Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:56, шпаргалка
35. Эпоха рубежа 19-20 вв. в Р. ознам-сь бурн. разв-ем бурж-х отнош. Реформы графа Витте, рев. 1905-1907, манифест 17 сент., столыпинская аграрная реформа ограничивали сам
Разв-е  обр-я в стране шло быстрыми темпами. Возник-т просветит-ие общ-ва, сотни  народных библ-к и т.п. В общ-ве было осознанно, что потреб-ти и ур-нь разв. обр-я приходят во всё более явное несоотв-е. Был поставлен вопрос о переходе к шк., кот. д. б. готовить не только инициативную, самост-ю, широко образ-ю л-ть. 1-м шагом реформиров-я шк. рассматр-сь введение всеобщ. нач. обуч. 1911 – был принят законопроект о введении всеобщ. обуч., кот. придусм-вал сообразовывать программы нач. шк. с этнич., бытовыми, религиозн. особен-ми местного насел. и одновр. удовл-ть общегосударств. интересы. 1908-1912 – 3-я гос. дума удвоила смету расходов на народн. просвещ. Законопроект 1911 г. не прошёл в Гос. совете из-за сопротивл-я сторонников церковно-приходских шк. Их не устроили пункты, по кот. подобные учебн. завед-я переходили из-под контроля Святейшего Синода в ведение Мин-ва просвещ. Последний в истории царской Р. проект о введении всеобщ. обуч. б. внесен в 1916 г. в Думу мин-м просвещ. П.Н. Игнатьевым. В кач-ве начальн. ступени обуч. намечались 1-4 классы народн. шк., либо 1-3 классы высш. нач. уч-ща или гимназии ( не доведено до конца из-за февр. револ. 1917г.). На протяж. 1890 и до нач. 1900-х гг. расширилась сеть нач. обр.: сельские 1-классн. и 2-классн. народн. уч-ща, городские уч-ща, 1-классн. и 2-классн. церковно-приходские шк, а так же шк. различ. ведомств. В 1912 появ-сь высшие нач. уч-ща с 4-годичн. сроком
– Сироты содержались братством.
44. 7) во все учебные дисциплины стали вводиться новые научные знания, знания о достижениях науки в производстве. Этот период даже получил особое название – «эпоха НТР» (научно-технической революции).
Негативно сказались на развитии образования следующие события:
1) общий экономический кризис в стране;
2) кризис идеологии;
3) возникновение скрытой безработицы;
4) начало этнических и межнациональных конфликтов;
5) люди 
с низкой квалификацией 
Кризис 
образования пытались решить введением 
многоуровневой системы в сфере 
высшего образования, а также 
созданием различных типов 
1) колледжей; 2) гимназий; 3) лицеев; 4) профильных и частных школ; 5) национальных школ.
Однако это не решило существующих проблем:
1) в 
национальных школах встал 
2) отстаивая национальное достоинство, не учитывалась необходимость единого языка в качестве средства межнационального общения;
3) существенным 
негативным фактором стало 
 Много 
недостатков было в 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
10. – Родители не имели право забирать детей до окончания курса обучения.
 – 
Школа состояла из трех 
 – 
Уроки проводились ежедневно. 
Занятия велись по классно-
 – 
Учитывались посещаемость и 
– Пропуски занятий и опоздания не допускались.
 «Учитель 
сей школы мает быти 
воздержливый, не пьяница, не блудник, не лихоимец,
не сребролюбец, не гневлив, не завистник, не смехостроитель, не срамо-
словец, не чародей, не басносказатель, не пособи-
 тель 
ереси, но благочестию 
 Учитель 
(дидаскал) должен учить и любить 
детей всех одинаково, как 
8. овладеть элементами знаний, которые приблизили бы их к византийской образованности. В нем содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, математический трактат Аристотеля и педагогическое сочинение самого Святослава по методике чтения, а также «Поучение князя Владимира Мономаха детям».
 В 
«Поучении Владимира Мономаха 
детям» даются развернутые 
«Житие 
Авраамия Смоленского» - Жизнеописание 
Авраамия было создано в середине 
XIII века учеником подвижника, неким Ефремом. 
Основное содержание жизнеописания - рассказ 
о проповедническом служении Авраамия 
в Смоленске и его столкновениях с местным 
духовенством и жителями. В рассказе этом 
звучат три главных мотива: осенение подвижника 
Благодатью, что выражается в его особой 
учености и даре слова, его борьба с дьяволом 
и мучения в результате несправедливых 
обвинений и гонений, торжество победы 
в оправдании и обретении святости. В Житии 
Авраамия нет никаких известий о чудесных 
деяниях подвижника - ни прижизненных, 
ни посмертных. Все содержание произведения 
- это учительство Авраамия, гонения на 
него и его заботы о вверенном ему монастыре. 
 
 
 
 
 
 
46. 1) последовательное формирование знаний, умений и навыков;
2) варианты уроков при традиционном обучении разнообразны: урок-открытие, урок-дискуссия, урок-экскурсия и др.
Особенности нетрадиционных моделей обучения:
1) они условно разделяются на две группы – репродуктивной и поисковой ориентации;
2) постепенное 
внедрение предложений, 
3) широкое 
использование нестандартных 
4) все 
новшества базируются на 
5) активно 
рассматриваются перспективы 
В России разработана методика опережающего обучения, где трудные темы изучаются в первую очередь (С. Н. Лысенкова) и методика «коллективного способа учебной работы», где каждый школьник расширяет свои знания с помощью товарищей (В. К. Дьяченко, А. С. Соколов).
Ш. А. Амонашвили 
– доктор психологических наук, 
профессор, опытный педагог, в своих 
научных работах призывает 
1. теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса.
Задачи:
как науки,
1. Выявление тенденций и закономерностей развития педагогики как науки, чтобы прогнозировать направления ее будущего развития.
 2. Знакомство 
с тем положительным опытом, который 
может быть адаптирован к 
3. Ознакомление с имевшими место в истории педагогики ошибками, чтобы не повторять их в будущем.
как учебного предмета
 1. Проследить 
эволюцию наиболее 
2. Ознакомить с выдающимися педагогами прошлого, их работами, педагогическими взглядами и теориями, которые прошли проверку временем.
 3. Научить 
будущего учителя аналитически 
подходить к общим реформам 
и частным изменениям в 
 
 
 
2. Инициации – обряды перевода юношей и девушек в категорию взрослых – стали исторически первым общественным институтом, имевшим целью преднамеренную организацию воспитания и обучения.
   
К этому же периоду следует 
отнести рождение одной из 
самых древнейших профессий – 
профессии педагога, воспитателя, учителя. 
Целью и содержанием воспитания в условиях 
первобытнообщинного строя было развитие 
трудовых навыков, чувства верности интересам 
рода и племени при безусловном подчинении 
им интересов отдельной личности, сообщение 
знаний о традициях, обычаях и нормах поведения 
в данном роде и племени на основе ознакомления 
со сложившимися в них преданиями и верованиями. 
Видное место в первобытнообщинном воспитании 
занимали игры, имитирующие различные 
виды труда взрослых членов племени – 
охоту, рыбную ловлю и другие занятия. 
Физические наказания как средство воспитательного 
воздействия у большинства племен отсутствовали 
или же применялись крайне редко, в исключительных 
случаях. 
 
 
 
 
 
3. Своеобразием в развитии системы образования выделялись Индия и Китай. Это определялось их национально-историческими традициями и присущим данным регионам Востока менталитетом.
 На 
развитие воспитания, образования 
и педагогической мысли 
 Под 
влиянием конфуцианства 
5. Луций Анией Сенека (ок 4 г. до р. Х. - 65 г. ) Философ и оратор. Главная задача воспитания, по его мнению, - моральное совершенствование. Считал, что постичь природу и самого себя можно изучив философию, которая является главным средством морального совершенствования человека. В своих произведениях излагает программу нравственного совершенствования человека. Основной метод - побуждение человека к самодвижению к божественному идеалу (предвосхитил христианские воззрения на воспитание). Основное средство - назидательные проповеди-беседы. Основное понятие, характеризующее процесс воспитания - норма (педагог не должен отступать от норм, своим поведением должен утверждать их). Был сторонником энциклопедического образования, высказывал идею о бесконечных возможностях прогресса человеческого знания. Основатель эмпирического направления в образовании.
Марк 
Фабий Квинтилиан (42 г. - ок. 118 г. ) В 12 
книгах «О воспитании оратора» обобщает 
современную ему греческую и римскую философскую 
и педагогическую литературу, свой опыт 
как преподавателя школы риторов. Эта 
работа тесно связана с практикой школы.  
Высоко оценивал роль воспитания, веру 
в силы и способности ребенка, много внимания 
уделял природе ученика («природа и без 
учения многое может сделать, а одно учение 
без природы не принесет никакой пользы»), 
однако отдавал преимущество учению перед 
природой; Цель воспитания и обучения 
- подготовка общественного деятеля.  
Предъявлял требования к учителю: образованность, 
любовь к детям, осторожный и внимательный 
подход к ним, изучение ребенка, сдержанность, 
разумный подход к наградам и наказаниям. 
Призывал к свободному, творческому, а 
не догматическому применению рекомендаций 
учителем.  Придавал значение развитию 
речи ребенка, правильному произношению. 
Для этого надо окружать ребенка няньками, 
товарищами, являющими собой положительный 
пример, обучать музыке и языкам, которые, 
по его мнению, способствуют развитию 
правильной речи. Оказал огромное влияние 
на педагогическую мысль Возрождения. 
Подчеркивал важность школьного образования, 
правильно организованных школ. Видел 
положительные факторы школьного образования 
в соревновательности, установлении дружеских 
связей, между учениками, усвоением норм 
общежития. Считал, что семья должна готовить 
детей у поступлению в школу. 
 
 
24. 1. Классич. прогимназия (4г.) → классич. гимназия (3 г.)→университет 2. Реальная прогимназия (4г.)→реальная гимназия → ВТУЗ(высшее тех.учеб.завед.) или жизнь + 1) бессословный х-р; 2) обучение было платное, но чаще бесплат.; 3) отмена тел. наказ.; 4) ввели кабинеты в школе; 5) ввели педсовет; 6) финансир. госуд. – 1) сохранялась и старая система (церк. прих. шк., светские учителя по спец.разреш.); 2) двойственность в образовании
  В 
70-80-х годах усилилась 
 «Устав 
гимназий и прогимназий» 1871 г. 
все реальные гимназии 
Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики и образования"