Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 06:45, реферат
Целью нашей работы исследование  значения памяти в учебной  деятельности.
    Для того, чтобы достичь данной цели необходимо решить следующие задачи: 
Проследить исторические корни понятия «память»; 
Выявить основные виды памяти; 
Проанализировать особенности индивидуальной памяти; 
Выяснить и проанализировать надежность памяти учащихся; 
Определить ведущие виды памяти у учащихся; 
Дать рекомендации учащимся улучшения работы памяти.
Введение…………………………………………………………………………………..3 
Глава 1. Основные представления о памяти……………………………………………4 
1.1.Виды  памяти………………………………………………………………………….5 
Глава 2. Память в учебной деятельности……………………………………………….8 
Глава 3.Основные принципы хорошей работы памяти…………………………...……9 
Заключение…………………………………………………………………………..……10 
Список  литературы……………………………………………………………………….11 
Приложение……………………………………………………………………...………..12
По характеру целевой деятельности выделяют произвольную и непроизвольную память.
Непроизвольная память заключается в запоминании, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека.
Произвольная память ставит специальную задачу запомнить и воспроизвести тот или иной материал, а процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий.
    Все 
виды памяти не существуют изолированно 
друг от друга. Они выступают всегда 
совместно и неотделимы друг от друга. 
 
 
 
Глава. 2 Память в учебной деятельности.
Во время обучения в школе учащиеся часто сталкиваются с трудностью запоминания необходимого объема материала. С этой проблемой встречаются школьники всех классов независимо от ступени обучения.
Целью нашей работы рассмотреть роль памяти в учебной деятельности.
Так для учащихся 6 «А», 9 «А», 10 «А» нашей школы был предложен тест на определение надежности их памяти (Приложение 1.).
Как показали результаты теста (Приложение 2) количество учащихся с великолепной памятью не столь высоко. В то же время учеников со средней памятью не зависимо от ступени обучения практически не изменяются. Ухудшение памяти в старших классах связано с увеличением необходимой для запоминания информации.
Кроме того, учащиеся в основной своей массе не знакомы и не владеют приемами и способами, способствующие лучшему запоминанию материала. Школьники, как правило, сами вырабатывают свои приемы при подготовке к урокам, зачетам и экзаменам.
Как показывают результаты опроса, проведенного в исследуемых классах, чаще всего школьники используют мало эффективные способы для запоминания. А более эффективный – комбинированный, где сочетаются разные виды памяти, используются реже. (Приложение
     
№ 3).Результаты опроса 
Для того чтобы начать работу по улучшению работы памяти необходимо измерить объем кратковременной памяти и ведущий вид памяти.
Исследуемой группе учащихся предложен тест на определение объема своей кратковременной памяти (Приложение № 4).
    .Как 
показывают результаты 
Как показывают результаты теста (Приложение 7), чистые виды встречаются редко. Чаще сего комбинированные виды памяти: зрительно-слуховые, зрительно-двигательные.
В зависимости от полученных результатов каждый школьник, принявший участие в эксперименте, смог скорректировать свою работу по лучшему запоминанию материала.
    Учащимся 
принимавшим участие в 
Глава 3. Основные принципы хорошей работы памяти.
Обзор и обобщение прочитанного материала по данному вопросу позволили выделить основные принципы качественной работы памяти. Пользуясь ими в повседневной жизни, каждый школьник может улучшить память, развить внимание и повысить способность к концентрации и организации своей деятельности.
Если каждый учащийся будет руководствоваться этими принципами в разных сферах своей жизни, то он никогда не будет жаловаться на свою память.
      
 
 
 
 
    Заключение. 
    Единственной 
страховкой от забывания служит активное 
участие сознания как в момент запоминания, 
так и при воспоминании чего-либо. Вот 
главные средства, которые помогут улучшить  
работу памяти: 
Постоянно нужно помнить, что для хорошей работы памяти очень важна умственная активность. Если человек проявит желание активизировать процессы в своей голове, то обязательно добьется успеха и этот успех отразиться на всей его жизни.
    Кроме 
того, установление контроля над памятью 
освобождает человека от тягостного 
ощущения беспомощности. При этом открывается 
путь к умению лучше чувствовать, ценить 
и понимать мир вокруг себя благодаря 
пробуждению от дремоты заложенных в человеке 
способностей. Лучше фиксируя в памяти 
события и впечатления, человек тем самым 
повышает свой жизненный тонус.  
 
 
Список 
литературы. 
 
1. Аткинсон 
Сила мысли. – М.: Мир, 1998. 
2. Блонский 
П.Н. Память и мышление. – М.: 
Наука, 1996. 
3. Иванов 
Е.П. Лабиринт Мнемозины. – 
М.: Просвещение, 1993. 
4. Йейтс 
Искусство памяти. – М.: Вега, 2000. 
5.Как улучшить 
свою память. – М.: Мир,1995. 
6. Лапп 
Д. Улучшаем память – в любом 
возрасте. – М.: Мир,1993. 
7. Никонов 
А.С. Загадка тысячелетия. – 
М.: Олма-Пресс,2001. 
8. Познай 
себя: развитие памяти. – М.: Мир,1993.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 1.
Тест 
на определение надежности 
памяти. * 
Подсчитайте очки: каждый положительный ответ – одно очко. Только в вопросе №10 ответ «нет» означает одно очко.
Результаты. 
11 очков и более – у вас великолепная память.
От 6 до 10 – у вас хорошая память. Многие вещи вы хорошо помните, хотя иногда ошибаетесь.
5 
очков и меньше – у вас средняя 
память. Вы часто забываете о запланированных 
делах, хотя здесь есть свои преимущества 
– вы быстро забываете свои оплошности.    
 
 
 
 
 
*Лапп Д. Улучшаем 
память – в любом возрасте. – М.: Мир,1993, 
с. 235. 
 
Приложение 2.
Результаты теста на определение надежности памяти.
| Параметры | 6 «А» класс | 9 «А» класс | 10 «А» класс | Всего | 
| Количество учащихся | 15 | 15 | 15 | 45 | 
| Великолепная память (%) | 16,6 | 16 | 12 | 14,8 | 
| Хорошая память (%) | 50 | 48 | 44 | 47 | 
| Средняя память (%) | 33,4 | 36 | 44 | 38,2 | 
 
 
 
 
 
 
Приложение 3.
Приемы 
учащихся по лучшему 
запоминанию материала. 
| Приемы работы | Количество учащихся (%) | 
| 1.Чтение перед сном | 12 | 
| 2.Многократное повторение | 20 | 
| 3.Переписывание материала | 8 | 
| 4.Составление плана | 13 | 
| 5.Пересказ материала | 9 | 
| 6.Многократное прочтение | 28 | 
| 7.Комбинирование (сочетание нескольких приемов) | 10 | 
 
 
 
 
Приложение 
4. 
Определение 
объема кратковременной 
памяти.* 
 Перед 
вами текст с разными словами. 
Ваша задача в течение 30 секунд внимательно 
посмотреть на слова и попытаться 
запомнить их. Затем 10 секундный 
перерыв. После чего  в течение  
одной минуты попытаться воспроизвести 
на рабочих листах.