Шпаргалка по "Социальная педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальная педагогика".

Работа содержит 1 файл

Социальная педагогика.docx

— 76.34 Кб (Скачать)

 К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников. Эту среду, в которой происходит развитие, наз-т социумом. 

9. Влияние среды  на развитие ребенка  в социуме.

Социум рассматривается  с точки зрения процесса включения  ребенка в нее и интеграции через ближайшую социальную среду  в общество в целом. Среда — это улицы, дома и вещи, разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. С одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, влияет на нее, изменяет ее, в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Человек может занимать в обществе несколько позиций. Позиция в обществе, характеризующаяся опред. правами и обязанностями, наз-ся соц. статусом. Статус определяет поведение человека в обществе. В процессе становления и развития ребенок может осваивать позитивные соц. роли и негативные. К позитивным относят роль члена семьи, член коллектива . Понимание роли потребителя, умение пользоваться услугами, предоставляемыми обществом, ребенок должен освоить с детства. Важная соц. роль — быть гражданином своего отечества, любить родину. К негативным ролям относятся такие, как бродяга. Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает успешную включенность в соц. отношения, дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к новой ситуации. Этот процесс наз-я соц. адаптацией. В процессе социализации проявляется потребность быть «как все». Параллельно в процессе индивидуального развития личности у ребенка формируется потребность — проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация. Соц. развитие происходит по 2 направлениям: социализации и индивидуализации. В процессе развития ребенка в социуме должна осуществляться его социализация, которая включает в себя социальную адаптацию. Если же этого не происходит, наблюдается другое явление — дезадаптация, тогда возникает необходимость в социальной реабилитации ребенка. 

10. Источник социального  развития человека. Характеристика основных внутренних и внешних источников социального развития человека.

Источники — это то, что питает и на основе чего имеет место социальное развитие человека. Они подразделяются на внутренние — присущие новорожденному и внешние, на основе которых происходит реализация его внутренней соц. обусловленности. А. К внутренним источникам соц. развития относятся: Потенциал в виде задатков и возможностей, полученный от рождения и приобретенный в процессе жизнедеятельности. Развиваясь в соответствующих условиях, человек может достичь в личностном плане того уровня, к которому он был предрасположен. Задержка человека в биологическом, физиологическом или психическом развитии сказывается на социальном и наоборот. Отставание в соц. плане сказывается на психическом развитии. Характерно, что своеобразие познания ребенком окружающего мира определяется адекватностью его развития, действий и поступков. Недостатки в структуре формирования органов чувств создают трудности при взаимодействии со средой жизнедеятельности, изучении ее. Органы чувств динамичны в своем развитии. Чем с более раннего возраста они развиваются, тем большего уровня достигают, и наоборот. Врожденные рефлексы. Они позволяют ребенку поддерживать жизнедеятельность, проявлять себя, реализовывать свои индивидуальные возможности и потребности в процессе соц. развития и воспитания. Б. Внешние источники (факторы) соц. развития ребенка. К ним относится все то, что окружает и с чем человек непосредственно и опосредованно взаимодействует. На микроуровне — это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами соц. опыта: семья, школьные трудовые коллективы, неформальные группы и объединения, отдельные личности. На этом уровне важное значение имеют все предметы, с которыми взаимодействует ребенок и с помощью которых происходит познание им среды: игрушки, игры, мебель, предметы и т.д. На мезоуровне — это средства массовой коммуникации, печать, радио, телевидение, искусство, литература и пр. Они определяют интересы ребенка, нравственные ценности и идеалы, общее восприятие им мира и тех явлений, которые происходят вокруг него. 

11.Движущие силы социального развития человека. Основные внутренние движущие силы социального развития человека. Неосознаваемые и осознаваемые механизмы развития человека и их характеристики.

Движущие силы —  один из факторов, обеспечивают реализацию источников соц. развития, воспитания и обучения человека. Они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние движущие силы, обеспечивающие реализацию личностного потенциала, — те, которые присущи только человеку и способствуют реализации его индивидуального потенциала в процессе социализации. К основным относятся неосознаваемые и осознаваемые биопсихические механизмы. Неосознаваемые механизмы развития обусловлены физиологическими и психическими потенциями, которые человек получает от рождения. Они функционируют на уровне подсознания (рефлекторно), присуща ранняя активность и стабильность. Влияние они оказывают на психологическое и соц. развитие. Более всего важна их роль в раннем возрасте. К движущим силам, обеспечивающим функци-рование неосознаваемых механизмов человека, относятся: А. Устремленность в самом раннем возрасте преимущественно к тому, в ком ребенок чувствует наибольшую потребность и защищен-ть. Б. Эмоциональная заразительность ребенка (эмпатия), проявляется очень рано. В. Эмоциональная обусловленность активности и устремленности ребенка. Дитя нуждается во внимании и ласке, что способствует укреплению его эмоциональной обусловленности. Г. Подражательность. Благодаря ей ребенок неосознанно усваивает первый соц. опыт: отношения к чему-либо, нормы поведения, действий и поступков. Д. Внушаемость в раннем возрасте выступает движителем действий и поступков ребенка, его отношения к различным явлениям, реакции на что-либо и пр. Наибольшей внушающей силой отличаются те, кто являются авторитетом. Е. Потребность человека в соц. общении появляется с рож-и требует удовлетворения. Ж. Любознательность, как и потребность в общении, существенно влияет на соц. развитие человека. К осознаваемым механизмам относят: А. Осознаваемые механизмы, связанные с психикой человека, такие, как:  1. Саморазвитие психики человека. 2. Эмоциональная восприимчивость. 3. Волевая активность. Б. Осознаваемые механизмы, связанные с развитием сознания — это такие явления, как: 1. Социальная предрасположенность к развитию2. Уровень развития сознания человека как основы социальной пер-ективы. В. Социально-психологические факторы среды, выполняющие роль внешних движущих сил: «эффект доверия»; групповые ожидания, референтная группа; взаимопомощь и поддержка, авторитет и др. «Эффект доверия». 

12. Движущие  силы  социального развития  человека. Характеристика  основных внешних  движущих сил социального  развития человека.

движущие  силы — один из факторов, обеспечивают реализацию источников соц. развития, воспитания и обучения человека. Они подразделяются на внутренние и внешние. Внешние движущие силы стимулируют, активируют или сдерживают внутренние движущие силы. С их помощью можно направлять управлять всем процессом социального развития и воспитания. К ним относятся: А. Среда воздействия на микроуровне: на ран-ем этапе —уход за ребенком; семья; коллективы и группы; отдельные личности, мнение и/или деятельность которых деют значение для ребенка; воспитание. В. Социально-психологические факторы среды, выполняющие роль внешних движущих сил: «эффект доверия»; групповые ожидания, референтная группа; взаимопомощь и поддержка, авторитет и др. В самопроявлении значение имеет доверие со стороны старших, группы. Умение воспитателя устанавливать такие отношения создает благоприятные условия, стимулирующие самопроявление ребенка. Групповые ожидания — это ожидание выполнения ролевых предписаний, оценочные стереотипы окружения. Референтная группа бывает: условной, реальной, сравнительной, нормативной, престижной. С ней сталкивается ребенок уже в детском саду. Особенно сильно ее влияние в подростковом и юношеском возрасте. Взаимопомощь и поддержка.  Взаимопомощь позволяет включаться в работу по оказанию помощи более слабому. Авторитет — степень влияния, оказываемого отдельными лицами отрасли знания или сфере занятости.  

13. Роль личности  ребенка в социальном  совершенствовании.

Включение в активную самосозидательную деятельность — важнейшее условие развития. Формами самопроявления  личности являются: самодеятельно-творческая, безудержно-активная (гиперактивная), пассивно-исполнительская, безлично-пассивная (гипоактивная), протестная (протестно-каприз-я, протестно-негативная). Самодеятельно-творческая формируется при «свободном испытании», способствует педагогика сотрудничества. В воспитательной работе такая позиция ребенка наиболее благоприятна. Безудержно-активная (гиперактивная) позиция формируется при предрасположенности ребенка (холерик). В этом случае недостатки воспитания ведут к попустительству, вседозволенности. Пассивно-исполнительская позиция личности формируется при авторитарном стиле воспитания и определенной предрасположенности ребенка (меланхолического характера) и др. Главным недостатком является безынициативность ребенка. У него мало оптимизма, стремления идти вперед, преодолевать трудности, что негативно сказывается на его развитии. Такая позиция изменится при педагогически умелой работе с ним. Безразлично-пассивная (гипоактивная) позиция формируется при предрасположенности, заторможенности ребенка ( меланхолического темперамента) и недостатках воспитания: попустительстве, вседозволенности. Переломить ситуацию довольно трудно. Этому может способствовать стимулирование мотивации активности ребенка, активизации его самопроявления. При получении позитивных результатов позиция ребенка может постепенно меняться. Однако ошибки во взаимодействии с ним будут вести к дальнейшему укреплению безразличия, негативизма. Протестная (протестно-капризная, протестно-негативная) позиция —результат недостатков воспитания ребенка. Она является либо внутренним протестом против любых попыток самопроявления, либо негативной реакцией по отношению к тому или иному лицу. Им может быть родитель, который сумел сформировать у ребенка капризность. Такая позиция может выражать отношение к воспитателю, который проявил определенную некорректность в действиях, оценочных суждениях и пр. Изменить такую форму проявления ребенка сложнее, так как она является следствием не только своеобразия его характера, но и результатом воспитания. 

14. Социально-педагогическая  деятельность: сущность  и содержание. Сравнительная  характеристика социально-педагогической  деятельности и  педагогической деятельности.

Деятельность —  это целенаправленное преобразование человеком природной и соц. действительности. В ее структуру (компонентный состав) входят: цель, мотив, средства, действия по их применению и результат. Каждый компонент деятельности имеет свой соц.-педагогический потенциал воздействия на субъекта ее осуществления. Это воздействие отражается на его личности и поведении. Цель — представление результата своей деятельности. Мотивы — это то, что побуждает человека к деятельности. Средства — это то, что человек выбирает для использования в процессе деятельности и посредством чего он добивается достижения. Результат — это то, чего достигает человек в итоге деятельности. Все компоненты деятельности, за исключением действий, влияют на развитие личности, ее св-в (направленности, черт характера, способностей); эмоциональной сферы и проф. важных качеств (обеспечивающих достижение определенного уровня, и качества деятельности) Чем больше и интенсивнее человек включен в деятельность, тем большие перемены происходят в его личности и поведении. На определенных этапах это ведет к качественному изменению личности. Характер и интенсивность изменении зависит от вида деятельности, отношения и активности в ней. Педагогическая —вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельным действиям в соответствии с экономическими, политическими,, нравственными и эстетическими взглядами. Социально-педагогическая — деятельность человека, имеющая цели, средства, учитывающая соц. условия и решаемые проблемы, соответствующий результат. Социальная — это особый вид проф. деятельности, направленной на решение соц. проблем объекта, социальный работник выступает субъектом; объектом его деятельности явл. человек, имеющий соц. проблемы и нуждающийся в помощи специалиста; средством — экономические, медицинские, психологические, социально-педагогические технологии, методы и педагогическая техника. 

15. Понятие, сущность  и содержание социально-педагогического  процесса.

Под соц.-пед-ким процессом понимают динамику (изменение) развития соц.-пед-ого явления или сложившуюся последовательность действий соц. педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие достижение опред. соц.-педагогической цели. По своей сущности соц.-пед-кий процесс - это целенаправленная последовательность действий соц. педагога (субъекта), обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определенной соц.-пед-кой цели в соц-м развитии (коррекции развития), воспитании (перевоспитании, исправлении), овладении умениями и навыками в самообслуживании, обучении, проф. подготовке объекта. Этот процесс имеет опред. структуру: он включает субъект и объект, этапы, под этапы педагогической деятельности. Каждый этап имеет свои компоненты. Сущ-т опред. условия среды, которые обеспечивают оптимальное его протекание (практическую реализацию), достижение оптимального результата. Соц.-пед-кий процесс осуществляет специалист (группа специалистов) — субъект. Субъект соц.-пед-ого процесса — это подготовленный специалист, родитель, третье лицо (группа) по отношению к человеку, на которого направлена деятельность. Вторым компонентом, определяющим содержание и направленность соц.-пед-ого процесса, выступает объект воспитания, его индивидуальные особенности, возможности, социальные проблемы, отношение к субъекту воспитания. Соц.-пед-кий процесс как последовательность целенаправленных действий можно разбить на этапы и подэтапы. 1-й — подготовительный; 2-й — непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии); 3-й — итоговый.

  16. Общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса.

Внутренний  соц. пед. Процесс. Любой процесс состоит из этапов его развития. Этапы определяются в зависимости от того, что Изучается в процессе воспитания, развития, в каких условиях, в течение какого времени. Внешний соц.пед. процесс. Эффективность реализации возможностей внутреннего определяется внешним социально-педагогическим процессом. внешний соц.-пед. процесс — целенаправленная последовательность действий соц. педагога (субъекта), обусловленная необходимостью обеспечения прогнозируемого развития внутреннего соц-пед процесса объекта. выделяют 2 подхода: структурный и функциональный. Структурный определяет его компонентный состав, который может иметь условный или функциональный характер. Важен для изучения и анализа характера деятельности по достижению определенной цели. Функциональный определяет особенности профессиональной деятельности конкретного специалиста на каждом этапе. Важен в процессе поиска варианта работы соц работника с определенной личностью, для оценки ее действенности. Субъект внешнего процесса —соц работник. Содержание и направленность в ориентируются на объект соц работы, индивидуальные особенности, возможности, соц проблемы, отношение к своей проблеме, возможности ее решения. Внешний процесс также включает этапы  деятельности. 1-й — подготовительный; 2-й — непосредственной деятельности (процесс реализации выбранной педагогической технологии); 3-й — результативный. Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют его содержание. К ним относятся: выявление особенностей внутреннего социально-педагогического процесса, цели социально-педагогической деятельности и способа ее достижения. По существу, речь идет о подэтапе, который составляют: Диагностика и выявление индивидуальности объекта. Социально-агогическая деятельность имеет адресный характер. Она ориенти-эвана на конкретную личность. В зависимости от социальных проем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а (1Кже его индивидуальных возможностей, в том числе компенсатор-лх, или ограничений (физических, физиологических, психологичес-I), своеобразия повседневного социального поведения можно пред-гно осуществлять прогнозирование деятельности. С учетом знания человека, закономерностей его развития соц работник имеет возможность педагогического прогнозирования. Предметом соц-пед прогнозирования выступают 2 блока проблем, связанных с внутренним и внешним соц-пед процессами: а) прогнозирование динамики, направленности и интенсивности изменения явлений, обусловленных внутренним соц-пед процессом; б) прогнозирование проблем, обусловленных внешним соц- пед процессом. Прогнозирование основано на наличии информации о личности клиента, на личном опыте и интуиции субъекта соц работы.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальная педагогика"