Электронные библиотеки

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является моделирование информационной системы библиотеки, которая позволит улучшить эффективность выполнения процессов, происходящих в библиотеке.
Основными задачами данной работы является:
– на основании полученных знаний спроектировать модель деятельности библиотеки.
 объяснить понятие и выявить функции электронных библиотек в рамках информационного общества

Содержание

Введение
Глава 1. Основы библиотечной деятельности -------------------------------------
1.1 Организация деятельности библиотеки --------------------------------------------
1.2 Формирование библиотечной статистики ------------------------------------------
Глава 2. Теоретико – методологические аспекты социологического исследования электронных библиотек
2.1 Понятие электронной библиотеки в рамках информационного общества --
2.2 Роль электронных библиотек в информатизации образования ----------------
2.3 Студенческая молодежь как пользователи электронных библиотек ---------
2.4 Электронные библиотеки и их роль для профессиональной деятельности -
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

готово яяя.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Внедрение информационных технологий в образование является результатом обновления технологий учебного процесса, инновационной деятельности в сфере образования. В в этих условиях приобретает значимость преобразование учебных технологий на основе современных научно-технических достижений, новейшей инфраструктуры образования13. Эту тенденцию внедрения в образовательный процесс средств обучения, базирующихся на использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий можно охарактеризовать как информатизацию образовательного пространства, которая является весьма широким понятием и стратегическим процессом. В него входят несколько направлений, но в первую очередь, речь идет об информатизации самого учебного процесса, активном использовании информационных технологий и современного телекоммуникационного оборудования в нем. Другим направлением информатизации системы образования является разработка и внедрение конкретных информационных технологий в учебный процесс. Их перечень постоянно расширяется, что позволяет строить различные классификации, выделять типы и виды существующих и используемых информационных технологий. Третьей тенденцией внедрения информационных технологий в современный образовательный процесс является постепенное их освоение всеми субъектами образовательной деятельности. В их число входят различные социальные группы и их отдельные представители: абитуриенты, студенты, бакалавры, магистры, аспиранты, докторанты, соискатели, преподаватели различных дисциплин уровня, сотрудники различных структур вузов14.

Некоторые исследователи видят  роль электронных библиотек в  процессе распространения результатов  инновационной деятельности в образовании, рассматривая преимущественно с учетом перспектив создания и функционирования систем информационного обеспечения инновационной деятельности.

Новые технологии обучения и методы оценок знаний студентов  занимают все большее место в  учебной деятельности высших учебных  заведений. Однако основная причина, по которой новые технологии обучения (компакт-диски, компьютерные учебники) недостаточно широко используются в вузах – невысокая компетентность части преподавателей. Многие из них не готовы использовать эти технологии в учебной работе. Есть мнение, что наибольший прогресс достигнут в естественно-научной области знаний, в то время как в предметах гуманитарного и технического циклов наблюдается определенный застой15.

Исследователи отмечают, что в настоящий момент на образование виляют следующие факторы, которые непосредственно связаны с развитием и расширением электронного пространства:

  • новая коммуникационная среда меняет стандарты поиска и потребления информации;
  • компьютеризация и интернетизация населения непрерывно возрастает;
  • традиционное чтение теряет свою популярность среди населения, особенно среди молодого поколения;
  • электронная книга представляет собой новый носитель знания, отвечающий идеологии новой коммуникационной среды16.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося17.

Роль электронных библиотек, в  условиях информатизации образования  и нацеленности на инновационную  политику в области образования, как и других информационно-технических  средств достаточно велика. Однако существует ряд противоречий, которые тормозят активное пользование данных средств. Это и неготовность преподавательского состава использовать информационно-технические средства, и недостаточная информированность субъектов образовательного процесса.

 

2.3 Студенческая молодежь как пользователи электронных библиотек.

 

Говоря об аудитории  электронных библиотек, следует  отметить, что большинство исследователей склонны делать выводы о том, что  на сегодняшний день, наиболее активными  пользователями электронных библиотек вузов, техникумов, являются преподаватели, студенты старших курсов и аспиранты. Это связано, с одной стороны, с минимальными ограничениями в доступе для этих категорий читателей и, с другой стороны, с тем, что на сегодняшний день электронные ресурсы, прежде всего, используются в работе над научными публикациями, курсовыми работами, кроме того, существуют различия в структуре использования электронных ресурсов различными профессиональными категориями читателей. Наиболее активными пользователями электронных ресурсов, как по частоте обращения в электронную библиотеку, так и по степени разнообразия запросов, являются представители экономических и гуманитарных специальностей18.

Среди пользователей электронных библиотек преобладают две основные категории – учащаяся молодежь и интеллектуальная элита, главным образом ученые и преподаватели. Причем у пользователей электронных библиотек познавательная прагматическая установка на чтение выражена сильнее, чем у аудитории публичных библиотек: в традиционных библиотеках преобладает чтение художественной литературы, в электронных – справочной, учебной и научной.

Говоря о молодежи как специфической  социальной группе, следует охарактеризовать ее как совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом смысле, молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей19. Характерно, что по поводу возрастных границ молодежи нет общего имения. В отсутствии единых критериев возрастной периодизации в определении границ молодежного возраста учитывается специфика подходов, сложившихся в различных дисциплинах, изучающих молодежь.

Рассматривая студенческую молодежь как особую подгруппу молодежи, представляется необходимым подробнее  остановится на специфике данной социальной группы. Студенчество –  социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных признаков и специфики труда, в данном случае, учебы. Студенчество занято учебой, то есть подготовкой к выполнению высококвалифицированного умственного труда, в период обучения активно участвующего в разнообразной общественно-полезной деятельности. Закономерным в процессе развития студенчества является возрастание его социальной активности, расширение связей с другими группами общества. В качестве основания выделения студенчества в самостоятельную социальную группу может рассматриваться особое место в общественном воспроизводстве. Ему придается особа роль в формировании интеллигенции, в воспроизводстве среднего класса общества. Важным группообразующим признаком студенчества является особый вид студенческой субкультуры, отличающийся от других молодежных субкультур. Студенчество характеризуется определенным общественным положением, ролью и статусом в обществе, общностью интересов, специфическим образом жизни и возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы.

В современных социально-экономических  условиях наблюдается все большая  вовлеченность молодежи в информационную сферу. Как социально-возрастная группа молодежь обладает рядом особенностей. Ей присуще неполное включение в  социально-экономические отношения. Одновременно именно она в наибольшей степени мобильна, инициативна. По сути, от качества ее потенциала зависят перспективы развития экономики, разработка и внедрение инноваций в сферах образования, науки, культуры, производства, новых социальных стратегий20.

Таким образом, учащаяся молодежь, в  частности студенческая молодежь, выступает  как особая социальная группа, которая  обладает специфическими чертами, одной  из которых является активное использование  молодыми людьми сети Интернет и информационных технологий. По роду занятий (учебы) студентами используются навыки работы с компьютерными и информационными технологиями в образовательном процессе. Поэтому, возникает прямая необходимость в возникновении электронных библиотек в самом учебном заведении. студенческий молодежь электронный

К основным элементам  электронной библиотеки относятся:

 

1. Локальная инфраструктура (в дополнение к локальным местным сетям нужны локальные библиотечные системы на местах). Задача интегрированной библиотечной системы – обеспечивать все базовые виды библиотечных услуг, обрабатывать как полнотекстовые документы, так и электронные данные.

2. Доступ к самой информации, а не только к информации о ней; необходимым является также наличие обязательного экземпляра электронных публикаций.

3. Адекватное оборудование для потребителей (аппаратные средства, линии коммуникации, пользовательский интерфейс), поскольку, как уже говорилось, одна из характеристик библиотеки - представление абонентам прямого доступа к информации на их рабочих местах.

4. Обязательный доступ к коллекциям на печатных носителях с помощью электронных средств. Библиотеки будут развиваться в своего рода «гибридные», предоставляя услуги на базе как печатных так и электронных носителей.

5. Оказание услуг непосредственно отдельным пользователям на рабочем месте и дома;

6. Предложение в дополнение к библиотечным каталогам и библиографиям фактов, полнотекстовых публикаций и другой необходимой информации.

 

2.4 Электронные библиотеки и их роль для профессиональной деятельности

 

Доступность материалов в различных электронных форматах, изначально созданных в электронной  форме или оцифрованных, вызвала  необходимость обсуждения концепции  электронной библиотеки, которая  была определена следующим образом:

"Электронная библиотека – информационная служба, в которой все информационные ресурсы содержатся в машиночитаемой форме, а все функции комплектования, хранения, обеспечения сохранности, выдачи и доступа обеспечиваются за счет использования цифровых технологий".

Отмечают ряд существенных изменений, которые появились вследствие применения современных информационных и коммуникационных технологий в библиотеках.

Проанализируем эти  тенденции на примере профессиональной деятельности учителя.

  • Во-первых, очевидны перспективы снижения стоимости распространения нормативной, учебной, методической информации посредством использования технологий сети Интернет. Уже сейчас массу материалов не нужно печатать, складировать, транспортировать и распространять. Электронные издания способствуют расширению возможностей авторов. Даже малотиражные, а потому малорентабельные издания могут найти своего читателя и принести положительный практический эффект.
  • Во-вторых, значительно сократится время поступления необходимой информации до ее потребителей в лице школ, учителей, учащихся и их родителей.
  • В-третьих, увеличится емкость хранилищ, подчас страдающих от недостатка необходимых площадей и соответствующего оборудования.

 

  • В-четвертых, расширится доступ к редким источникам, благодаря их оцифровке. Сохранятся от исчезновения и полного забвения источники, хранящиеся на таких недолговечных носителях, как бумага, кино- аудио- и видеопленки, диски, пластинки, тем более что некоторые воспроизводящие устройства постепенно исчезают из употребления (например, проигрыватели для пластинок).
  • В-пятых, интенсивнее распространяются инновационная информация, передовой педагогический опыт. Есть возможность бесплатно работать с каталогами крупнейших государственных, региональных и университетских библиотек и отслеживать необходимые данные о современных публикациях. Развитию инноваций способствуют также электронные издания книг, энциклопедий, журналов, газет или электронных версий печатных изданий.
  • В-шестых, постоянно расширяется возможность получения быстрого доступа ко всей имеющейся в мире информации (часть информации предоставляется только на платной основе, но это зачастую является обычной практикой и вне Сети, например в случае копирования необходимых материалов). Пользователи могут работать в электронных библиотеках, независимо от физического месторасположения источников информации, в любое удобное время суток и в любом удобном для читателя месте.

Все это, несомненно, повышает интерес педагога к преподавательской  и научно-исследовательской деятельности.

В то же время существует ряд проблем, связанных с функционированием электронных библиотек, которые до сих пор не удается преодолеть, и, скорее всего, не удастся это сделать в ближайшем будущем. Часть из них очень серьезны (такие, как проблема информационной безопасности), какие-то дублируют аналогичные проблемы любой традиционной библиотеки (когда она закрыта, то ее фондами точно так же нельзя воспользоваться, как и в случае технических неполадок в Сети). Одни проблемы можно периодически решать (например, обновлять устаревшее компьютерное оборудование и программное обеспечение), а другие – нет (до сих пор не удалось разработать достаточные основания для защиты прав интеллектуальной собственности).

Какие материалы может  найти к примеру учитель для  своей профессиональной деятельности в режиме свободного доступа в приднестровских электронных библиотеках? Это во многом зависит от статуса и финансирования библиотеки, ее связей с научными центрами.

Несомненно лишь то, что  электронные библиотеки будут развиваться  и совершенствоваться. Постепенно от копирования печатных изданий и создания фондов оцифрованных материалов библиотеки перейдут к выполнению более сложных работ, начнут выполнять не только консультационные, но и обучающие функции. Более того, в дальнейшем электронные библиотеки превратятся в «общественные центры информационного общества». Создание крупных и доступных национальных электронных библиотек способствует более эффективному использованию информации, что в дальнейшем положительно отразится на уровне развития науки и техники, культуры и позволит улучшать систему образования. Электронные библиотеки, предоставляющие возможность работы с современными электронными образовательными ресурсами в режиме свободного доступа, будут способствовать повышению эффективности и качества профессиональной деятельности.

Информация о работе Электронные библиотеки