СОДЕРЖАНИЕ 
Виды 
занятий по рисованию и их влияние на интеллектуальное 
развитие детей с ЗПР 3
Значение 
изобразительной деятельности в работе 
с детьми с ЗПР 4
Особенности 
изобразительной деятельности детей с 
ЗПР 7
СПИСОК 
ЛИТЕРАТУРЫ 8 
 
Виды 
занятий по рисованию 
и их влияние на 
интеллектуальное развитие 
детей с ЗПР
 
     
Целенаправленные занятия рисованием 
представляют собой одно из 
важнейших средств эстетического 
воспитания. Они являются неотъемлемой 
частью всестороннего развития 
детей и активно содействуют 
этому развитию. Конкретно-практический 
характер занятий создает благоприятные 
условия для мобилизации положительных 
возможностей детей с ЗПР, что 
позволяет успешнее управлять 
их эмоциями и интеллектуальной 
деятельности. Эстетическое воспитание 
на занятиях по рисованию осуществляется 
по нескольким направлениям и 
предполагает формирование и 
развитие у детей целенаправленной 
изодеятельности, эстетического 
восприятия и эстетических чувств, 
оценочного отношения к произведениям 
изобразительного искусства и 
самостоятельно выполненным рисункам.
     
Предметное рисование – изображение 
предмета, передача своих впечатлений 
о нем путем применения различных средств 
изобразительности. 
    Задачи:
  - формировать 
  у детей познавательный интерес к миру 
  предметов в природе, рукотворным вещам, 
  человеку; бережное отношение к миру предметов.
- вызывать 
  у дошкольников желание выразить в рисунке 
  свое отношение к предметам.
- побуждать 
  детей к принятию и самостоятельной постановке 
  тем изображения
- формировать 
  обобщенные представления об изображаемом 
  предмете
- стимулировать 
  самостоятельность и творчество в замысливании 
  образа.
     
Сюжетное рисование – содержанием 
такого рисунка является какой-либо сюжет 
или пейзаж. Ребенок изображает предметы, 
расположенные в пространстве, в их взаимосвязях 
и отношениях. 
    Задачи:
  - формировать 
  интерес к окружающим предметам, явлениям 
  природы.
- развивать 
  у детей стремление поделиться своими 
  впечатлениями, переживаниями посредством 
  рисунка.
- развивать 
  у детей понимание зависимости качества 
  изображения от качества наблюдения.
- побуждать 
  детей к самостоятельности в замысливании 
  образа.
- учить детей 
  чувствовать выразительность образа, 
  побуждать к эмоциональному отклику на 
  него.
     
Декоративное рисование – имеет 
огромное значение в развитии основ личности 
ребенка – присвоение детьми через искусство 
нравственно-эстетических ценностей своего 
народа, развитие первого чувства родины, 
осознание себя как частицы своего народа. 
    Задачи:
  - формирование 
  у детей эмоциональной отзывчивости и 
  интереса к предметам народного искусства, 
  понимание его особенностей.
- формирование 
  желания заниматься подобной деятельностью 
  по предложению взрослого и по собственной 
  инициативе. 
- формирование 
  обобщенных знаний и соответствующих 
  изобразительных умений – освоение детьми 
  характерных элементов, узоров росписи; 
  воспитание чувства ритма, формы, симметрии.
- воспитание 
  активности самостоятельности, инициативы 
  и творчества при создании узоров.
Значение 
изобразительной 
деятельности в работе 
с детьми с ЗПР
 
     
Коррекционная работа посредством 
изодеятельности должна учитывать 
качественное своеобразие детей, 
связанное с недоразвитием их 
познавательной деятельности. Поэтому 
одна из задач обучения детей с ЗПР – насыщение 
их рисунков предметным, смысловым содержанием. 
У таких детей особую роль играет эмоциональная 
включенность. 
    Этапы:
  - Формирование 
  мотивационно-ориентировочных основ изобразительной 
  деятельности. 
- Формирование 
  основных умений изобразительной деятельности 
  в процессе овладения ребенком способами 
  отражения внешних качеств предметов.
- Развитие 
  навыков продуктивной изобразительной 
  деятельности на наглядно-образном уровне 
  (на уровне представления).
- Творческая 
  изобразительная деятельность на уровне 
  воображения, которая основывается на 
  высокой эмоциональной включенности ребенка 
  в процесс рисования. 
     
При коррекционно-педагогической 
работе средствами изобразительной 
деятельности у детей необходимо 
учитывать средующие принципы:
  - формирование 
  у детей представлений о том, что любое 
  изображение - это отражение реальных 
  предметов окружающей действительности 
  и социальных явлений;
- учет закономерностей 
  развития изобразительной деятельности 
  в норме и учет особенностей становления 
  изобразительной деятельности у детей 
  с различными отклонениями в развитии;
- тесная взаимосвязь 
  изобразительной деятельности с различными 
  видами детской деятельности - предметной, 
  игровой, трудовой и общения; 
- актуальность 
  социальной направленности изобразительной 
  деятельности при отборе методов, приемов 
  и содержания обучения;
- эмоциональная 
  включенность ребенка в процесс создания 
  изображений на всех этапах обучения;
- развитие 
  всех сторон речи как составная часть 
  процесса формирования изобразительной 
  деятельности;
- процесс созданий 
  изображений немыслим без воспитания 
  у детей эстетической культуры и художественной 
  выразительности.
    Коррекционные 
занятия по рисованию способствуют 
тому, что: 
  - у детей формируются 
  навыки наблюдения;
- совершенствуются 
  приемы обследования изображаемого объекта; 
- дети овладевают 
  специфическим восприятием – умением 
  видеть предмет целостно, в единстве его 
  свойств; 
- формируются 
  полные и точные представления о предметах 
  и явлениях окружающего мира, поскольку 
  изображение предметов требует отчетливого 
  выделения в сознании существенных признаков, 
  касающихся формы, конструкции, величины, 
  положения в пространстве и других параметров; 
- дети не только 
  воспроизводят увиденное, но на основе 
  полученных представлений о предметах, 
  явлениях реального мира создают в рисунке 
  новые оригинальные произведения. Это 
  осуществляется благодаря развитию воображения, 
  основу которого составляет способность 
  оперировать в уме представлениями и преобразовывать 
  их; 
- также развиваются 
  зрительная и двигательная память, поскольку 
  в процессе изобразительной деятельности 
  важно не только уметь воспринимать предметы 
  и работать карандашом и кистью и, но и 
  согласованно воспроизводить рукой то, 
  что увидел глазами;
- дети учатся 
  изображать предметы, т.е. запечатлевать 
  представления о нем и способе его изображения; 
- на уроках 
  изобразительного искусства у детей в 
  наглядно-практической деятельности совершенствуются 
  все мыслительные операции.
 
Особенности 
изобразительной 
деятельности детей 
с ЗПР
 
     
Дети с ЗПР испытывают трудности 
при необходимости вычленить 
отдельные элементы из объекта, 
который воспринимается как единое 
целое. Эти дети затрудняются 
в достраивании целостного образа 
по какой-либо его части, сами 
образы предметов в представлении 
детей недостаточно точны и 
само количество образов-представлений 
у них значительно меньше по 
сравнению с нормально развивающимися 
детьми.
     
У детей с ЗПР есть затруднения 
в построении целостного образа 
и выделении фигуры (объекта) на 
фоне. Целостный образ формируется 
замедленно. Таким детям свойственна 
общая пассивность восприятия, что 
проявляется в попытках подменить 
более сложную задачу более 
легкой, в желании побыстрее «отделаться».
     
В рисунках отмечаются выраженные 
пространственные нарушения в 
расположении объектов на листе 
бумаги, выраженная диспропорциональность 
отдельных составных частей, неправильное 
соединение отдельных частей 
объекта между собой, отсутствие 
изображения мелких деталей.
    Особенности 
изодеятельности детей с ЗПР
    - отсутствие 
    интереса к результатам деятельности;
- слабость 
    ассоциаций между собственными графическими 
    построениями и реально существующими 
    предметами и явлениями;
- затрудненность 
    процесса узнавания в собственных графических 
    образах реальных предметов и их быстрое 
    забывание; 
- обилие графических 
    штампов; 
- статичность 
    и схематичность рисунков по форме и содержанию; 
- отсутствие 
    преднамеренного выбора цвета;
- бедность 
    цветового решения;
- неразвитость 
    композиционных сюжетных построений; 
- низкий уровень 
    развития познавательных процессов – 
    ощущения, восприятия, представления, 
    воображения, наглядно-образного мышления, 
    внимания, памяти.
СПИСОК 
ЛИТЕРАТУРЫ 
  - Вершинина 
  Н.А. Предметное рисование; изд-во Поморского 
  Университета. – Северодвинск, 2004.
- Емельянова 
  Л. «Анализ детских работ по изодеятельности»// 
  Дошкольное воспитание. 2000, №39.
- Ержанова 
  Е.А. Изобразительная деятельность в обучении 
  и воспитании дошкольников с отклонениями 
  в развитии. // Дефектология. - 2003. - № 6 
- Комарова 
  Т.С. Занятия по изобразительной деятельности 
  в д/с: Кн. для воспитателя детского сада. 
  – М.: Просвещение, 2001.
- Обучение 
  детей с нарушениями интеллектуального 
  развития: (Олигофренопедагогика): учеб. 
  пособие для студентов ВУЗ / под. ред. Б.П.Пузанова. 
  - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр 
  «Академия», 2006.
- Основы специальной 
  психологии: Учеб.пособие для студентов 
  сред.пед.заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, 
  Л.И.Солнцева и др.; под ред. Л.В.Кузнецовой. 
  - 2-е изд., стер. - М.:Издательский центр 
  «Академия», 2005. - 480с.