Шпаргалка по педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:05, шпаргалка

Описание работы

Вопросы по педагогике

Работа содержит 1 файл

пед.docx

— 76.42 Кб (Скачать)

В настоящее время сложился другой подход (А.Н. Лутошкин, Л.И. Новикова, Л.И. Уманский и др.) к определению стадии развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут сплачивать коллектив.

В ходе активной совместной деятельности у школьников образуются свои нормы  и правила взаимоотношений, которые  проявляются в форме согласий или разногласий участников по разнообразным  вопросам. Необходимым условием единства становится выработка способов оптимального и эффективного разрешения недоразумений  и конфликтов.

Детская группа в своем развитии на пути к коллективу сегодня проходит пять основных этапов, на каждом из них  приобретая и проявляя определенные коллективистские качества и отношения.

1-й этап. Номинальная группа. Это  начало формирования группы, первые  шаги ее социально-психологического  развития. В номинальной группе  осуществляется общее знакомство  людей, возникают симпатии и  антипатии, происходит первичное  распределение обязанностей, приводящее  к появлению лидеров. В номинальной  группе каждый сам по себе. Актив у нее случайный и  малочисленный, существует формально. 

2-й этап. Группа-ассоциация. Эта  группа имеет общую цель, официальную  структуру, но не действует  как единое целое. В ней еще  нет организационного единства, психологической коммуникативности (умение членов коллектива налаживать общение и быстро добиваться хорошего взаимопонимания). Деятельность группы-ассоциации нестабильна по целям и эффективности. Выполняются только те дела, которые интересуют всех, не требуют от участников особых усилий, длительного взаимодействия или напряжения. В остальных случаях в делах участвуют лишь активисты, а другие занимаются в основном личными проблемами. Успехи и неудачи переживаются всеми по-разному.

3-й этап. Группа-кооперация. Такая  группа отличается установившейся  структурой, высоким уровнем подготовленности  к решению необходимых задач,  сотрудничеством. О таких классах  учителя говорят, что они сильные,  но не работают в полную  силу. В группе- кооперации инициативный, признанный и авторитетный актив, способный напряженно работать и вести за собой всю группу. Однако здесь есть, причем отчетливо выраженные, безразличные ко всему школьники. Вместе с тем единство целей и организованное взаимодействие при выполнении различных дел ускоряет развитие интеллектуального, эмоционального и волевого единства.

4-й этап. Группа-автономия. На  этом этапе группу отличает  достаточно высокий уровень развития  по многим параметрам, особенно  по психологическому единству. Такой  группе свойственны внутренняя  сплоченность, спаянность, отсутствие  группировок по симпатиям и  антипатиям, что может быть в  группе-кооперации, деления на объединения  мальчиков и девочек. Группы-автономии  отличаются большой социальной  активностью и инициативой. Такой  класс «не ждет, когда ему дадут  задание, а сам ищет дело»,  «за любое дело берется дружно, и оно всегда получается», «ребята  справляются со своими поручениями  добросовестно».

5-й этап. Группа-коллектив. Это  высокий уровень развития контактной  группы. Ей свойственны единые  интересы, организованность, подготовленность, психологическая коммуникативность. Группам, достигшим уровня коллектива, присуще гармония личных, групповых и общественных интересов, инициатива и активность в достижении поставленных целей.

В детском коллективе в совместной деятельности осуществляются обмен  информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков  других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений  формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.

В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить  себя на место другого, воспроизвести  в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, познания и чувств. В этом сравнении себя через оценку других заложен механизм формирования самосознания человека, понимания своей индивидуальности.

Общение детей в коллективе активизирует их социальное созревание. В коллективе проявляется процесс взаимного  обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной  стороны, привносит в коллектив  свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно  впитывает в себя то новое, что  несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого  ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива.

Диагностика взаимоотношений в  детском коллективе проводится с  помощью различных методик и  тренингов. Например, особенности межличностных  отношений ребенка (методика Рене Жиля), методика «Социометрия», тренинги: «Конфликт», «Открытый конфликт», «Лесенка», «Список качеств, важных для общения» и т. д.

 

6 .Понятие и основные  направления воспитательной работы  в начальной школе. Современные  концепции воспитания.

Воспитательная работа включает в  себя реализацию комплекса организационных  и педагогических задач, решаемых педагогом  с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в  соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации. Эта  работа предполагает организацию совместной деятельности педагогов и учащихся и предусматривает также регулирование  отношений социальных институтов, оказывающих  существенное влияние на ребенка.

В воспитательной работе основное место  занимает деятельность педагога, который  реализует весь комплекс организаторских  функций: целеполагание, планирование, координация, анализ эффективности  и т.п.

Направления воспитательной работы в школе:

Познавательная деятельность предполагает формирование у обучающихся эмоционально-положительного отношения к учёбе, знаниям, науке, людям интеллектуального труда, культуры знаний, построение личностно-ориентированного содержания образования, создание имиджа и атмосферы познавательного  комфорта школы..

Нравственно-правовое воспитание основано на развитии у школьников нравственных и этических норм жизни, формировании правил поведения, изучение правовой культуры, это деятельность по созданию правового  всеобуча учащихся и родителей, формирование в школьном коллективе детей и  взрослых уважительного отношения  к правам друг друга, формирование качеств, от которых зависит культура поведения, культура труда и общения. Усвоение  понятий «настойчивость», «долг», «сдержанность», «управление собой», «порядочность».

Патриотическая деятельность включает в себя воспитание осознания учащимися  как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему, воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение представлений  о своём поселении, о героях Великой  Отечественной Войны, работниках тыла, воспитание чуткости, доброты и милосердия.

Художественно-эстетическая деятельность реализуется в процессе развития самотворчества и самостоятельности, выявление творческих способностей, наклонностей учеников, вовлечение их в разнообразную творческую деятельность, приобщение к национальным традициям и обычаям, культуре поведения.

Физкультурно-оздоровительная деятельность строится в процессе создания условий  для сохранения и укрепления здоровья учащихся, в их воспитании стремления к здоровому образу жизни.

Трудовое и экологическое воспитание осуществляется посредством формирования экологического поведения, обеспечивающего  сохранения на Земле природы и  человека, их, взаимодействия, создаёт  условия для трудовой деятельности.

Профориентационная деятельность помогает учащимся в профессиональном становлении, жизненном самоопределении.

Взаимодействие с родителями включает в себя: совершенствование коллективной и индивидуальной работы с родителями.

Современные концепции  воспитания.

Концепция воспитания Е.В. Бондаревской - воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности, в которой воспитание понимается как необходимое условие социализации личности, выполняющей в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции: сохранения, воспроизводства, развития культуры.

Несколько иной акцент просматривается  в концепции А.З. Мальковой и  Л.И. Новиковой. Воспитание ими понимается как педагогически рациональное управление процессом развития человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности.

Н.М. Таланчук приходит к выводу, что воспитание должно быть системно-ролевым, так как каждый человек объективно принадлежит тому социуму, где он живет, и тут же выполняет социальные роли. Социальная роль -- это миссия человека, его предназначение, это реальная деятельность личности в обществе. Воспитание должно подготовить человека к выполнению социальной роли. Сложились довольно разнообразные концепции, выражающие авторский взгляд на воспитание, -- И.П. Иванова, В.М. Коротова, Я.В. Квятковского, Б.М. Йеменского, Д.М. Зембицкого и др.

Методологическую основу современных  воспитательных систем представляет идея гуманизации как основа новой идеологии воспитания. С развитием гуманитаризации образования, гуманизацией социальной среды, воспитательных отношений и самой личности педагоги видят пути выхода воспитания из кризиса и сегодня. Гуманизация -- это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на выявление и развитие его способностей, индивидуальности. Гуманистической системе воспитания противопоказаны жесткие программы, тотальная упорядоченность, личность ребенка, подчиняющаяся административным требованиям или моральному престижу коллектива.

Демократическая школа предлагает учителю и ученику вариативность  в выборе подходов, направлений, способов учебно-воспитательной работы, разноуровневые программы, дифференцированное образование.

Проявления таких воспитательных систем различны, но суть их одна: разрозненные воспитательные влияния переходят  к целостным, что обеспечивает саморегулирующийся социальный детский организм.

 

 

 

3.История педагогики  и образования как область  научного знания. Предмет и объект  исследования истории педагогики  и образования. Становление научной  педагогики. Развитие воспитания, образования  и педагогической деятельности  в истории и мировой культуре.

История педагогики и образования  как область научного знания изучает  историю возникновения и развития различных социальных институтов, занимающихся подготовкой подрастающего поколения  к жизни и труду, а также  различные педагогические идеи, теории, концепции, возникавшие в истории  мировой педагогической культуры.

Объектом истории педагогики и  образования является всемирный  историко-педагогический процесс, понимаемый как единство практики образования (воспитания и обучения) и педагогической мысли с учётом особенностей их самостоятельной  эволюции.

Предмет истории педагогики и образования - совокупность теоретических знаний об историко-педагогических явлениях, концепциях образования и воспитания, образовательно-воспитательных системах, сменявших друг друга в ходе общественного  развития.

Специфика истории педагогики и  образования состоит в том, что  она является не только составной  частью системы педагогических наук, но в то же время выступает как  составная часть собственно-исторической науки, будучи одновременно связанной  с историей философии, культуры, литературы.

Историческое развитие научно-педагогического  знания проходит несколько этапов:

1. Зарождение педагогических идей  в русле философских учений.

2. Формирование педагогических  взглядов и теорий в рамках  философско-педагогических произведений.

3. Переход от гипотетических  и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической  практике и эксперименте.

В трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов  и мудрецов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Квинтилиана, Варлаама, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Конфуция) можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании.

В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в  трактатах Эразма Роттердамского «О первоначальном воспитании детей», Т. Мора «Утопия», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». Однако труды, в которых воплощались педагогические воззрения, были плодом гуманистической образованности философов, ученых и просветителей. В этом заключается их отличие от современных исследований в области педагогической науки.

Весь период зарождения педагогических идей и взглядов сопровождался возникновением новых форм педагогической мысли, обновлением  взглядов на природу и практику обучения и воспитания человека.

Только с XVII века педагогическая мысль  начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) разработал содержательное понятие образования и соответствующую методологию, установив критерии педагогических исследований.

Почти одновременно Я. А. Коменский (1592-1670) попытался привести в систему  и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения. Он руководствовался как богатым педагогическим опытом различных стран, так и своим  собственным. Эти изыскания воплотились  в сочинении «Великая дидактика».

Информация о работе Шпаргалка по педагогике