Школьная система оценки качества образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы
- раскрыть пути повышения качества образование в школе.
Задачами данной работы являются
- систематизирование и анализ сведений по модели школьной системы оценки качества образования.

Содержание

Введение............................................................................................................................................3
1. Педагогические аспекты контроля учебного процесса…………………………………..4
1.1. Виды контроля знаний учебного процесса…………………………………………..4
1.2. Цели контроля знаний учебного процесса…………………………………………..6
1.3. Функции контроля знаний учебного процесса……………………………………...6
2. Качество образования в общеобразовательных учреждениях (ОУ)…………………….9
2.1. Модельное представление школы…………………………………………………….9
2.2. Параметры системы оценки результативности учебного процесса……………….12
Заключение………………………………………………………………………………….........23
Список литературы………………………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     Как известно, знания передают в процессе объяснения или показа, а навыки формируют неоднократным подкреплением. На этом обучающие функции учителя заканчиваются, так как далее навыки и умения формируются в повторительных действиях учащихся, которые овладевают соответствующими навыками в организованных учителем упражнениях. Поэтому можно говорить об обучающих функциях объяснения, показа или подкрепления, об обучающих функциях упражнений, в процессе которых реализуются такие способ учения, как повторение и поиск, но нельзя говорить об обучающей функции контроля. В своих рецептивных учебных действиях учитель не имеет возможности ни передавать учащимся знаний, ни оценивать его действия (подкрепление). И передать учащимся знания, и оценить его действия он сможет после того, как контроль закончится, хотя и на основании той информации, которую он получил в процессе контроля. Итак, обучающую функцию контроль выполнять не может.

     Воспитывающая функция контроля в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психологические особенности (развивать волю, память и пр.), стимулируя их оценкой, при проявлении излишней самоуверенности осуществляется более строгий подход к оценке.

     Нередко говорят о корректировочной или контрольно – корректирующей функции. Действительно, прослушав учащегося, учитель может исправить его ошибки, т. е. объяснить или показать правильные речевые действия. Но корректировка происходит после контроля, на основании той информации, которая получена в процессе контроля, и является функцией показа или объяснения (одного из способов обучения), а не контроля.

     На основе информации, полученной во время контроля, можно предупредить становление ошибочных навыков, сделать обобщающие выводы о методе обучения, определить уровень подготовки учащихся, оценить их работу, изменить приёмы обучения, скорректировать задания отстающим ученикам и ещё многое другое, но это не значит, что корректировка, обобщение, диагностика, оценка, управление – всё это функции контроля. Во всех перечисленных случаях контроль уже выполнил свою роль: он поставил информацию о состоянии обучаемого на данном отрезке времени. Если представить себе обучаемого управляемой системой, которую управляющая система (учитель) пытается перевести из одного состояния в другое, то можно сказать, что поступающая во время контроля информация представляет собой обратную связь. Поэтому функцию контроля, заключающуюся в получении информации об уровне подготовки учащихся, можно назвать функцией обратной связи3.

     Функция обратной связи чрезвычайно важна: она позволяет учителю управлять учебным процессом, действовать осмысленно и систематически обеспечивать учащихся подкреплением.

     Нельзя забывать и другую важную роль, которую играет контроль. Известно, что учащиеся специально готовятся к контрольной, к зачёту, к экзамену. В присутствии преподавателя все учащиеся выполняют заданные упражнения. Письменным работам уделяется больше внимания, если их будут проверять. Одним словом, наличие или ожидание контроля стимулируют учебные действия учащихся, являются дополнительным мотивом их учебной деятельности. Сказанное позволяет говорить ещё об одной функции контроля: стимулирующей. Стимулирующую функцию в основном связывают с оценкой, а иногда и называют оценочной функцией. Однако сама оценка, как уже отмечалось, выходит за границы контроля и представляет собой подкрепление, если её используют в обучающих, а не просто в карательных целях. Что касается контроля, то его стимулирующая функция не выходит за рамки рецептивных учебных действий учителя.

     Стимулирующая функция и функция обратной связи исчерпывают функции контроля. Малочисленность функций контроля ни в коем случае не должна принижать его значения в обучении. Более того, если учитывать, что организация обучения и мотивация в обучении представляют собой фундамент и движущую силу обучения иностранным языкам, то станет ясно, какая важная роль отводится функциям контроля.

     Само собой разумеется, что без информации о состоянии обучаемого (обратная связь) невозможно грамотно управлять учебным процессом, а без систематической работы учащихся, которую трудно представить без стимулирования, нельзя сформировать у них навыки и умения. Функцию же контроля реализует только учитель. Справочный материал учебника, а также обучающие машины создают благоприятные условия для самоконтроля, подлинный же контроль по-прежнему способен осуществить только учитель.  
 

  1. Качество  образования в  общеобразовательных  учреждениях
 
    1. Модельное представление школы
 

         Решение проблемы поиска путей  повышения качества образования  многоаспектно. Оно требует синтеза  научных переработок не только  в педагогике и психологии, но и теории управления. Одним из путей решения данной проблемы видим в рассмотрении качества школьного образования как системы.

         Исходя из этого, считается  необходимой реализация основных  целей управленческой деятельности4:

    - осуществление системного подхода к управлению качеством образования в школе;

    - создание условий для развития  этой системы, позволяющих переводить  систему на более высокий уровень.

         Задачи:

    - преобразование системы информационно-аналитической  деятельности как основного инструмента управления;

    - совершенствование локальных нормативно-правовых  документов как средство перехода  к управленческим технологиям  делегирования, прозрачности и  ответственности;

    - повышение теоретического уровня  и педагогического мастерства  учителей через оптимизацию методической работы в школе;

    - переход на личностно-ориентированное  обучение и воспитание.

    В современных условиях интенсивного  поиска новых путей развития  образовательное учреждение принимает  и активно поддерживает идею  качества образования как  ведущую, доминирующую.

   Качество образования – это  социальная категория, определяющая  состояние и результативность  процесса образования, его соответствия  потребностям общества, государства  и личности.

   Исходя из данного определения  понятия «качество образования» в ОУ сложилось модельное представление школы: 

                             Модельное представление школы 

      для личности                                школа                       для общества

 (развитие  индивид.                                                (развитие социальной

      способностей)                                                       компетенции)

                                             для государства                               

                                  (дает знания, развивает ум и т.д.) 

    Представленная модель определяет  образование как взаимодействие  двух неразрывно связанных процессов:  обучения и воспитания. Поэтому,  говоря о качестве образования,  мы имеем в виду не только  знания, умения и навыки, но и социальную зрелость выпускника, уровень развития индивидуальных способностей обучающихся. Учащиеся должны не просто получать знания, но и удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности, подготовив себя к взрослой, самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро, пользу всему обществу.

   Исходя из этого, в школе  создана модель выпускника, ориентирующая  на конечный результат обучения и воспитания, и модель личности педагога: 

Модель  выпускника I модуля. 

Для себя:

- реализация  индивидуальных способностей;

- самоопределение  в способах достижения здоровья, соответствие физического состояния  выпускника нормативам физического развития

 
 
 
 
Творчески развитая личность
  Для общества:

- достаточный  уровень 

  воспитанности;

- умение  жить и 

  работать  в коллективе. 
 
 

 

Для государства:

- достаточный  уровень базовых знаний, необходимый  для продолжения образования;

- сформированность общеучебных умений  (умение читать, чисто и скоро писать, составлять план, умение слушать, давать монологические ответы, задавать вопросы, организовывать свое рабочее место, осуществлять самоконтроль учебной деятельности)

 
 

Модель  выпускника II модуля 

Для себя:

- реализация  индивидуальных способностей;

- самоорганизация 

на уровне здорового образа жизни, соответствие физического 

состояния выпускника

нормативам 

физического развития.

 
 
Творчески развитая личность, способная  к самоопределению
Для общества

- достаточный 

уровень

воспитанности;

- социальная 

взрослость, ответственность 

за свои действия;

- осознание 

собственной

«Я- концепции» 

 
 
Для государства:

-достаточный  уровень базовых знаний, необходимый  для продолжения 

образования;

- сформированность  общеучебных умений (планировать  текущую работу,

осуществлять  взаимоконтроль, вести познавательную деятельность в 

коллективе, пользоваться печатными и техническими средствами массовой

информации, выступать перед аудиторией, рецензировать ответы)

 
 

Модель  выпускника III модуля 

  Для себя:

-реализация  индивидуальных способностей

-осознанный  здоровый образ жизни, умение  оказывать первую медицинскую  помощь в чрезвычайных ситуациях

 
Творчески развитая, социально-ориентированная  личность, способная к самореализации
Для общества:

-достаточный  уровень воспитанности;

-профессиональное  самоопределение;

-толерантность;

-создание  «Я-концепции»

 

Для государства:

- достаточный  уровень базовых знаний, необходимый  для продолжения образования;

-знание  способов рациональной работы, способность  к самообразованию;

-целостное  видение проблем, свободное ориентирование  в знаниях на межпредметном  уровне

 
 

Модель  личности педагога 

  1. Принимает гуманистические ценности, как личностно-профессиональные, имеет гуманистическую педагогическую позицию.
  2. Обладает положительной «Я-концепцией».
  3. Способен к саморазвитию и творчеству.
  4. Владеет технологиями и методиками субъект-субъектного взаимодействия.
  5. Обладает способностями эмпатии, перцепции, креативными, коммуникативными и организаторскими способностями.
  6. Ему присущи духовность, любовь к детям, терпимость.

Информация о работе Школьная система оценки качества образования