Электронные библиотеки

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является моделирование информационной системы библиотеки, которая позволит улучшить эффективность выполнения процессов, происходящих в библиотеке.
Основными задачами данной работы является:
– на основании полученных знаний спроектировать модель деятельности библиотеки.
 объяснить понятие и выявить функции электронных библиотек в рамках информационного общества

Содержание

Введение
Глава 1. Основы библиотечной деятельности -------------------------------------
1.1 Организация деятельности библиотеки --------------------------------------------
1.2 Формирование библиотечной статистики ------------------------------------------
Глава 2. Теоретико – методологические аспекты социологического исследования электронных библиотек
2.1 Понятие электронной библиотеки в рамках информационного общества --
2.2 Роль электронных библиотек в информатизации образования ----------------
2.3 Студенческая молодежь как пользователи электронных библиотек ---------
2.4 Электронные библиотеки и их роль для профессиональной деятельности -
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

готово яяя.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

Глава 1. Основы библиотечной деятельности  -------------------------------------

1.1 Организация деятельности библиотеки  --------------------------------------------

1.2 Формирование библиотечной статистики ------------------------------------------

 

Глава 2. Теоретико –  методологические аспекты социологического исследования электронных библиотек

2.1 Понятие электронной библиотеки в рамках информационного общества --

2.2 Роль электронных библиотек в информатизации образования ----------------

2.3 Студенческая молодежь как пользователи электронных библиотек ---------

2.4 Электронные библиотеки и их роль для профессиональной деятельности -

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Библиотека (греч. bibliothēkē, от biblнon – книга и thēkē – хранилище), культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой. Это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и представляющее их во временное пользование абонентам, а также осуществляющее другие библиотечные услуги.

Деятельность библиотеки складывается из трех основных составляющих: хранение, поиск, и выдача на определенное время, имеющихся в наличие книг.

Актуальность данной темы заключается в том, что многие библиотеки до сих пор придерживаются, традиционных библиотечных систем и процессов. Необходим, переход от бумажной коммуникации к коммуникации безбумажной, чтоб сократить время поиска необходимой литературы, информации о читателе и т.д.

В последнее время  информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Экономические информационные системы, связанные с предоставлением и обработкой информации для всех уровней управления экономическими объектами, приобретают особую важность в общественной жизни. На данный момент невозможно представить какую-либо организацию, не применяющую компьютерных технологий. Это обусловлено и тем, что государственные структуры требуют обязательных отчетов в электронном виде, следовательно, необходима систематизированная информация.

Начальным этапом создания системы является изучение, анализ и моделирование деятельности организации для возможного улучшения и оптимизации методов работы.

Целью данной курсовой работы является моделирование информационной системы библиотеки, которая позволит улучшить эффективность выполнения процессов, происходящих в библиотеке.

Основными задачами данной работы является:

– на основании полученных знаний спроектировать модель деятельности библиотеки.

  • объяснить понятие и выявить функции электронных библиотек в рамках информационного общества
  • выявить роль информационных библиотек в информатизации образования
  • рассмотреть специфику студенчества как пользователей электронных библиотек
  • выявить отношение студенческой молодежи к использованию электронных материалов в учебной деятельности и электронных библиотек.

Объектом исследования является библиотека.

Предметом исследования являются процессы, происходящие в библиотеке, такие как:

  • процесс записи в библиотеку новых читателей,
  • процесс записи новых книг,
  • процесс выдачи книг,
  • процесс приема книг,
  • процесс получения рейтинга книг,
  • процесс статистики посещений читателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основы библиотечной деятельности

1.1 Организация деятельности  библиотеки

 

Библиотека – это  учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование произведениями печати и другими документами. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой, являются общедоступным источником знаний и основной базой для самообразования.

Основными направлениями  работы любой библиотеки являются: комплектование и организация книжного фонда; обслуживание читателей.

Комплектование фондов библиотеки состоит из систематического выявления (путем просмотра библиографических источников и литературы) нужных для данной библиотеки изданий и приобретения их. От своевременности и полноты комплектования библиотеки в значительной мере зависит уровень обслуживания читателей.

Организация книжного фонда  включает вопросы учета, расстановки, хранения литературы и доставки ее читателю. Правильная организация фонда облегчает читателю пользование литературой, библиотекарю – быстрое выполнение читательских требований, а также обеспечивает сохранность фондов как общественной собственности.

Обслуживание читателей  библиотеки осуществляется различными путями:

- выдача литературы, как в читальный зал, так и за пределы библиотеки;

- помощь отдельным читателям и учреждениям в подборе необходимой им литературы;

- раскрытие книжных фондов библиотеки через систему библиотечных каталогов;

- составление информационно-библиографических пособий различного типа;

- пропаганда наиболее ценной литературы;

- репродуцирование текстов по заказам читателей и т.д.

Библиотечная деятельность связана с учетом большого количества операций, множество книг и читателей серьезно замедляют работу библиотекарей. Сложность поиска нужной книги в каталоге занимает длительное время, и целиком опирается на компетентность работников библиотеки.

В библиотеке ведется  картотека читателей. Для ведения библиотечных каталогов, организации поиска требуемых изданий и библиотечной статистики в базе должны храниться сведения, большая часть которых размещаются в аннотированных каталожных карточках

В библиотеку приходит много  книг из различных издательств. Каждой книге в библиотеке присваивают номер, а затем передают в различные отделы. При поступлении книги, учитывают такие данные как:

  • номер поступившей книги,
  • название книги,
  • название издательства, из которого поступила книга,
  • отдел, куда была передана книга;
  • адреса издательств,
  • названия издательства,
  • название и расположение отделов библиотеки.

Предусматривается автоматизация учета выдачи и сдачи книг, записи новых книг и читателей, а также хранения информации об имеющихся в наличии книгах, данные о сотрудниках библиотеки, сотрудниках хранилища библиотеки и читателях.

Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, имеет следующие  параметры:

  • автор,
  • издание,
  • год издания,
  • жанр,
  • ключевые слова,
  • количество страниц.

Каждая книга может  присутствовать в нескольких экземпляров.

Так же в библиотеке ведется  картотека читателей. О каждом читателе заносятся следующие сведения:

  • ФИО,
  • номер паспорта,
  • адрес,
  • телефон.

Каждому читателю присваивается  номер читательского билета.

В случае выдачи экземпляра книги в библиотеке остается вкладыш, в котором указана дата выдачи, дата предполагаемого возврата и номер читательского билета.

Можно продлить книгу  по телефону книгу назвав номер читательского  билета и уникальный номер книги.

При возврате книги во вкладыше отмечается срок возврата. При просрочке возврата книги, читатель получает предупреждение. Когда предупреждений у читателя накапливается больше определенного предела, он лишается правом пользования библиотекой на определенный срок.

При потере книги читатель лишается правом пользования библиотекой на определенный срок, независимо от количества предупреждений.

В библиотеке есть ряд  ограничений: нельзя выдавать книги  больше установленного периода, нельзя выдавать больше определенного количества книг.

Объект исследования – библиотека.

Предмет исследования – процессы, происходящие в библиотеке, такие как:

  • процесс выдачи книг читателям;
  • процесс сдачи книг;
  • процесс поступления новых книг;
  • процесс записи новых читателей.

Субъекты – пользователи (читатели, администрация библиотеки, другие заинтересованные в получении информации лица)

Входная информация – информация:

  • о новых поступивших книгах;
  • о новых читателях, которые записываются в библиотеку;
  • о процессе выдачи книг, включает в себя:

- кто из сотрудников хранилища передал книгу сотруднику библиотеки;

- кто из сотрудников библиотеки передал книгу читателю;

- по заявке какого читателя была выполнена эта операция;

- название книги;

- дату выдачи книги;

- срок, на который выдается книга;

Выходная информация – информация:

  • о статистике посещения клиентами библиотеки;
  • о книгах, которые наиболее часто были выданы читателям, то есть рейтинг книг.

При выдаче книг в базе данных необходимо фиксировать:

  • название книги;
  • дату выдачи;
  • ФИО читателя, которому выдается книга;
  • ФИО сотрудника библиотеки, выдающему книгу читателю;
  • ФИО сотрудника хранилища, который передал книгу (непосредственно из хранилища) сотруднику библиотеки по заявке читателя;
  • срок, на который выдается книга.

При сдаче книг в базе данных необходимо зафиксировать дату возврата сдаваемой читателем книги путем ввода ее названия в БД.

На каждого читателя заносятся следующие сведения:

  • №читательского билета;
  • ФИО читателя;
  • Телефон;
  • Адрес.

Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, имеет следующие  характеристики:

  • Название книги;
  • Уникальный шифр (ISBN);
  • Библиотечно-библиографическая классификация (ББК);
  • Раздел;
  • Автор;
  • Издательство;
  • Место издания (город);
  • Год издания.

Все книги различаются  по своему уникальному шифру – ISBN.

Библиотечно-библиографическая  классификация (ББК) распределяет издания по отраслям знания в соответствии с их содержанием. В ней используется цифробуквенные индексы ступенчатой структуры (например, ББК 32.12 Электронные вычислительные машины и устройства). Шифр ББК используется при выделении хранимым изданиям определенных комнат, стеллажей и полок, а также для составления каталогов и статистических отчетов.

В библиотеке имеется  база данных (БД). Она представляет собой  совокупность данных обо всех происходящих процессах в библиотеке (книгах, читателях, проведенных мероприятиях и др.), построенную в хронологической последовательности, в виде таблиц и списков данных. Основное ее назначение – хранение данных, для их последующего целесообразного использования в будущем. БД находится на специальном компьютере в электронном виде, постоянно редактируется и изменяется работниками библиотеки.

С базой данных библиотеки могут работать как руководители (администрация) библиотеки, так и работники библиотеки, заинтересованные в получении необходимой информации.

Информация о работе Электронные библиотеки