индустрии информации, оснащаемую новейшей компьютерной техникой, нетрадиционными носителями информации, высокоэффективными автоматизированными технологиями ее обработки и использования.

Ориентация на использование новых информационных технологий, кардинальные социально-экономические и политические преобразования в России меняют положение библиотеки в обществе, расширяют и усложняют ее функции и задачи. Именно библиотеки в настоящее время являются основой для создания в России новой информационной инфраструктуры.

Электронная библиотека – комплексная  информационная система сбора и  хранения представленных в электронной  форме документов разных типов и  видов, которая обеспечивает при  однократном вводе ресурса в  систему возможность многоаспектной обработки и многократное использование информации для удовлетворения разнообразных информационных потребностей, с оперативным распределенным многопользовательским доступом через единый интерфейс [15, C. 13].

Содержание электронной библиотеки может быть самым разнообразным: от научно-технических документов определенной тематики до политематических хранилищ документов и иных форм информации – компьютерных программ  «виртуальной реальностью» и т.п.

В настоящее время  в Internet представлено огромное количество таких библиотек: от простейших (например, известная всем библиотека М. Мошкова, находящаяся по адресу http: // lib.ru, которой собраны полные тексты произведений некоторых классиков отечественной и мировой литературы) до сложных хранилищ электронных документов (например, электронная «Мемориальная библиотека Девида Люблина», в которой представлена документальная продукция Международной организации по продовольствию и питанию OOH (FAO) и сосредоточены основные мировые БД по сельскому хозяйству http:// www. fao.org).

Конечно, ЭБ никогда не упразднят печатный фонд, более того, они его дополняют, сохраняют  и развивают. Для конкретных библиотек  ЭБ – одновременно и часть фонда, и новый элемент информационных технологий, вот почему простому библиотекарю иногда бывает сложно это понять. Но с каждым годом понимание усиливается; сегодня в проекты электронных библиотек вовлечено множество библиотек у нас и за рубежом. Пришло понимание, что ЭБ, как и Интернет существенно расширяют спектр обслуживания для пользователей библиотек и создают предпосылки для нового, качественного преобразования библиотек в общественные центры информационного общества. Наряду со все еще остающимися рутинными процессами и бюджетными проблемами, библиотеки находят свой интерес, видят свою перспективу и перспективу для своих пользователей.

Несмотря на бурное развитие направления по созданию собственных электронных ресурсов в библиотеках, они были и остаются центрами, главная функция которых – обеспечение доступа людей к информации для ее эффективного и своевременного использования. Количественный рост разнородных по форме и содержанию электронных ресурсов сегодня не представляется возможным определить какой-либо зависимостью. Кроме того, эти ресурсы сильно отличаются друг от друга по формам реализации и по способам распространения. Именно библиотеки должны преодолевать их разобщенность, решать проблему отсутствия унифицированного доступа к электронным ресурсам, проводить оценку их достоверности и актуальности, что дает возможность радикального повышения качества информационного обслуживания. Создание тематических баз данных, что традиционно являлось прерогативой центров научной и технической информации, распространилось и на библиотеки, одновременно перейдя на качественно новый уровень создания гигантских документальных массивов электронных библиотек со своими профилями комплектования, принципами определения приоритетных библиотечных фондов и коллекций для перевода в электронную форму.

Актуальность  темы Развитие и широкое внедрение информационных технологий оказывает трансформирующее воздействие на все области современной жизни включая сферы экономики, власти, науки и образования. В настоящее время электронная форма позволяет хранить информацию наиболее надежно и компактно, распространять ее намного оперативнее и шире, а кроме того, предоставляет возможности манипулирования с ней, которых не могло быть при иных формах. Таким образом, представление информации в электронной форме: создание электронных библиотек (ЭБ) — не дань моде, а насущная необходимость.

Степень разработанности темы. Про электронные библиотеки говорится и пишется в последнее время очень много. Сегодня это тема звучит на многих конференциях, семинарах, в профессиональной, учебной и массовой печати. По развитию, созданию, функционированию электронной библиотеки нашли отражения в исследованиях научных публикациях и учебных пособиях   Алешина, Л. И. [2], Антопольского, А. Б. [4, 5, 6, 7] , Армса, В. [8], Баторова, А. Р. [11], Бойкова, О. Ф. [13, 14], Земскова, А. И. [20, 21, 22, 23, 24], Майстровича, Т. В. [31, 32], Столярова, Ю. Н. [43], Шрайберга, Я. Л. [51, 52, 53, 54, 55] .

Объектом дипломной работы является электронная библиотека; предметом – специфика проектирования учебной электронной библиотеки.

Целью дипломной работы является проектирование учебной электронной библиотеки в Арктического государственного института искусств и культуры.

Что в свою очередь  предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить технологию и опыт создания ЭБ;
  2. Рассмотреть проблемы авторского права в деятельности ЭБ;
  3. Проектировать учебную ЭБ «Студент» АГИИК.

Методы исследования. В исследовании проблем применялся системный анализ, позволивший представить определенную концепцию создания и развития электронной библиотеки. На основе системного подхода осуществилась: изучение учебных, учебно-методических  материалов, а также отчетных материалов библиотеки АГИИК. Применялся метод проектирования.

Практическая  значимость определяется основными выводами исследования по проектированию ЭБ и возможностью применения в дальнейшем развитии ЭБ в образовательных учреждениях РС (Я).

Структура работы.

Структура дипломной  работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы . При работе над дипломом проанализировано 55 публикации, которые представлены в списке литературы.

Основное  содержание дипломной работы. Во введении обосновывается актуальность темы, проанализирована степень разработанности поднимаемых в дипломной работе проблем, определены цель и задачи. Объект и предмет исследования, характеризуется его методологическая основа и методы исследования. Раскрывается практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Технология создания электронных библиотек» состоит из трех основных разделов: «Электронная библиотека: терминология, этапы формирования и классификация», «Организация фонда электронной библиотеки», «Проблемы авторского права», в которых рассматривается теоретическая основа по созданию электронных библиотек и проблемам авторского права.

Вторая глава «Проектирование  учебной электронной библиотеки АГИИК» состоит из трех разделов: «Разработка  плана создания электронной библиотеки «Студент», «Концептуальное проектирование электронной библиотеки «Студент», «Создание учебной электронной библиотеки «Студент» в читальном зале библиотеки», в которых рассматривается план создания электронной библиотеки и реализация плана.

В заключении подводятся общие итоги работы.

 

 

Глава I. Технология создания электронных библиотек

 

    1. Электронная библиотека:

терминология, этапы формирования и классификация

Библиотека – это  организация, осуществляющая на профессиональной основе сбор документов в любых форматах, их обработку, хранение и обслуживание локальных и удаленных пользователей преимущественно на бесплатной основе. Совсем другое общественное значение имеет электронная библиотека.

По сути, электронная  библиотека чаще всего – это часть  технологии обычной библиотеки, созданная  для того, чтобы оптимизировать хранение и улучшить доступ к электронным коллекциям самых разнообразных по типу и по их местоположению документов. Электронная библиотека – это всего лишь инструмент, помогающий найти нужную информацию. Это может быть личная библиотека, сетевая библиотека, профессионально создаваемая публичная электронная библиотека.

Понятие «электронная библиотека» (ЭБ) многолико, разнопланово. Главное, чтобы библиотека аккумулировала ресурсы  высокого качества и представляла их, в основном, бесплатно и удобно для пользователя. В настоящее время наблюдается множественность дефиниций одного и того же понятия электронная библиотека, цифровая библиотека, виртуальная библиотека, медиатека, библиотека без границ (без стен) и т.п. [15,C.332].

Существенное развитие работы по ЭБ получили на рубеже 80-х и 90-х годов, когда появились адекватные средства вычислительной техники и информационные технологии, обеспечивающие надежное сохранение, оперативную обработку и эффективное использование больших массивов разнородной информации, прежде всего текстовой. Именно в это время в ряде стран стали подготавливаться проекты ЭБ. В процессе этих работ стало конкретизироваться понятие «электронная библиотека», стали определяться и уточняться ее цели, задачи и функции, что однако, не привело еще к однозначной трактовке проблемы. Так, в качестве синонимов для понятия «электронная библиотека» можно встретить такие словосочетания, как «цифровая библиотека» (digital library — наиболее распространенный термин в западной литературе) и «виртуальная библиотека» (virtual library) [41, С. 49].

Уточнение терминологии в рассматриваемой области деятельности является совершенно необходимым. Понятие  «электронные библиотеки» используют в специальных работах и популярных статьях. Отчасти его употребление обоснованно, отчасти это дань моде. Нечто подобное происходило с понятием «база данных». «Электронные библиотеки», как и «электронные издания» и другие подобные выражения, появляются в различных контекстах и практически всегда либо без определений, либо с определениями, вряд ли проясняющими суть.

Тенденция применять  термин «электронная библиотека» к  собранию материалов любого типа могла  бы быть правомерной при условии  дифференциации самих этих типов. Например, можно было бы оставить название «библиотека» лишь для тех коллекций, которые содержат преимущественно текстовые материалы — неважно, в виде ли простого или размеченного текста либо в виде графических файлов, представляющих собой постранично сканированные книги и иные печатные материалы. Тогда к собраниям другого типа можно было бы прилагать более специфические обозначения: аудиотека (для аудиозаписей), видеотека (для кино- и видеодокументов), пинакотека (для изображений), медиатека (для любых нетекстовых материалов). Реализация этого подхода, однако, сталкивается с серьезными трудностями, вызванными тем обстоятельством, что в электронной среде традиционная типология по материалу перестает работать, поскольку на первый план выдвигается понятие мультимедийности, когда в рамках отдельного документа или среды в целом объединяются и смешиваются материалы разных типов (текст, изображение, звук, видео и т. д.). Кроме того, разделение по материалу утрачивает смысл и по той причине, что практически к любому электронному объекту могут прилагаться одни и те же методы редактирования/модификации (копирование, вставка, морфинг и т. п.) [17, С. 7].

Информация о работе Электронная учебная библиотека арктического государственного института искусств и культуры