Школа как социально педагогическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Школа — открытая социально-педагогическая система, которая находится под постоянным воздействием экономических, политических и духовных сфер жизни государства.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 62.96 Кб (Скачать)

    Таким образом, эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкости распределения прав и обязанностей представителей администрации школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.3 Функции Совета  школы 

    В создании творческой атмосферы и здорового психологического микроклимата в школе огромная роль принадлежит совету школы. Его функции и содержание работы регламентируются специальным Положением о совете средней общеобразовательной школы.Высшим руководящим органом школы является общешкольная конференция представителей коллективов учащихся, учителей, родителей и общественности в равном количестве от каждой из этих трех категорий.Конференция утверждает устав школы и вносит в него необходимые изменения; разрабатывает основные направления совершенствования и развития школы, повышения качества и эффективности учебно-воспитательной работы; осуществляет поиски дополнительных финансовых средств и укрепления материально-технической базы школы; при необходимости создает временные или постоянные комиссии по различным направлениям деятельности школы и устанавливает их полномочия. Конференция созывается советом школы не реже одного раза в год. В период между конференциями в роли высшего органа выступает совет школы, в который входят представители педагогических работников, учащихся средних и старших классов, родителей и общественности по одной трети от каждой из названных категорий.

  Совет школы выполняет следующие функции:

  - организует выполнение решений  конференций школьного коллектива;

  - утверждает план развития школы;

  - совместно с директором представляет  интересы школы в государственных  и общественных органах, а также  интересы учащихся, обеспечивая  социальную защиту несовершеннолетних;

  - по представлению методического  (педагогического) совета школы  определяет содержание, методы, средства  и формы организации обучения  и воспитания учащихся (учебные  планы, программы, профили дифференциации обучения, трудовой подготовки и т.д.), обеспечивая при этом достижение государственного уровня требований к образованию;

  - устанавливает режим работы школы;

  - осуществляет контроль за подбором и расстановкой педагогических и других кадров школы;

  - проводит аттестацию педагогических  работников школы, вносит предложения  в квалификационную комиссию  при органах народного образования  о присвоении учителям квалификационных  категорий;

  - поддерживает общественные инициативы  по совершенствованию и развитию  обучения и воспитания;

  - контролирует рациональное расходование  бюджетных ассигнований на школу,  формирует собственный материальный  фонд школы;

  - заслушивает отчеты о работе  отдельных учителей, директора школы,  его заместителей, вносит на рассмотрение  конференции предложения о продлении  или прекращении их полномочий;

  - ограждает работников школы и  администрацию от необоснованного  вмешательства в их профессиональную и должностную деятельность .

    Совет школы работает в тесном контакте с администрацией и общественными организациями школы на основе принципов демократизма, гласности и широкого оповещения о своей деятельности учащихся, учителей и общественности.

    Таким образом, Совет школы является органом коллективного управления школьными делами, принимающим активное участие в решении важнейших вопросов совершенствования обучения и воспитания учащихся. 
 
 
 
 
 

Заключение

    В педагогической литературе понятие «педагогическая система» представлено в различных аспектах.

  Так, Б.С.Гершунский предлагает следующее определение: «Педагогическая система объединяет целостные педагогические объекты - личность воспитуемого, воспитательно-образовательный процесс, воспитательно-образовательную систему, систему педагогического управления».

    В.С. Ильин рассматривает педагогическую систему, которая объединяет многие педагогические процессы: систему внешкольной работы с детьми, систему воспиательно-образовательной работы школы, систему формирования умений, качеств личности, систему работы классного руководителя и т.д.

    М.М.Поташник называет следующие структуры педагогических систем: управленческая; содержательная; возрастная; субъектные; типы коллективов т.д.

    Ю.П.Сокольников дает следующую характеристику педагогической системы: они существуют как относительно устойчивые объединения людей и их упорядоченные совокупности, имеющие определенную организацию.

    По мнению Т.Н. Шамовой, под педагогической системой понимается социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности.

    Существует и другое определение данного понятия: «Педагогическая система - это совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с определенными качествами, необходимыми как самой личности, так и обществу» (В.П.Беспалько).

    В этой связи компонентами, педагогической системы выступают: учащиеся, цели воспитания/обучения, педагогические/дидактические процессы, учитель и/или технические средства обучения, организационные формы педагогической работы.Несмотря на разночтение в определении «педагогическая система», многочисленные педагогические системы подчинены общему закону организационного строения и функционирования как процесса. Так или иначе, общим положением в указанных определениях является то, что взаимосвязанные структурные компоненты систем объединены одной целью - всестороннего и гармоничного развития личности. Школа является самостоятельной социально-педагогической системой. Особенностью школы как системы является ее тесная связь с внешней средой. Можно выделить шесть основных внешних подсистем. К ним относятся: общественная; производственно-экономическая; социально-бытовая; природно-экологическая; культурная; духовно-нравственная.

    Задача любого образовательного учреждения — использовать возможности, этих подсистем для воспитания и развития личности.

    Процесс самодвижения образовательного учреждения может идти двум ми. Первый путь, когда образовательное учреждение приспосабливается к среде, перестраивает свои процессы, не разрушая целостности, и второй - когда образовательное учреждение само может влиять на внешнюю среду, приспосабливая ее к достижению своей цели. Но для этого образовательное учреждение как социальная система должно быть само хорошо организовано.

    Ведущей подсистемой (системообразующей) в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей - средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы. Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

    Школа, как и любое другое образовательное учреждение, - это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система.Каждая школа испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. Она как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или, напротив, активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будет проявляться как адаптивная и адаптирующая система. В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе и педагогических.

    Общеобразовательная школа как сложная динамическая система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы.

    Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы.

    Эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкости распределения прав и обязанностей представителей администрации школы.

    В создании творческой атмосферы и здорового психологического микроклимата в школе огромная роль принадлежит совету школы. 
 
 
 

Список  литературы: 

  1.Беспалько  В.П. Общая педагогика. М., 2009.

  2.Бруднов  А. Социально-педагогическая работа  в школе / А. Бруднов,

  В. Березина // Воспитание школьников. — 2008. — № 1. — С. 2—4.

  3.Гершунский  Б.С. Педагогика. М., 2007.

  4.Гребенюк  О.С. Общие основы педагогики. М., 1998.

  5.Ильин  В. С. Системно-структурный подход  к организации обучения. - М., 1992. - С. 16.

  6.Караковский  В.А. Директор-учитель-ученик. – М., 1982.

  7.Кондратьева  В. Школа и социум: грани общения/  В. Кондратьева// Народное образование.  — 2004. — № 1. — С. 23—25.

  8.Поташник  М.М. Педагогические системы. М., 2005.

  9.Семенов  В.Д. Взаимодействие школы и  социальной среды: Опыт исследования/ В.Д. Семенов. — М., 2006.

  10.Симонов  В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими  системами. М., 2005.

  11.Сластенин  В.А. Общая педагогика. М., 2008.

  12.Сокольников  Ю.П. Общая педагогика. М., 2005.

  13.Справочник  заместителя директора школы  по воспитательной работе / М.: Центр  "Педагогический поиск", 1999.

  14.Типовое  положение об общеобразовательном  учебном учреждении// Вестник образования.  — 2009. — № 5. — С. 14—32.

  15.Харламов  И.Ф. Педагогика. М., 2009.

  16.Шамова  Т.И. Управление образовательными  системами. М.,2010.

  17.Шамова  Т.И.. третьяков П.И., Капустин Н.П.  Управление образовательными системами.  М.,2009.

  18.Шмырева  Н.А. Педагогические системы: научные  основы, управление, перспективы развития. М., 2010.

Информация о работе Школа как социально педагогическая система