Шпаргалка по "Истории педагогики и образования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:56, шпаргалка

Описание работы

35. Эпоха рубежа 19-20 вв. в Р. ознам-сь бурн. разв-ем бурж-х отнош. Реформы графа Витте, рев. 1905-1907, манифест 17 сент., столыпинская аграрная реформа ограничивали сам
Разв-е обр-я в стране шло быстрыми темпами. Возник-т просветит-ие общ-ва, сотни народных библ-к и т.п. В общ-ве было осознанно, что потреб-ти и ур-нь разв. обр-я приходят во всё более явное несоотв-е. Был поставлен вопрос о переходе к шк., кот. д. б. готовить не только инициативную, самост-ю, широко образ-ю л-ть. 1-м шагом реформиров-я шк. рассматр-сь введение всеобщ. нач. обуч. 1911 – был принят законопроект о введении всеобщ. обуч., кот. придусм-вал сообразовывать программы нач. шк. с этнич., бытовыми, религиозн. особен-ми местного насел. и одновр. удовл-ть общегосударств. интересы. 1908-1912 – 3-я гос. дума удвоила смету расходов на народн. просвещ. Законопроект 1911 г. не прошёл в Гос. совете из-за сопротивл-я сторонников церковно-приходских шк. Их не устроили пункты, по кот. подобные учебн. завед-я переходили из-под контроля Святейшего Синода в ведение Мин-ва просвещ. Последний в истории царской Р. проект о введении всеобщ. обуч. б. внесен в 1916 г. в Думу мин-м просвещ. П.Н. Игнатьевым. В кач-ве начальн. ступени обуч. намечались 1-4 классы народн. шк., либо 1-3 классы высш. нач. уч-ща или гимназии ( не доведено до конца из-за февр. револ. 1917г.). На протяж. 1890 и до нач. 1900-х гг. расширилась сеть нач. обр.: сельские 1-классн. и 2-классн. народн. уч-ща, городские уч-ща, 1-классн. и 2-классн. церковно-приходские шк, а так же шк. различ. ведомств. В 1912 появ-сь высшие нач. уч-ща с 4-годичн. сроком

Работа содержит 4 файла

1.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

38. ва и форм-ть у уч-ся труд. УН. В.И. Ленин в «Заметках о политех-ме» отметил связь школы с производством, важность произв. экскурсий, изуч-ия основ произ-ва, произв. практикумов. Осн. задача- давать общее образ-ие. В 1918г. велась разработка «Основ. принципов един. труд.школы». Школа б. подчинена един. образцу, б. приняты ограничения (конспект урока, заран. обознач. программа, методика). П. Ф. Каптерев, П.П. Блонский, С.И.Гессен, С.Т. Шацкий счит., что школа д. развивать кругозор, формировать дух. ценности. К осени 1918 г. б. введена «Концепция ед. труд. школы»:1 ступень-от 8 до 13 лет, срок обучения 5 лет; 2 ступень от 14 до 17 лет, срок обучения- 4 года. Школа- центр организации дет. жизни, учеб. процесс круглогод. Зимой- обучение в шк., посещение заводов, летом-участие в произв. труде. С 1918 г. наблюд. перекос шк. в сферу труд. деят-ти, шк. носит утилит. хар-р , во главе- физич. труд. В 1919 г. необход. на базе I ступени создать курсы для подготовки рабоч. кадров. Модель: шк. Iст.- 1ст.-5 лет;2 ст.- соверш-ие рабоч. УН на базе труд. курсов; шк. II ст. -1ст. -4 г., 2ст.- вуз(4 г., 1920-30- 5 лет). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

39. Проблема с учебниками (старые, плохие). 1933-34гг. издаются 1-ые учебники по истории СССР. 1936г. конкурс на учебник по истории СССР. Был одобрен краткий курс по истории СССР для 3-4классов. 1932г. издано постановление «Об уч. программах и режиме средней шк.». Необх-мо исп-ть разнообр. м-ды обуч-я, критика проектных м-дов, выбор м-да зависит от пед. ситуации. Осн. форма организации обуч-я – урок. 1934г. постановление «О кл. руководителе» выполняющем след. функции: работа по изучению класса, работа с родителями, ведение документации. 1936г. постановление о педологических извращениях с системе наркомпроса. Педология не д. препод-ся в ВУЗах. 1937г. труд как уч. предмет отменен. ПЕД. ДИСКУССИИ. У многих педагогов «Декларация…» вызвала положит. отклик. Но нашлось немало тех, кто увидел в них утопию и даже фальш и лицемерие. Так, В.В. Зеньковский: коммунистич. восп-е изнач-но не м.б. человеколюбивым, разъединяя детей по классовой принадлеж-ти. Учёные, вставшие в оппозицию, объявили гл. целью восп-я обращ-е реб. к миру доброты и человеч-ти, дух-ое самосоверш-во. Так же некот-ые отвергли атеизм, т.к. по их мнению это могло привести к отвращ-ю реб. от духовн-ти и истины. И.М. Гревс считал, что роль труда в шк. д.б. вспомогат-й, т.к. осн. задача шк. – дать знания, развить пон-я и идеи. Были опасения, что придание производит-му труду в шк. универс-го знач. затруднит достиж-е цели умств. разв., т.к. уч-ся лешатся основательного гуманитарн. обр., что приведёт к обеднению фантазии и интуиции.

27. Отеч. пед. наука д.б. построена, по мнению Уш., с учетом нац. особ-й рус. народа, отражать специфику нац. к-ры и восп-я. В статье "О народности в общественном воспитании" Уш. дает глубокий анализ восп-я в духе народности. Под народн-ю он поним. такое восп-е, кот. создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его хар-р и особ-ти, к-ра, геогр. и прир. усл. опр-ют направл-ть восп-я со своими ценностями и идеалами. Уш. счит. невозмож. подражать или механически переносить в нее п-пы восп-я др. народов. Каж. народ созд. свою сист.обуч. и восп. со своими нац. чертами и творч. проявлениями. При этом Уш. не отрицал возмож-ти исп-ть достиж-я в обл. пед-ки др. нар. 1. восп. д.б самобытным, нац-м; 2. дело нар. обр. д. нах-ся в руках народа, кот. бы занимался его орг-й, рук-л и управлял шк.; 3. народ опр-т содерж. и хар-р восп.; 4. все население д.б. охвачено просвещением, обществ. восп-м; 5. восп-е женщ. наравне с муж.; 6. подлинная нар-ть выр-ся, прежде всего в родном яз. "Родное слово» -родн. яз. явл-ся лучш. ср-м восп-я, кот. учит естественно и успешно, откуда идет дух., нравств. и умств. разв-е.  7. п-п нар-и связан и с зад- формир. личности, и с восп-м у детей любви к родине, своему отеч., гуманности, правдивости, трудолюбия, ответств., чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетич.о отнош. к жизни. Все эти кач. исходят от народа и соотн-ся с его хар-ом и традициями, помогают формировать нац. самосознание народа. 8. п-п народности д.б. реализован ч/з преп-е в шк. истории своей страны, геогр., изуч. рус. пис. и поэтов, природы России. Идея народности у Уш., являясь идеей демократической как нельзя лучше отвеч. потреб-м народа и нар. обр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

32.   Искусство — наилучшее средство формирования черт личности, способной находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира.

  Как  правило, обучение делится на  три ступени: до 9 лет; до 12 лет;  до выпуска.

  Начальное  обучение ведется медленно, с  преимущественным использованием  различных образных форм, которые  применяются и на старших ступенях.

   Предметы учащиеся проходят так  называемыми эпохами: в течение  3-4 недель ежедневно на первых  уроках дается один И тот же предмет, во время паузы в его преподавании подобным образом изучается другой.

   Учебники в общепринятом смысле  не применяются. Необходимые записи  ученики делают в тетрадях "по  эпохам".

   Значительное внимание уделяется  трудовому воспитанию (овладение практическими навыками - от вязания до индустриального труда или полного цикла сельскохозяйственных работ). Оценки не выставляются. По окончании учебного года классный учитель составляет подробную психолого-педагогическую характеристику каждого учащегося.

   Общим для педагогов является  критическое отношение к любым  формам селекции учащихся, тестированию  и отбору одаренных.

   Вопросы организации воспитательного  процесса решаются коллегиально  на еженедельных конференциях  учителей. Вальдорфские учреждения автономны и не имеют над собой руководящих инстанций, управляются педагогическим советом. В 25 странах мира, в том числе в России, успешно функционируют детские сады и школы, реализующие идеи "вальдорфской педагогики".

   Движение за открытие валъдорфских школ возобновилось после. Второй мировой войны, особенно с 60-х гг., охватив многие страны.

  К  1990 г. в мире насчитывалось  около 500 вальдорфских школ, около  1000 детских садов. Это частные  учреждения, иногда с частичным  государственным субсидированием (в различных странах - от 30 до 80%).

  Вальдорфские  школы дают полное среднее  образование. Во многих странах  получило распространение Кэмпхилаское  движение, также основанное на  идеях вальдорфской педагогики.

35. обуч. (после 3-4-летней элементарной шк.). Возрастает кол-во учительских инст-ов и семинарий. По инициативе К.Н. Вентцеля в Москве б. создан дом свободного реб-ка (дети от 5-12 лет). Основа их жизни: свободный, творч. труд как путь разв-я и самосоверш-я личности. Произошли измен-я и в среднем обр.., где гл. типом шк. оставалась классич. гимназия. Под рук. министра нар. просвещ. П.Н. Игнатьева б. составлен план реформы средней шк. (1916): создание единой шк. (гимназии) с 7-летним курсом обуч. и 2-мя ступенями (1-3 и 4-7 классы). Предусматр-сь  покончить с многопредметностью. Д. б. доминир-ть родной яз. и лит-ра, история и геогр. Но Игнатьев был отставлен и план не получил хода. В к. 19 –нач. 20в. сложилась система технического обр., состоявшая из нач-ых ремесл-ых уч-щ, низших и средних технич-х уч-щ. В системе высш. обр. к нач.20в насчит-сь более 60 учеб. завед. Большая часть нах-сь в Москве и Петерб. Было так же 6 коммерч. вузов, кот. на 94% финансир-сь из местных ср-в. На нек-ые фак-ты б. допущ. женщины. Материальн. полож. студентов ухудшилось из-за уменьшения степендиального фонда, сокращ-я числа уч-ся, освобожд-ых от оплаты за обуч. Это вызвало студенч. волнения. В ходе рев. 1905 г. б. приняты Временные правила (август 1905): восстан-лась выборность профессоров и автономия универс-в, ослаблялся надзор за студентами. Но в 1908 профессора вновь стали назнач-ся министром, вышел запрет на любые студенч. орг-ции. Разв-е образов-я б. остановлено 1 МВ. Шк. как и вся страна оказ-сь  в глубоком кризисе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

42. А. С. Мак. различ. 3 вида персп-в: а) близкую б) среднюю в) далекую. Близкая выдвиг. к-вом, нах-ся на любой стадии. Она д. опир-ся на личную заинтерес-ть. Средняя заключ-ся в проекте к-го события, несколько отодвинутого во времени. Для достиж. этой п-вы нужно приложить усилия. Далекая п-ва — это цель отодвинутая во времени, наиб. соц. значимая и требующая значит. усилий для своего достиж.. В такой п-ве обяз-но сочетаются личные и обществ. потреб-ти. Н: цель успешного окончания шк. и послед. выбора профессии. П-п паралл. действия. В его основе — треб-е возд-ть на шк-ка опосредованно, ч/з первичн. к-в. Возд-е на личность осущ. как воспитателем, так и ч/з актив и к-в. Этот п-п применим уже на 2 стадии, где роль восп-ля и сила его восп-го возд-я еще значительны. На более высоких уровнях возрас-т влияние актива и к-ва. (Пед. поэма) Вопрос об отнош. к-ва и личности — 1 из ключевых, и в усл. соблюд. прав и свобод чел- ка он приобрет. особую важность. Сейчас приходится искать N, соотв-щие духу времени реш. Процесс включ. уч-ка в сист. к-х отнош. сложен, неоднозначен, нередко противоречив. Он глубоко инд-ен. Шк-и, будущие члены к-ва, отлич-ся др. от др. состоянием здоровья, внешностью, чертами хар-ра, степенью общит-ти, знаниями, умениями, и т.п. Положение личности в сист. к-ых отнош. завис. от ее инд-го соц. опыта, т.к. опр-ет хар-р ее суждений, линию поведения. Идеал взаимоотнош. — гармонизация личности и к-ва. В этом случае м/у личностью и к-вом никаких противоречий нет. Кажд. член  заинтерес. в существов. дружного длительн. объед-я. Типичн. модель шк, — сосуществ-е. Личность и к-в сосущ-т, соблюдая формальные отнош-, называясь при этом к-вом, но не будучи им по сути. Это связ. с тем, что ребята не могут проявить в к-ве свою инд-ть и вынуждены играть навязанные им роли.


2.doc

— 103.00 Кб (Открыть, Скачать)

3.doc

— 84.00 Кб (Открыть, Скачать)

Мои вопросы.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики и образования"