Шпаргалка по "Истории педагогики и образования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:56, шпаргалка

Описание работы

35. Эпоха рубежа 19-20 вв. в Р. ознам-сь бурн. разв-ем бурж-х отнош. Реформы графа Витте, рев. 1905-1907, манифест 17 сент., столыпинская аграрная реформа ограничивали сам
Разв-е обр-я в стране шло быстрыми темпами. Возник-т просветит-ие общ-ва, сотни народных библ-к и т.п. В общ-ве было осознанно, что потреб-ти и ур-нь разв. обр-я приходят во всё более явное несоотв-е. Был поставлен вопрос о переходе к шк., кот. д. б. готовить не только инициативную, самост-ю, широко образ-ю л-ть. 1-м шагом реформиров-я шк. рассматр-сь введение всеобщ. нач. обуч. 1911 – был принят законопроект о введении всеобщ. обуч., кот. придусм-вал сообразовывать программы нач. шк. с этнич., бытовыми, религиозн. особен-ми местного насел. и одновр. удовл-ть общегосударств. интересы. 1908-1912 – 3-я гос. дума удвоила смету расходов на народн. просвещ. Законопроект 1911 г. не прошёл в Гос. совете из-за сопротивл-я сторонников церковно-приходских шк. Их не устроили пункты, по кот. подобные учебн. завед-я переходили из-под контроля Святейшего Синода в ведение Мин-ва просвещ. Последний в истории царской Р. проект о введении всеобщ. обуч. б. внесен в 1916 г. в Думу мин-м просвещ. П.Н. Игнатьевым. В кач-ве начальн. ступени обуч. намечались 1-4 классы народн. шк., либо 1-3 классы высш. нач. уч-ща или гимназии ( не доведено до конца из-за февр. револ. 1917г.). На протяж. 1890 и до нач. 1900-х гг. расширилась сеть нач. обр.: сельские 1-классн. и 2-классн. народн. уч-ща, городские уч-ща, 1-классн. и 2-классн. церковно-приходские шк, а так же шк. различ. ведомств. В 1912 появ-сь высшие нач. уч-ща с 4-годичн. сроком

Работа содержит 4 файла

1.doc

— 94.50 Кб (Открыть, Скачать)

2.doc

— 103.00 Кб (Открыть, Скачать)

3.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

5. Греко-римская культура. Патриархальное семейное устройство, власть отца, ответственность за воспитание детей перед общиной. Развиты сельское хозяйство, военное искусство, врачевание, право и риторика. Грамматический идеал образования (со II в до р. X. ): изучение грамматики, законов. Математика, по сравнению со школами Древней Греции, отходит на второй план, музыка и гимнастика отсутствуют, вместо этого обучают фехтованию, верховой езде и плаванию.

В семьях богатых приглашали на дом учителей-греков.

Элементарное образование давалось в тривиальных (элементарных) школах (тривиум - трехпутье), в которых главным было обучение чтению, письму, счету. Любой римлянин, умеющий читать и писать, мог держать свою школу и учить, профессия учителя приравнивалась к профессии ремесленника. Школы среднего типа - грамматические, в этих школах, как и у эллинов, учили латинскому и греческому языкам, риторике. Учителя грамматических школ были более уважаемы, чем элементарных школ, могли состоять и на государственной службе. Для аристократов существовали риторские школы, в которых учили философии, праву, истории, красноречию, ораторскому искусству. Выпускники были хорошо подготовлены для практической государственной деятельности. Обучение велось на греческом языке, который считался языком знати.

Марк  Туллий Цицерон (106-43 до р. Х. ) Оратор, политический деятель, философ и педагог. Создал учебное пособие по риторике. В  трактате «Об ораторе» обрисовал  идеальный образ всесторонне  образованного оратора-философа, обладающего  подвижностью и остротой ума, которые вырабатывались в процессе обучения. Идеал воспитания - совершенный оратор, художник слова и общественный деятель.  Сущность человека он определял понятием «гуманность». Чтобы стать совершенным человеком, необходимо непрерывное образование и самообразование, освоение всеобщей культуры. Черты личности совершенного человека: такт, чуткость, мужество, умеренность, разумность, справедливость, дружелюбие, желание служить обществу. Основной недостаток - эгоизм. 
 
 
 
 
 
 
 

24. Школьная реформа 60-80х годов 19 века.

Начало  второй половины XIX в. в России характеризовалось великим обновительным движением. Вслед за реформой 1861 г. наметились и другие: судебная, земская, просветительная. К этому времени вопросы воспитания и образования стали пониматься как "вопросы жизни". 60-е гг. - самая яркая страница в истории педагогики в России. В эти годы общественного подъема к педагогической теории и деятельности обращается много выдающихся людей: Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Для них это время наиболее интенсивной новаторской работы; много интересных деятелей приобщилось к проблемам педагогики и к педагогическому труду в различных губерниях России. Официальная педагогика с ее традиционной доктриной подготовки людей для службы была заметно потеснена в это время. С легкой руки Н.И. Пирогова началось оживленное обсуждение в прессе проблемы воспитания человека и других педагогических вопросов: какой должна быть школа? Какова должна быть ее программа? Сословная или бессословная школа? Чему учить в школе? Как готовить учителя? - и многие другие. Главное внимание общества в это время было привлечено к народной школе, которой, по словам министра народного просвещения Шишкова, в империи, можно сказать, и не было. Приходские училища, которые нужно было содержать самим крестьянам и помещикам, развивались очень слабо. Деревенских жителей по-прежнему учили грамоте дьячок, богомолки и подобные люди. Народные училища подчинялись разным ведомствам (к 60-м гг.). Отмена крепостного права вызвала необходимость школы для всех слоев населения: крестьян и помещиков, городских жителей. Стала очевидной несправедливость сословной политики в области образования, ограничений в области женского образования. Выявилась недостаточность среднего образования, основанного на классицизме. В это время стала остро осознаваться необходимость развития отечественной педагогической науки, возникла потребность в педагогической периодике, новых учебных книгах, разработке новых методик обучения. Подготовка учителей для разного типа школ, создание самих школ - все это были насущные проблемы середины XIX в.

   «Устав гимназий и прогимназий» 1864 г. (Н.И. Пирогов) Базой для  всех стала элементарная школа. 2 вида:

1. История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет, но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий.

 В  ее предмет также входит и  анализ причин, вызывающих отмирание  одних и модернизацию или возникновение других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса. Эти причины могут быть вызваны как изменениями исторической ситуации, так и появлением нового знания в смежных областях, оказывающих значительное влияние на формирование и изменение педагогических взглядов на ребенка и задачи формирования его личности

Предмет истории образования и педагогической мысли тот же, что и педагогики как науки: методологические основы, цели, принципы, содержание, методы и средства обучения и воспитания.

 Отличие  – выявление особенностей их  эволюции в истории развития  общества, анализ причин, вызывающих  отмирание одних и возникновение  или модернизацию других педагогических  
 
 
 

2. Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с человеком. Воспитание в постепенно складывавшихся первобытных общностях, по необходимости, было равным для всех, имея целью подготовку всех без исключения детей и подростков к основным способам добывания средств к существованию. В это время еще отсутствовали специальные формы воспитания, и оно не отделялось от совместной жизни детей и взрослых.

    В совместной деятельности со  взрослыми дети и подростки  наблюдали за поведением старших  и, постоянно подражая им, приобретали соответствующие умения.

 Выработка  у подрастающего поколения необходимых  для того времени норм поведения  являлась предметом заботы всей  общины. Отсутствовало физическое  наказание детей. 

   В позднеродовой общине появление  парного брака изменило всю организацию родового общества, став зародышем домашне-семейной формы воспитания. С этого времени в семье стали закладываться основы физического и духовного развития детей. 
 
 
 

3. Появление воспитания и образования как особых форм человеческой деятельности восходит к эпохе древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, становление которых принято относить к 5-му тысячелетию до н.э.

 Прародиной  образования стали страны Древнего  Востока (Вавилония, Египет, Китай,  Индия и др.). Древние цивилизации,  несмотря на то, что они возникали и существовали изолированно друг от друга, имели много общего в путях экономического и социального развития, в том числе и в сфере воспитания и образования. Возникновение школ стало ответом на определенные экономические, культурные, политические потребности жизни. По мере социального развития эти потребности менялись, а с ними изменялись содержание, методы обучения и воспитания. Главными центрами обучения и воспитания в древнейших государствах Востока были семья, храмы и государство.

 Получили  развитие три основных типа  школы: 1) жреческие школы создавались при храмах и готовили служителей культа;

2) дворцовые  школы готовили писцов-чиновников  для нужд административно-хозяйственного  управления;

3) военные  школы готовили военачальников.

8. Истоки русской национальной школы берут свое начало в Киевской Руси, где на рубеже VIII–IХвв. возникло одно из крупнейших в Европе раннефеодальное государство. Народная педагогика древних славян отражается в устном народном творчестве.

 В  IХ веке появляется письменность. Кирилл и Мефодий усовершенствовали греческую азбуку: создали алфавит с учетом звуков русского языка.

 После  крещения киевлян (988г.) князем  Владимиром была предпринята  попытка организации христианской  школы. Это одно из первых  официальных свидетельств о начале систематического обучения на Руси. Образование на первых порах насаждалось сверху, т.к. школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Постепенно школы «учения книжного» открывались не только в Киеве, но и в Новгороде, Суздале, Владимире и в других городах. Школы «учения книжного» представляли собой повышенную по сравнению с простым обучением грамоте ступень образования.

 Простое  обучение письму, чтению и счету  осуществлялось чаще «мастерами  грамоты» и было их основным ремеслом.

 Обучение  грамоте и обучение вере воспринималось  как единый процесс. Об этом  свидетельствует содержание обучения  в школах, где главным считалось  усвоение книжной мудрости, отраженной  в «изборниках» (хрестоматиях) того  времени.

Одной из подобных книг, дошедших до нашего времени, является «Изборник Святослава» (1073г.). «Изборник» должен был в достаточно краткой и легкой форме помочь ученикам 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

46. Развитие научного и технического прогрессов и достижений мировой цивилизации послужило мощным стимулом для модернизации и развития идей мировой педагогики и системы образования.

Новые тенденции современного развития мирового образовательного процесса:

1) большинство  педагогов, даже далеких от  радикальных решений, настаивают  на индивидуализированном обучении. Важно, чтобы в учебно-воспитательном процессе учитывались личные способности и интересы учащегося;

2) необходимо  увеличить внимание к личности  за счет уменьшения численности  учеников в классе, сокращения  учебной недели и изменения  классно-урочной системы;

3) интенсификация  учебного процесса.

Для индивидуализации образования характерны следующие  черты:

1) индивидуальный  режим (гибкое расписание);

2) индивидуальный  ритм изучения учебного материала;

3) использование  особых дидактических материалов для самостоятельной работы;

4) фиксирование  минимума и максимума объема  усвоения учебного материала;

5) подвижные  учебные группы;

6) учитель  в роли консультанта и координатора;

7) самостоятельный  выбор режима обучения;

8) сотрудничество  ученика и учителя.

Сегодня одновременно сосуществуют традиционные и нетрадиционные системы обучения.

Характеристики  традиционного обучения:

44. В послевоенные годы следует отметить следующие изменения в образовательной системе в России:

1) идеологизацию;

2) введение централизованного управления школой;

3) введение  единообразия ее типов и учебных  программ;

4) контроль  над школой партийных органов  существенно усилился;

5) полная  средняя школа стала десятилетней. Дети в нее принимались с  семи лет;

6) количество  десятилетних школ в городах, в отличие от сельской местности, быстро увеличивалось;

7) с  1945 г. было установлено обязательное  семилетнее обучение. Оно преобладало  в деревнях, жители которых не  имели возможности продолжить  свое образование из-за отсутствия  паспортов и права покидать свои колхозы.

Значительное  увеличение производства в 1950-е гг. привело к ощутимой нехватке рабочей  силы. Это отразилось на общей системе  школьного образования:

1) в  стране было введено обязательное  восьмилетнее образование;

2) срок  обучения в полной средней школе увеличился до одиннадцати лет;

3) была  введена обязательная производственная  подготовка;

4) существенно  усилилась профориентационная работа, часто сводившаяся к агитации  выпускников продолжить профессиональное  обучение по одной из дефицитных рабочих специальностей;

5) был  учрежден новый тип учебных  заведений – профессионально-технические  училища. Здесь параллельно с  профессиональным образованием  давались общеобразовательные знания, хотя не такие основательные,  как в школе. Еще одной особенностью являлось и то, что в ПТУ могли поступать и взрослые. Поэтому люди, не имевшие возможность обучаться в тяжелые военные годы, смогли получать среднее образование;

6) возврат  к десятилетке после пяти лет  существования системы одиннадцатилетнего образования, не обнаружившего явных преимуществ; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10. Для борьбы против польско-католического гнета украинцы и белорусы в ХVI–ХVII веках создают религиозно-национальные организации – братства.

 Одним  из средств борьбы с национальным  и религиозным угнетением были братские школы, которые противопоставлялись польско-католическим школам.

 Такие  школы были во Львове, Бресте, Могилеве, Луцке, Киеве, Вильнюсе.

 Организация  обучения 

  –  Ректор и учителя избирались  общим собранием братства.

 –  Для наблюдения за школой избирались два попечителя.

 –  Каждый член братства имел  право знакомиться с работой  школы.

 –  Договор между ректором школы  и родителями учащихся содержал  обязанности родителей и учителей.

 –  В школу принимались дети всех  сословий, без различия их социального и материального положения.

Мои вопросы.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики и образования"