Шпаргалка по педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:05, шпаргалка

Описание работы

Вопросы по педагогике

Работа содержит 1 файл

пед.docx

— 76.42 Кб (Скачать)

Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического  процесса, за выполнение образовательных  программ и государственных образовательных  стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; регулируют учебную нагрузку учителей и учеников, составляют расписание занятий; руководят методической работой  в школе, внедрением педагогических инноваций, стимулируют деятельность учителей по повышению педагогической культуры. Обязанности заместителей директора школы определены в Уставе школы, где обосновывается, в свою очередь, распределение функциональных обязанностей между несколькими заместителями по учебно-воспитательной работе.

В круг обязанностей организатора внеклассной  и внешкольной работы (на правах заместителя директора школы) входит установление связей с учреждениями дополнительного образования - дворцами и домами детского творчества, станциями  юных натуралистов, юных техников, клубами, другими детскими объединениями; работа с классными руководителями по

совершенствованию содержания, форм и методов внеклассной воспитательной работы, оказание им методической помощи, организация работы с

учащимися по месту жительства, оказание помощи и поддержки детским общественным организациям, действующим в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка.

В последние годы в новых типах  школ - гимназиях, лицеях и др. по решению  совета школы могут вводиться  должности заместителей директора  школы по новым перспективным  направлениям работы. Например, заместитель  директора по научной работе устанавливает  контакты с учеными, преподавателями  вузов, научными центрами для организации  научных исследований в школах, привлечению  их к педагогической работе в школе; привлекает учителей своей школы  к участию в опытно-экспериментальной  работе и др. Заместитель директора  школы по коммерции (завуч-координатор) устанавливает связи со спонсорами, шефами, определяет источник внебюджетного  финансирования и др. В некоторых, как правило больших или специализированных, школах может быть введена должность заместителя директора по социально-педагогической реабилитации, который организует, контролирует и анализирует работу классов выравнивания, педагогической коррекции, адаптации.

Эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкости распределения прав и обязанностей представителей администрации школы. По мере необходимости директор школы  проводит инструктивные или оперативные  совещания, в определенные дни проводит совещания при директоре, заседания  педагогических советов и др. Педагогический совет, как орган коллективно  – коллегиального управления, призван  менять старые педагогические представления  и ориентиры. Педсовет был и остается явлением проблематичным. К сожалению, очень редко будущих и настоящих  руководителей обучают азам искусства  проведения педсоветов. А ведь это  действительно искусство, потому что, даже очень талантливым руководителям  школ прийти к педагогическому совету, где учителя действительно советуются.

 В рамках первого критерия  технологии - однозначное и строгое  определение целей (почему и  для чего), выбранная тема педагогического  совета должна быть актуальна,  современна и своевременна, иметь  практическую значимость и научность.  Определяет выбор тем педсоветов:

- проблемно – ориентированный  анализ работы школы за истекший  год;

- диагностика запросов и потребностей  учителей. Определение содержания  рассматриваемой темы играет  немаловажную роль в подготовке  педсовета. Сначала формулируются  основные вопросы темы, которые  дают общую направленность, помогают  расшифровать тему, конкретизировать, определить ее границы. Далее  выбранные теоретические положения  темы нужно разумно соединить  с практическими делами школы.  Педсовет будет тогда эффективен, когда учителя смогут убедиться:  среди них имеются творчески  работающие коллеги, есть носители  нового педагогического опыта,  есть чему поучиться. Анализ  опыта работы учителей школы в свете рассматриваемой психолого – педагогической теории – главный заряд творческого мышления коллектива и главный стимул профессионального роста. Как показывает наш опыт, можно выделить следующие требования к отобранному содержанию:

теоретическая часть должна быть актуальна, обоснованна и проверенна жизнью;

примеры из практики школы должны быть объективными и конкретными;

обобщенные материалы представлены наглядно с помощью схем, графиков, таблиц, диаграмм;

сформулирована установка на совершенствование  решение проблемы в перспективе  на основе выявления лучших начинаний  в педколлективе. Положительная сторона педсовета, как и всякого непосредственного общения, состоит в психологическом восприятии проблем: на человека влияют нравственно-психологическая атмосфера коллективного обсуждения, эмоциональное поведение участников, подтекст высказываний. Все эти достоинства педсовета могут проявиться лишь тогда, когда руководитель школы знает и владеет основными положениями теории менеджмента. В своей работе мы опираемся на правила предложенные одним из теоретиков менеджмента. Для педсовета, как и для урока, важно начало. Именно в начале закладывается психологический комфорт всего заседания. Следующие правила помогают создать так необходимый психологический настрой всего хода педсовета:

Начинать заседание вовремя, никогда  не ожидать опоздавших.

Предельно четко формулировать  цель заседания.

Начинать с позитивных моментов, что придает уверенность в  успешном завершении.

Решаемую проблему представить  интересно, образно с воодушевлением.

Открытие заседания должно длиться  не более 2-х минут.

Очень важно постоянно контролировать ход педсовета и умело управлять  им. Директору школы полезно помнить  следующие правила для контроля за ходом совещания:

Руководителю следует оставаться на нейтральных позициях.

Необходимо постоянно поддерживать разговор. Если возникает неловкая пауза, следует вмешиваться с  помощью вопросов, объяснений или  путем подведения предварительных  итогов. Следует немедленно принимать  меры в случае возникновения напряжения. Ни в коем случае не должен разгореться  спор.

Необходимо отклонять непродуманные  решения. Принимать во внимание надо только подкрепленные фактическим  материалом предложения.

Участники должны получать слово путем  поименного вызова.

Всегда должен говорить только один человек.

Председатель заседания должен выслушивать мнения всех оппонентов. Идеи, которые не обсуждались, удерживаются наиболее упорно.

Заседание – не поле боя, на котором  противник должен быть уничтожен. Руководитель стремиться к выработке общих  подходов.

Следует нетерпимо относиться к  экскурсам в прошлое и отклонение от темы, которые допускают отдельные 

участники. Заседание должно последовательно, шаг за шагом, приближаться к решению  поставленной проблемы.

Чтобы исключить недоразумения, председатель должен при необходимости уточнять сообщения отдельных участников словами: “Я правильно понял? Так  будет правильно?”

Надо чаще подводить промежуточные  итоги для того, чтобы продемонстрировать участникам, как близки они к цели.

Председатель заседания должен экономить время. Уже в самом  начале надо объяснить, что проблема может быть, без сомнения, решена в отведенное время. По возможности  не затягивать заседание ни на минуту.

В заключение заседания, по мнению, перед  руководителем встают три задачи:

Достигнутый на заседании результат  должен быть сформулирован коротко  и определенно.

Необходимо еще раз упомянуть  о возможных расхождениях во мнениях; эти разногласия следует представить  таким образом, чтобы и проигравшее  меньшинство могло быть согласно с ними, не меняя при этом своего мнения.

Необходимо установить, какие шаги должны последовать за принятием  решения, у кого какие обязанности, кто несет ответственность за выполнение решения, кто контролирует его выполнение.

 

 

 

20. Нормативно-правовое обеспечение образования. Права ребенка и и формы его правовой защиты в законодательстве РФ.

Документ, защищающий права ребенка  и имеющий обязательную силу для  подписавших его стран, - это Конвенция 

«Конвенция ООН о правах ребенка» была ратифицирована в России в 1990  году

Признание ребенка полноценной  и полноправной личностью впервые  в истории провозгласила «Конвенция ООН о правах ребенка».

Комплекс международно-правовых стандартов в отношении защиты и обеспечения  благополучия детей содержится в(во) «Конвенции ООН о правах ребенка».

Мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций  – это социальная реабилитация .

Права учащихся образовательного учреждения определяются Уставом образовательного учреждения.

Защита ребенка от информации, наносящей  вред его здоровью, нравственному  и духовному развитию, гарантируется  Федеральным законом об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации.

Международное соглашение о правах ребенка, провозглашенное Генеральной  Ассамблеей Организации объединенных наций в 1989 году, называется Конвенцией о правах ребенка.

Согласно «Всеобщей Декларации прав человека» к элементарным правам личности не относится право на труд.

Документы:

1. Конвенции ООН «О правах ребенка», одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г .

  2. Конституция Российской Федерации,  принятая на Всероссийском референдуме  12 декабря 1993 г .

  3. Закон Российской Федерации  «Об образовании», в редакции  Федерального закона от 30 декабря  2001 г . № 194-ФЗ.

  4. Закон Российской Федерации  «О сохранении статуса государственных  и муниципальных образовательных  учреждений и моратории на  их приватизацию» с изм., внесенными  Постановлением Конституционного  суда РФ от 24 октября 2000 г . №  13-П.

5. Закон Российской Федерации  «Федеральная программа развития  образования», принятый 10 апреля 2000 г  . № 51-ФЗ

 

Закон Российской Федерации «Об  основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г

Основные положения Конвенции

Первая часть Конвенции

  • Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.
  • Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на не разлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
  • Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.
  • Статьи 18-27 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
  • Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.
  • Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
  • Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

Вторая часть Конвенции

  • Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и их права на работу с 12 лет

А также рассказывают о Комитете по правам ребенка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях

Третья часть Конвенции

  • Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.

Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).

 

 

 

 

19.  Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников. Предмет, задачи и содержание начального образования. Личность младшего школьника как объект и субъект педагогических воздействий.

Нача́льное образова́ние — это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.

В Российской Федерации начальное  общее образование считается обязательным и общедоступным. Обучение детей в начальных школах обычно начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

Очевидно, что именно начальное  образование формирует те общеучебные навыки и умения, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Школьники, успешно завершившие начальное общее образование, продолжают обучение на ступени основного общего образования.

Основные цели

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования  направлен на реализацию личностно-ориентированной  развивающей модели массовой начальной  школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей.

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Информация о работе Шпаргалка по педагогике