Электронная учебная библиотека арктического государственного института искусств и культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 03:20, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является проектирование учебной электронной библиотеки в Арктического государственного института искусств и культуры.
Что в свою очередь предполагает решение следующих задач:
Изучить технологию и опыт создания ЭБ;
Рассмотреть проблемы авторского права в деятельности ЭБ;
Проектировать учебную ЭБ «Студент» АГИИК.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава I. Технология создания электронных библиотек………. 9 1.1Электронная библиотека: терминология, этапы формирования и классификация……………………………………………………...9
1.2Организация фонда электронной библиотеки………………….18
1.3 Проблемы авторского права……………………………………25

Глава II. Проектирование учебной электронной библиотеки АГИИК………………………………………………………………32
2.1 Разработка программы создания электронной библиотеки «Студент»…………………………………………………................32
2.2 Концептуальный проект электронной библиотеки
«Студент» …………………………………………………………...37
2.3 Создание учебной электронной библиотеки «Студент», в читальном зале библиотеки АГИИК ………………………………43
Заключение…………………………………………………………...54
Список использованной литературы……………………………….57

Работа содержит 1 файл

Диплом.Электронные библиотекиАся.doc

— 426.50 Кб (Скачать)

Модели формирования фонда электронной библиотеки. Возможные подходы к формированию фондов электронных изданий без индивидуального материального носителя, можно выделить несколько модельных форм, предпочтительность которых зависит от типа библиотеки, системы ее фондов контингента пользователей электронными ресурсами. Каждая из моделей позволяет организовать электронный фонд как открытого типа (доступный через Интернет), так и предназначенный для работы только в локальной сети или на одном компьютере.

Модель 1. Сплошная оцифровка  фондов библиотеки. Целью подобного подхода является максимальное расширение доступности фондов библиотеки для неограниченного числа пользователей и решение некоторых проблем их сохранности (в первую очередь, за счет выставления в электронном виде особо ценных и редких изданий, чем снимается нагрузка на оригинал). Имеется в виду, что путем сканирования библиотека создает электронную копию своего фонда [42, C.46] .Здесь, важно провести мониторинг и сточки зрения качественного состава фонда, подвергаемого сплошной оцифровке, обратив внимание на такие факторы, как:

  • неравноценность (научная, культурно-историческая, информационная) имеющихся в фонде библиотеки документов, что, так или иначе, ставит проблем отбора или выстраивания приоритетов оцифровки печатных изданий;
  • неопределенность контингента потенциальных пользователей электронного фонда (если к нему предусмотрен сетевой доступ);
  • дублирование аналогичной информации в различных изданиях (в максимальной мере это проявляется по отношению к справочной, библиографической информации).

Данная модель в наибольшей мере подходит библиотекам, фонд которых  представляет собой целостную коллекцию  с определенными целевым назначением  и четкими принципами формирования, которую целесообразно сделать всеобщим достоянием. Тогда становится более определенным и контингент пользователей, что облегчает организацию материала и создание необходимого набора поисковых средств [52, C. 7].

Модель 2. Перевод  в электронную форму активно используемой части фонда.. На первый взгляд, это оптимальный вариант для библиотеки, поскольку здесь есть однозначный критерий отбора изданий для перевода в цифровой формат и ясная цель – сделать доступным для широкого круга пользователей наиболее актуальные документы. Кроме того, есть возможность пополнять ЭБ за счет материалов, полученных по ЭДД.

При реализации этой модели основное внимание необходимо уделить  следующим аспектам:

  • соблюдение авторских и имущественных прав владельцев печатных оригиналов;
  • выработке критериев активности использования фондов, отдельных изданий и их частей (статей, журналов, глав из книг) с учетом мнения о повышенной эффективности электронных журналов (в основном научно-технического характера) и прогнозируемой пониженной востребованности электронных представлений научн6ых монографий;
  • учету колебаний активности спроса для различных отраслей знания и типов документов (известна закономерность, согласно которой активный спрос на научные издания в течение двух-трех лет после публикации в некоторых науках сменяется на полный пассив в дальнейшем, поскольку оригинальные идеи получают адаптацию и развитие в более поздних работах).Не исключено, что библиотека может со временем получить большой массив неиспользуемых электронных копий, особенно в области естественных наук;
  • осмысленно того, что печатные издания сохраняют явные преимущества перед электронными публикациями при рассмотрении сложных идей.

Модель в наибольшей степени подходит библиотекам высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, поскольку у них есть возможность переводить в цифровой формат пользующиеся повышенным спросом учебники, методические разработки, труды своих сотрудников, материалы конференций и т.д. [51, C.130].

Модель 3. Формирование коллекций по типам документов и отдельным темам. Именно данная модель является одним из самых приемлемых вариантов для большинства библиотек. Основной проблемой видится определение тех частей книжно-журнального фонда, на которые можно предположить наличие активного и устойчивого спроса в течение длительного времени. С другой стороны, в силу современных реалий, возможно формирование электронных коллекций по специальным заказам или согласно повышенной актуальности определенной темы.

Подобная модель определена как базовая РГБ. Приоритетными темами для создания тематических разделов фонда электронных документов выбраны «Россия: история и культура», «Москва» и некоторые другие. Одновременно создается и электронный фонд диссертаций.

Модель 4.Формирование комплексной культурно-образовательной программы. Речь идет о создании целостной мультимедийной БД определенной тематики, включающей, помимо печатных изданий, архивные материалы, изображения вещественных памятников, звуковой ряд и т.д. Библиотека выступает в таком проекте как один из участников или руководитель работы.

Реализация этого проекта  требует:

  • определение базовой единицы информации, т.е. принятие решения о том, что будет лежать в основе коллекции – текст произведения или конкретное издание;
  • разработку общего программного обеспечения, позволяющего вести поиск по мультимедийной базе;
  • построение программ по модульному принципу и постепенное ее наполнение;
  • поиск сегмента (коллекции изображений, собраний текстов и т.д.) наиболее подготовленного для формирования законченного тематического блока;
  • определение статуса этой библиотеки (справочная, публичная, научно-исследовательская), в зависимости от того, будет ли она рассчитана на широкие круги пользователей или только специалистов [34, C.16-17].

Предлагаемое решение в наибольшей степени отвечает целями и задачам национальных библиотек, но требует формирования федеральной программы с привлечением музеев и архивов. Реализация данного модельного решения явится огромным вкладом в развитие отечественной культуры[10, C. 17].

Модель 5. Формирование базы знаний. Это модель является одной из самых интеллектуально емких и, вероятно, самой сложной для реализации. Она строится на основе перевода в электронную форму научно-значимых публикаций или фрагментов. В результате аналитического подхода создается БД типа энциклопедии современных знаний, материал в которой постоянно обновляется.

Большинство проблем, связанных  с реализацией такого проекта  лежит в области качественной экспертизы материала и требует  детальных разработок по ряду направлений.

  • Поиск способа вычленения оригинального знания;
  • Создание механизмов выявления изменений в знании и методов отслеживания проявления нового знания;
  • Четкое определение целевой аудитории, ИП которой могут быть удовлетворены только на основе такого ресурса.

Подобная модель может представлять интерес для специальных отраслевых библиотек, имеющих тесную связь с определенной отраслью знания. Вычисление оригинального знания и его актуализация – совместная задача библиографов и экспертов в различных отраслях науки, скорее всего может быть достигнута на уровне определенной специализации электронных массивов. При отраслевом или проблемно-тематическом подходе легче определить потребности аудитории, а значит и форму представления материала[22, C. 100].

 

1.3 Проблемы авторского права

Сегодня традиционно  определенная (по библиотечному законодательству) целевая (социальная) функция и деятельность библиотек, основанная в России на принципах  массовости, бесплатности и общедоступности  фондов, в условиях применения информационных технологий входит в противоречие с отдельными  положениями законодательства РФ об авторском праве, подобная ситуация наблюдается во всем мире.

В доцифровую эпоху авторские  права регулировали распространение  и размножение произведений, но никоим образом не стремились регулировать потребление – в основном потому, что этого не надо было делать. Бизнес-модель не оказывалась под угрозой из-за потребления, например книг. И наоборот, легкость, с которой цифровые документы могут распределяться и размножаться, представляет для владельцев прав на электронные документы определенную дилемму, потому что они ощущают угрозу своей прибыли, если всего лишь одна закупленная копия может воспроизводиться с великолепным качеством и в каком угодно количестве.

Необходимость в осуществлении мер по защите интеллектуальной собственности впервые появилась в 1973 г., когда зарубежные делегации отказались участвовать в работе Международной выставки изобретений в Вене, опасаясь что идеи экспонируемых устройств будут украдены и станут коммерчески использоваться в других странах, не принося никакой выгоды изобретателям. В том же году была подписана Парижская Конвенция по охране промышленной собственности – первый крупный международный договор, обеспечивающий защиту плодов творческой деятельности изобретателей в других странах. В 1886 г. Бернская Конвенция по защите литературных и художественных произведений отрегулировала проблемы авторского права. Конвенция сформулировала условия для того, чтобы созданные гражданином страны-участницы творческие произведения: романы, рассказы, поэмы, пьесы, песни, оперы, музыкальные комедии, сонаты, рисунки, живописные творения, скульптуры или архитектурные сооружения – имели правовую защиту. Гражданин страны-участницы имеет международное признанное право контролировать использование своих произведений и получать за него вознаграждение[33, C. 307].

Действующий в России закон (Часть IV Гражданского кодекса, VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации») дает все необходимые ответы на спорные вопросы об оцифровке и «выставлении» в Интернет разного рода документов[13, C. 33].

С точки зрения закона, процесс оцифровки (сканирования, распознавания  и т.п.) называется воспроизведением. «Воспроизведение произведения - изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме… Запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением». Следуя закону, нельзя заниматься воспроизведением произведения без разрешения автора: «Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия: воспроизводить произведение…» Но есть  исключения, предусмотренные в том же законе. Например, «допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли… библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров…» В свою очередь, репродуцирование - это факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание. Репродуцирование не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной или иной машиночитаемой форме [18].

Остановимся на проблемах  авторского права, возникающих на первом этапе создания электронной библиотеки, а именно при комплектовании фонда электронной библиотеки. В начале комплектовании электронной библиотеки, то есть в момент принятия решения о переводе того или иного произведения в электронную форму, должны учитываться права авторов произведений и решаться вопросы получения соответствующих разрешений от владельцев имущественных прав.

Достижение «чистоты»  фондов при их комплектовании возможно только при учете всех аспектов авторско-правовой охраны произведений, а именно:

- срока охраны нормами  авторско-правового законодательства;

- выявления авторов  для соблюдения их личных неимущественных  прав;

- выявления правообладателей имущественных прав [35, C. 117].

На этапе комплектования происходит разделение массива произведений на защищаемые авторским правом и уже завершившие свой срок правовой охраны. В отношении первых из них идет работа по выявлению авторов и правообладателей, с получением соответствующих разрешений на электронную публикацию. В отношении вторых – можно начинать работы по переводу их в электронную форму и публичное размещение, как произведений, перешедших в общественное пользование, с соблюдением всего объема личных неимущественных прав авторов, главное из которых – право на имя [47, C. 16] (Часть IV Гражданского кодекса, VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации»)[26, C. 33].

При комплектовании электронной библиотеки возникает проблема создания информационно-поискового аппарата библиотечных полнотекстовых баз данных. Причем при создании информационно-поискового аппарата возникают трудности как технологического характера, так и авторско-правовые вопросы. Опыт функционирования полнотекстовых баз показал, что их работа увеличивает спектр библиотечных информационных услуг, одновременно предоставляя пользователю и информацию об источнике, и сам источник.

Комплектование электронной библиотеки связано с созданием и наполнением  поисковой базы данных к ней. В  настоящее время актуальным становится создание и развитие информационных ресурсов, обеспечивающих исследования в области информационного поиска по полнотекстовым базам данных. Следует при этом упомянуть об авторско-правовых проблемах, могущих возникнуть на этапе формирования информационно-поисковой системы полнотекстовых баз, основанных на массиве «бумажного» фонда библиотеки. Конечно, в данном случае имеются в виду только те произведения, на которые авторское право действует, то есть не истек срок его действия [37, C. 26].

Информация о работе Электронная учебная библиотека арктического государственного института искусств и культуры