Шпаргалка по педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:05, шпаргалка

Описание работы

Вопросы по педагогике

Работа содержит 1 файл

пед.docx

— 76.42 Кб (Скачать)

Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности.

Будучи наукой, об обществе как  целостной системе, отдельных ее составляющих, о процессах функционирования и развития общества, социология в  область своих теоретических  и практико-прикладных исследований включает проблемы образования и  воспитания. В структуре социологической науки плодотворно развиваются такие направления, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и т.д.

Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отметим, что в педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук — юриспруденции, экономики, информатики, статистики, экологии, этнографии, этнологии, истории, технических наук.

22 Школа как педагогическая  система и объект управления. Понятие и функции внутришкольного управления. Повышение квалификации и аттестация работников школы.

Педагогическая система является самостоятельной развивающейся  и управляемой целостностью, состоящей  из ряда компонентов. Функционирование педагогической системы, таким образом, направлено на достижение целей, обусловленных  потребностями общества, которые  должны быть достигнуты в строго определенное время (9 — 11 лет). Цели определяют содержание педагогической системы, которое, в  свою очередь, предполагает многообразие форм и методов ее реализации. Функционирование педагогической системы возможно при  соответствующих социально-педагогических условиях. Как и всякая система, педагогическая система характеризуется уровнем  достигнутых результатов.  
Отражая диалектическую природу педагогических

школа как педагогическая система  представлена совокупностью системообразующих факторов, условий функционирования, структурных и функциональных компонентов. Системообразующие факторы представлены факторами целей и результатов; условия функционирования — социально-педагогическими и временными условиями; структурные компоненты — управляющей (педагогический коллектив) и управляемой (ученический коллектив) системами, содержанием, средствами, формами и методами педагогической деятельности; функциональные компоненты — педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией, контролем, регулированием и корригированием.  
Рассмотрение школы как педагогической системы и объекта управления означает, что управленческая деятельность организаторов образования, должностных лиц, учителей, учащихся должна быть в равной мере направлена на выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического и ученического коллективов, на отбор содержания и использование разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательной работы

Управленческая культура людей, занятых  в сфере образования, является частью их профессионально-педагогической культуры. Традиционное представление о профессионально-педагогической культуре связывалось в основном с выделением норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники  и мастерства.

Управление учебным заведением осуществляют директор и его заместители, функциональные обязанности, порядок  назначения или избрания которых  определяется Уставом общеобразовательной  школы или другого учебного заведения. Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, который, как правило, имеет опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовал себя на учительской должности и обладает необходимыми организаторскими способностями.

Руководство отдельными направлениями  работы в школе возлагается на заместителей директора. Это заместители  по учебно-воспитательной работе,организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместители директора школы по научно-исследовательской работе, заместитель по профильным классам или по классам с углубленным изучением отдельных предметов, заместитель или помощник директора школы по хозяйственной части.  
Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического процесса, за выполнение образовательных программ и государственных образовательных стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; регулируют учебную нагрузку учителей и учеников, составляют расписание занятий; руководят методической работой в школе. В круг обязанностей организатора внеклассной и внешкольной работы (на правах заместителя директора школы) входит установление связей с учреждениями дополнительного образования — дворцами и домами детского творчества, станциями юных натуралистов, юных техников, клубами и другими детскими объединениями.  
Эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкости распределения прав и обязанностей в административном аппарате школы.

Педагогическое самообразование  учителя предполагает самостоятельное  овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его  содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического  труда, общая культура.  
Для того чтобы оказать реальную помощь учителю в организации самообразования, необходимо знать потребности, запросы, интересы личности в сфере профессиональной деятельности. Организуя методическую работу, директор и завучи принимают во внимание наиболее характерные трудности педагогов своей школы в построении целостного педагогического процесса. Совместное обсуждение проблем, имеющих отношение к каждому учителю, безусловно, стимулирует его самообразовательную деятельность. Следовательно, стимулирование и руководство педагогическим самообразованием учителя со стороны директора школы, завуча должны носить в своей основе опосредованный характер.  
В число проблем, составляющих основу педагогического самообразования, могут быть проблемы педагогического общения, индивидуализация и дифференциация обучения, развивающее обучение, модульное обучение, особенности обучения в школах нового типа: гимназиях, лицеях, колледжах. Важным представляется блок проблем, связанных с формированием научного мировоззрения учащихся, их духовной культуры, с гражданским воспитанием и др.

Аттестация педагогических работников школ России введена в 1972 г. Действующее  в настоящее время "Положение  об аттестации педагогических и руководящих  работников государственных, муниципальных  учреждений и организаций образования  Российской Федерации" утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 июня 1993 г. № 256.  
Основной целью аттестации является стимулирование деятельности педагогических работников по повышению квалификации, профессионализма, развитию творческой инициативы; обеспечение социальной защиты1. Основным средством стимулирования выступает дифференциация оплаты труда учителя. В основу проведения аттестации положены принципы добровольности, открытости, коллегиальности, обеспечивающие справедливую, объективную оценку труда. Соблюдение этих принципов проявляется в процессе формирования аттестационных комиссий.

Действующим положением установлено  три квалификационные категории  — высшая категория, которую может  присвоить главная аттестационная комиссия; первая категория — районная (окружная, муниципальная) или городская  комиссия; вторую категорию присваивает  аттестационная комиссия школы.  
Оценка деятельности преподавателя или руководителя осуществляется по двум комплексным показателям: обобщению итогов деятельности; экспертной оценке практической деятельности.  
Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога, с указанием квалификационной категории, на которую он претендует.

 

 

21. Управленческая культура руководителя. Личность директора современной школы. Стили деятельности руководителя. Организационные формы управленческой деятельности. Проведение педсоветов.

Основные компоненты управленческой культуры. Управленческая культура людей, занятых в сфере образования, является частью их профессионально-педагогической культуры. Традиционное представление  о профессионально-педагогической культуре связывалось в основном с выделением норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники  и мастерства. Психолого-педагогические исследования проблем педагогической культуры последних лет раскрывают ее в категориях педагогических ценностей, педагогических технологий и педагогического  творчества.

Управленческая культура руководителя школы представляет собой меру и  способ творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных  видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и  создание ценностей и технологий в управлении школой. Компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя школы образован  совокупностью управленческо-педаго-гических ценностей, имеющих значение и смысл в руководстве современной школой. В процессе управленческой деятельности руководитель школы усваивает новые теории и концепции управления, овладевает умениями и навыками, и в зависимости от степени их приложения в практической деятельности они оцениваются им как более или менее значимые. Имеющие в настоящий момент большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции и выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей.

Технологический компонент управленческой культуры директора школы включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Технология внутришкольного управления предполагает решение специфических педагогических задач. Решение данных задач основывается на умениях руководителя-менеджера в области педагогического анализа и планирования, организации, контроля и регулирования педагогического процесса. Уровень управленческой культуры директора школы зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач.

Личностно-творческий компонент управленческой культуры директора школы раскрывает управление педагогическими системами  как творческий акт. При всей заданности, алгоритмичности управления деятельность руководителя школы является творческой. Осваивая ценности и технологии управления, руководитель-менеджер преобразует, интерпретирует их, что определяется как личностными особенностями руководителя, так и особенностями объекта управления. Становится очевидным, что управление педагогическими системами является сферой приложения и реализации способностей личности. В управленческой деятельности директор школы самореализуется как личность, как руководитель, организатор и воспитатель.

Функциональные обязанности должностных  лиц образовательных учреждений. Управление учебным заведением осуществляют директор и его заместители, функциональные обязанности, порядок назначения или  избрания которых определяется Уставом  общеобразовательной школы или  другого учебного заведения. Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору  школы, как правило имеющему опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовавшему себя на учительской должности и обладающему необходимыми организаторскими способностями.

В самом общем виде функциональные обязанности директора школы  определены Типовым положением об общеобразовательном  учебном учреждении, на основании  которого каждое

общеобразовательное учреждение разрабатывает  свой Устав.

Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие  функциональные обязанности:

• несет ответственность перед  государством и обществом за соблюдение требований охраны прав детей, планирует  и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;

• представляет интересы учебного заведения  в государственных и общественных органах;

• создает необходимые условия  для организации внешкольной  и внеклассной работы;

• проводит подбор заместителей директора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогического коллектива, учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), назначает классных руководителей;

• принимает на работу и увольняет  педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведения;

• организует в установленном порядке  рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;

• по согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработной плате творчески  работающим учителям;

• создает условия для творческого  роста педагогических работников учебного заведения, применения ими передовых  форм и методов обучения и воспитания, осуществления педагогических экспериментов;

• несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим  органом управления образованием.

Указанные функциональные обязанности  директора школы существенно  дополняются в Уставе школы в  зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и  особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с родителями и общественностью и др. В поле зрения директора школы находятся вопросы, связанные с работой ученического самоуправления, профориентации, работой с родителями и т.д. В пределах своей компетенции директор школы от имени образовательного учреждения заключает договоры и осуществляет другие действия, направленные на реализацию права владения, пользования и распоряжения имуществом школы.

Руководство отдельными направлениями  работы в школе возлагается на заместителей директора: заместителей по учебно-воспитательной работе, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместителей директора школы  по научно-исследовательской работе, заместителя по профильным классам  или по классам с углубленным  изучением отдельных предметов, заместителя или помощника директора  школы по хозяйственной части.

Информация о работе Шпаргалка по педагогике