Электронная учебная библиотека арктического государственного института искусств и культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 03:20, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является проектирование учебной электронной библиотеки в Арктического государственного института искусств и культуры.
Что в свою очередь предполагает решение следующих задач:
Изучить технологию и опыт создания ЭБ;
Рассмотреть проблемы авторского права в деятельности ЭБ;
Проектировать учебную ЭБ «Студент» АГИИК.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава I. Технология создания электронных библиотек………. 9 1.1Электронная библиотека: терминология, этапы формирования и классификация……………………………………………………...9
1.2Организация фонда электронной библиотеки………………….18
1.3 Проблемы авторского права……………………………………25

Глава II. Проектирование учебной электронной библиотеки АГИИК………………………………………………………………32
2.1 Разработка программы создания электронной библиотеки «Студент»…………………………………………………................32
2.2 Концептуальный проект электронной библиотеки
«Студент» …………………………………………………………...37
2.3 Создание учебной электронной библиотеки «Студент», в читальном зале библиотеки АГИИК ………………………………43
Заключение…………………………………………………………...54
Список использованной литературы……………………………….57

Работа содержит 1 файл

Диплом.Электронные библиотекиАся.doc

— 426.50 Кб (Скачать)

 

Кроме того, библиотека выписывает библиографические указатели ИНИОН  РАН, выпуски «Информкультуры» по дисциплинам, изучаемым в институте, «Вестник МГУКИ».

 

 

2.2 Концептуальный  проект электронной библиотеки  «Студент»

ЭБ «Студент» - это  полнотекстовая база данных учебной и учебно–методической литературы пользующихся наибольшим спросом, обеспечивающая доступность и полноту информационных ресурсов, для качественной подготовки специалистов. Данная ЭБ обеспечивает полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание студентов, преподавателей и других категорий читателей вуза в соответствии с информационными запросами.

Цель  создания ЭБ «Студент» - 

 Целью создания электронной библиотеки «Студент» является совершенствование и повышение эффективности и оперативности обслуживания читателей, расширение способов сохранения культурного наследия, хранящегося в ее фондах, предотвращение износа физических экземпляров, расширение потенциально доступных источников комплектования библиотечных фондов. Целенаправленное создание информационных массивов по профилю вуза.

Задачи ЭБ «Студент» –

 Обеспечение более  широкого доступа к документам  с наибольшим спросом и ограниченной  экземплярностью .

Функции ЭБ «Студент» -

  • образовательную, в рамках которой осуществляется поддержка образовательного процесса посредством предоставления учебного материала по профилю вуза;
  • фондообразующую, в рамках которой фонд библиотеки пополняется документами в электронном виде и дополняет фонд традиционных изданий;
  • справочную, позволяющую получать достоверные сведения, отраженные в документах определенного вида;

Читательское  назначение      

Электронная библиотека ориентирована на пользователей  библиотеки:

  • студентов всех форм обучения;
  • аспирантов;
  • сотрудников;
  • профессорско-преподавательский состав.

Электронная библиотека «Студент» является локальной (в отличие от открытых Интернет- и виртуальных библиотек). Доступ к её ресурсам осуществляется преимущественно по локальной сети библиотеки.

Основополагающим при  определении наполнения электронной  библиотеки является следующий принцип: в состав ЭБ преимущественно включаются ресурсы, физически хранящиеся в библиотеке (на внешних носителях: компакт-дисках, дискетах, и т.п.)

Эффективность работы ЭБ

  • Решаются 3 главные библиотечные проблемы: малая экземплярность изданий, нехватка площадей для хранения фонда, сохранность книжного фонда, использование машиночитаемых копий предотвращает ухудшение состояния оригинальных документов;
  • Полнее удовлетворяются информационные запросы пользователей библиотеки;
  • Существенно повышается оперативность предоставления пользователям необходимых документов и данных. Для большинства пользователей электронная форма предоставляет единственную возможность получить требуемый документ;
  • Формируется новый имидж библиотеки, предоставляющей информацию на нетрадиционных носителях; повышается значение библиотечной работы;
  • Повышается уровень информационной культуры и компьютерной грамотности как студентов, так и сотрудников библиотеки, а это имеет не только узкое прикладное значение (умение, например, считывать с CD- ROM), но и более широкое значение, поскольку будущий специалист с высоким уровнем информационной культуры значительно легче ориентируется в постоянно меняющемся мире, не боится новаций и перемен;
  • Использование мультимедийных компьютеров, CD- ROM, предоставляющих текстовую, аудио и видео – информацию позволяет лучше усваивать материал, т. к. информация воспринимается комплексно, несколькими органами чувств одновременно.

Нормативное обеспечение программы

Нормативная база для  создания ЭБ «Студент» представлена законами Российской Федерации:

- «О библиотечном деле»-  создание электронных библиотечных  фондов

- «О правовой охране  программ для электронных вычислительных  машин и баз данных»; определяет специфику использования собственника и пользователя баз данных;

- «Об участии в международном  информационном обмене»; предусматривает  договорные отношения между собственниками  электронных документов и пользователями, также здесь предусмотрен механизм правового регулирования – лицензирование деятельности библиотек по международному информационному обмену;

- «Об информации, информатизации  и защите информации» регулирует  отдельные аспекты, связанные  с созданием и использованием  баз данных, электронных каталогов и картотек.

-«Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»; устанавливает авторские права на программы для ЭВМ и электронные издания:

Статья 1273. Свободное  воспроизведение произведения в  личных целях

Допускается без  согласия автора или иного правообладателя  и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно  в личных целях правомерно обнародованного  произведения, за исключением:

1) воспроизведения  произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

2) воспроизведения  баз данных или их существенных  частей;

3) воспроизведения  программ для ЭВМ, кроме случаев,  предусмотренных статьей 1280 настоящего  Кодекса;

4) репродуцирования (пункт 2 статьи 1275) книг (полностью) и нотных текстов;

5) видеозаписи  аудиовизуального произведения  при его публичном исполнении  в месте, открытом для свободного  посещения, или в месте, где  присутствует значительное число  лиц, не принадлежащих к обычному  кругу семьи;

6) воспроизведения  аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Статья 1282. Переход  произведения в общественное достояние

1. По истечении  срока действия исключительного  права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

2. Произведение, перешедшее в общественное достояние,  может свободно использоваться  любым лицом без чьего-либо  согласия или разрешения и  без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

3. Перешедшее  в общественное достояние необнародованное  произведение может быть обнародовано  любым лицом, если только обнародование  произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Права гражданина, который правомерно обнародовал  такое произведение, определяются в  соответствии с главой 71 настоящего Кодекса [26, C. 33].

Общий план работ  по созданию электронной библиотеки предусматривает три этапа.

I этап

  • Для первого этапа работ нужны оборудования для оцифровки печатных изданий: сканеры, принтеры
  • Приобретение базовых программных средств распознавания текстов, представленных на различных языках. 
  • Отработка технологии оцифровки традиционных документов.
  • Формирование начального варианта электронной библиотеки

II этап

  • Приобретение, установка и запуск необходимого для второго этапа работ оборудования: сервер
  • Формирование полнотекстовой электронной библиотеки:
  • Отработка технологии хранения больших массивов информации и предоставления ее в сетевом доступе.
  • Предоставление сформированной электронной библиотеки в читальном  зале библиотеки

III этап

  • Приобретение, установка и запуск необходимого для третьего этапа работ оборудования.
  • Дальнейшее расширение спектра предоставляемых источников и пополнение имеющихся электронных каталогов, баз данных, массивов полнотекстовой информации.

В создании и развитии Электронной библиотеки «Студент» принимают участие библиотека

В результате выполнения программы будут реализованы.

1. Единая база данных (фонд), содержащая электронные документы с единым пользовательским интерфейсом доступа из одной точки ко всем коллекциям, составляющим базу данных ЭБ.

2. Система метаданных ЭБ, в первую очередь — электронный каталог.

3. Технология надежного накопления, сохранения и использования электронных документов.

 

 

2.2 Создание  учебной ЭБ «Студент» в читальном  зале библиотеки АГИИК

После изучения структуры, свойств, методов разработки и т.п. ЭБ, приступаем к реализации проекта.

Процесс реализации проекта ЭБ – подразумевает осуществление планирования в виде последовательных действий, ведущих к достижению целей.

  • отбор документов для ЭБ
  • перевод в электронную форму активно используемой части фонда
  • структура фонда электронных документов

Структура ЭБ

ЭБ «Студент» формируется  как единая база данных, состоящая  из электронного каталога и электронного фонда документов.

Электронный фонд документов будет иметь  трехуровневую структуру:

- коллекция

- документ

- объект

Электронный документ может  состоять из страниц, глав, индексов, иллюстраций  и других элементов.

Виды электронных документов – могут быть электронные текстовые  эквиваленты печатных изданий –  книг; Электронные образы печатных изданий представляются как целостные графические образы; Базы данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к электронным изданиям.

Типовые профили электронного фонда документов:

- единственный экземпляр  в фонде;

- из активного фонда  (частоспрашиваемые);

Учет и хранение фондов.

Порядок и правила  учета фондов электронной библиотеки определяются в соответствии с действующей «Инструкцией об учете библиотечного фонда». ГОСТ 7.20-2000 «Библиотечная статистика», другими действующими нормативными и регламентирующими документами, обязательными для библиотек России.

Объектом хранения электронной библиотеки считается физический носитель, на котором в машиночитаемой форме зафиксирован ресурс / документ или набор ресурсов и / или документов, объединенных по формальному или содержательному признаку.

Требования к хранению фондов ЭБ:

  • обеспечение доступности фондов;
  • обеспечение сохранности фондов.

Все объекты  хранения ЭБ подлежат обязательной регистрации  вне зависимости от носителя, на котором они хранятся и сроков хранения (временное или постоянное).

Отбор документа выполняется  из фонда самой библиотеки. Так как задача ЭБ «Студент» является обеспечение документами с наибольшим спросом и ограниченной экземплярностью мы решили разделить книги по специальностям. Это поможет возвысить интерес ЭБ всех студентов института.

 

Специальность

Название книг для  ЭБ

Вокальное искусство

Музыковедение

Инструментальное исполнительство

1 Дмитриев, Л. Б. Основы  вокальной методики/ Л. Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2000. – 368 с.

2 Мусин, И. А. Язык  дирижерского жеста/ И. А. Мусин.  – М.: Музыка, 2006. – 232 с.

3 Рапацкая, Л. А. История  русской музыки: от Древней Руси  до «серебряного века»: учебник. для студентов высш. учебн. заведений/ Л. А. Рапацкая. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 384 с.: ноты.

4 Шейкин, Ю. И. История  музыкальной культуры народов  Сибири: сравнительно-историческое  исследование/ Ю. И. Шейкин; под.  общ. ред. Е. С. Новик; нотография  Т. И. Игнатьевой. – М.: Восточная  литература, 2002. – 718 с.: ил., ноты

5 Шейкин, Ю. И. Музыкальная культура народов Северной Азии/ Ю. И. Шейкин. – Якутск: РДНТ, 1996. – 123 с.

Дизайн

Графика

Живопись

1 Лаврентьев, А. Н. История  дизайна: учеб. пособие/ А. Н.  Лаврентьев. – М.: Гардарики, 2007. –  303 с.: ил.

2 Мелодинский, Д. Л.  Школа архитектурно-дизайнерского формообразования: учеб. пособие/ Д. Л. Мелодинский. – М.: Архитектура-С, 2004. – 312с.: ил.

3 Покатаев, В. П. Дизайнер-конструктор:  учеб. пособие/ В. П. Покатаев. –  Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 384 с.

4 Сурина, М. О. История  образования и цветодидактики: история систем и методов обучения цвету/ М. О. Сурина, А. А. Сурин. – М.:Март, 2003. – 352 с.: ил.

5 Шимко, В. Т. Основы  дизайна и средовое проектирование: учеб. пособие/ В. Т. Шимко. –  М.: Архитектура-С, 2005. – 160 с.: ил

Народное художественное творчество

1 Амиргамзаева, О. А.  Самые знаменитые мастера балета  России/ О. А. Амиргамзаева, Ю. В.  Усова. – М.: Вече, 2002. – 356 с.

2 Захаров, Р. В. Слово  о танце / Р. В. Захаров. –  М.: Молодая гвардия, 1977. – 160 с.  – (Мастера искусств - молодежи).

3 Кириллов, А. П. Мастерство  хореографа: учеб. пособие / А. П. Кириллов. – М.: МГУКИ, 2006. – С. 154.

4 Народная художественная  литература: учеб. / под. ред. Баклановой, Т. И. Стрельцовой. – М.: МГУКИ,2000. – 344 с.

5 Эргис, У. С. Очерки по якутскому фольклору/ У. С. Эргис; Акад. наук СССР. – М.: Наука, 1974. -  241 с.

Библиотечная информационная деятельность

1 Беспалова, Э. К.  Формирование библиографической  мысли в России (до 60-х гг. XIX века): моногр./ Э. К. Беспалова. – М.: Изд-во МГУК, 1994. – 282 с.

2 Зупарова, Л. Б. Библиотечная обработка документа: учеб.-метод. пособие/ Л. Б. Зупарова, Т. А. Зайцева, Л. И. Столярова. – М.: Либерея, 2003. – 208 с.

3 Коршунов, О. П. Библиографоведение: общий курс: учеб. изд./ О. П. Коршунов. – М.: Книжная палата,1990. – 391 с.

4 Мотульский, Р. С. Общее библиотековедение: учеб. пособие для вузов/ Р. С. Мотульский. – М.: Либерея,2004. – 244 с.

5 Руководство по методике предметизации. Опыт Российской национальной библиотеки/ Рос. нац. Библиотека; авт. сост. Ю. Г. Селиванова, О. Н. Жлобинская, Г. Н. Васильев и др. – М.: ЛИБНЕТ, 2005. – 408 с.

Менеджмент организации

1 Антикризисное управление: учеб./ под. ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА- М, 2002. – 432 с. – (Высшее образование)

2 Басовский, Л. Е.  Управление качеством: учебник/ Л. Е. Басовский,  В. Б. Протасьев. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 212 с. – (Высшее образование).

3 Маркетинг: [учебник]/ под. ред. Э.Ф. Уткина. – М.: ЭКМОС, 1998. – 320 с.

4 Менеджмент: учебник / под ред. проф. В. И. Королева. – М.: Экономист, 2006. – 432 с. – (Homo faber)

5 Зайцев, Л. Г. Стратегический  менеджмент: учебник / Л. Г. Зайцев. – М.: Экономист, 2005. – 416 с.

Прикладная информатика  в социально – культурной сфере

1 Гайдамакин, Н. А. Автоматизированные  информационные системы, базы  и банки данных: вводный курс / Н. А. Гайдамакин. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 368 с.: ил

2 Информатика. Тестовые  задания.: метод. Пособие / А. Кузнецов, В. Пугач, Т. Добудько, и др. –  М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. – 496 с.

3 Немнюгин, С. А. Turbo Pascal: практикум / С. А. Немнюгин. – М.: Питер, 2003. – 256 с. – (Учебники для вузов).

4 Основы современных  компьютерных технологий: учебник / под. ред. проф. Хомоненко. – СПб.: КОРОНА принт, 2005. – 672 с.

5 Петров, В. Н. Информационные  системы / В. Н. Петров. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.: ил.

Актерское искусство 

Режиссура

1 Образцов, С. В. Театр  китайского народа/ С. В. Образцов. – М.: Искусство,1957. – 456 с.: ил.

2 Захаров, М. Театр без вранья / М. Захаров. – М.: АСТ: Зебра Е, 2007. – 606 с. – (Актерская книга).

3 Карпов, Н. В. Уроки сценического движения / Н. В. Карпов. – М.: ГИТИС, 1999. – 180 с.: ил.

4 Смолина, К. Сто великих театров мира./ К. Смолина. – М.: Вече, 2002. – 290 с. – (100 великих)

5 Соснова, М. А. Искусство актера: учеб. пособие для вузов/ М. А. Соснова. – М.: Мир, 2005. – 432 с. – (Gaudeamus)

Информация о работе Электронная учебная библиотека арктического государственного института искусств и культуры