Шпаргалка по "Социальная педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальная педагогика".

Работа содержит 1 файл

Социальная педагогика.docx

— 76.34 Кб (Скачать)

17. Понятие и сущность  принципов в социальной  педагогике. Общая  характеристика основных  принципов социальной  педагогики.

Слово «принцип»  означает основу, определяющую данное явление. Принцип является родовым понятием, а правило — видовым. Под принципом понимается исходное начало, более или менее общее для данного явления. Правило — это определенная норма, выражающая обязательный характер деятельности специалиста. Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления или результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих выводов. Они подразделяются на: 1. принципы соц. педагогики как науки. Имеют общеметодологический характер и присущи научной дисциплине, включают: исходное положение науки, тождественное закону; общее положение, в основе которого лежат группы законов; частное проявление закона. К ним относят научность, объективность, историзм, связь с практикой и др.; 2. принципы соц. педагогики как практики (принципы, обусловливающие организацию и соц.-педагогическую деятельность). Они отражают исходные, базовые положения, выполнение которых способствует высокой организации и обеспечению эффективности соц.-педагогической деятельности. их чаще всего отождествляют с принципами соц. педагогики; 3. принципы образовательной деятельности по подготовке специалистов соц. сферы. Это принципы педагогики высшей школы. Они имеют общий характер, отражают закономерности высшей школы, и их требования необходимо учитывать при подготовке специалистов высшей квалификации. Принципы имеют и объективный характер: их особенность заключается в том, что если соц. педагог учитывает их требования, то вероятность получения им высокого результата очень велика. На практике специалист на личном опыте либо на опыте других нередко самостоятельно осваивает многие рекомендации, которые отражают принципы соц.-педагогической деятельности, и это помогает ему в работе. В этом случае они выступают в форме норм, правил, определяющих практическую деятельность специалиста. Изучение принципов соц. педагогики позволяет специалисту в процессе овладения профессией принять те рекомендации, которые должны стать , для него естественными в практической работе. Принципы соц. педагогики подразделяются на группы, обусловленные факторами, влияющими на деятельность, ее процесс и результат. Каждый из них, зависит от закономерностей, из которых выстраиваются соответствующие принципы. К таким факторам относятся: объектный, субъектный, средовый и технологический. А. Объектный фактор — это фактор, установленный лицом (группой), в отношении которого осуществляется социально-педагогическая деятельность.Она всегда носит адресный характер и во многом зависит от личности объекта, своеобразия группы. Наиболее важными принципами являются: природосообразность, индивидуальная обусловленность и гуманизм. Б. Субъектный фактор —обусловливающий своеобразие организации и осуществление соц.-педагогической деятельности субъектом. важен при определении, кому следует поручить конкретную соц.-педагогическую деятельность в зависимости от складывающейся ситуации и потребности в ее результативности. Данный фактор важен и при оценке  процесса и результата этой деятельности. Главными принципами являются: личностная обусловленность и взаимосвязь профессионализма и действенности социально-педагогической деятельности. Г. Технологический фактор —определяющий закономерности соц.-педагогической деятельности. требует учета возможностей технологии соц.-педагогической деятельности. эти принципы воспитания относятся к общей педагогике. В них в значительной степени отражаются закономерности самой технологии воспитания: целенаправленность, систематичность, комплексность, опора на положительное в личности, сознательность и активность и др. 
 
 

18. Принципы социальной  педагогики как  практики. Объективный  фактор. Принцип природосообразности. Реализация требований принципа личностного, индивидуального подхода. Принцип гуманизма.

Объектный фактор — установленный лицом (группой), в отношении которого осуществляется соц.-педагогическая деятельность. носит адресный характер и зависит от личности объекта, своеобразия группы. важными принципами являются: природосообразность, индивидуальная обусловленность и гуманизм. Принцип, природосообразности. Человек — природное существо и развивается по законам естественной и соц. природы. При опред. условиях может иметь место соответствующая направленность и динамика развития и воспитания конкретного человека. Сущность принципа - отношение к человеку должно быть как к природному существу, а точнее, социально-природному. Его следует развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей. В противном случае его можно только деформировать и даже разрушить. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе соц.-педагогической работы общих законов развития природы. Соблюдение этих требований позволит полно использовать индивидуальные природные задатки каждого ребенка в процессе их развития. Основные требования — это: 1. знать законы, и закономерности развития и воспитания человека, и уметь строить социально-педагогическую работу; 2. изучать и знать возрастные и половые индивидуальные особенности, ближайшие и перспективные возможности человека — объекта соц.-педагогической работы; 3. соотносить выбираемые цели соц.-педагогической работы с задатками ребенка, средства их достижения — с его индивидуальными возможностями; 4. в работе с детьми, имеющими особые нужды, изучать особенности индивидуального, индивидуально-коррекционного и коррекционно-компенсаторного развития, создавая наиболее оптимальные условия индивидуального самосовершенствования; 5. в процессе соц.-педагогической работы учитывать природосообразность развития и воспитания человека, и возможности природы в реализации целей. Принцип индивидуальной обусловленности. В основе принципа принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. в работе с человеком необходим подход, способы и методики соц.-педагогической деятельности, обеспечивающие реализацию индивидуального соц. потенциала в развитии и воспитании. Сущность принципа – соц.-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его соц. обусловленности и в его интересах. Реализация обеспечивается учетом следующих рекомендаций: 1. человека нужно хорошо узнать перед началом работы. Этому способствует начальная  диагностика. 2. предусматривать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация и его, и соц. педагога к Процессу соц.-педагогической деятельности и друг к другу; 3. учитывать состояние объекта и динамику его изменения в процессе работы с ним; 4. стремиться создавать наиболее «комфортные» условия для человека в процессе соц.-педагогической работы с ним. Принцип гуманизма означает приоритет соц. значения человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания помощи в самоопределении, интеграции в общество. требования принципа: 1. развитие и воспитание направляется в интересах человека и должно способствовать самосовершенствованию; 2.  воспитание должно ставить человека в опред. условия, которые соответствуют его индивидуальным возможностям и не допускают саморазрушения личности; 3. гуманизм не должен подменяться гиперопекой, вседозволенностью; 4. в процессе взаимодействия с ребенком надо обеспечить признание его права быть самим собой, уважать его личное достоинство. Особые требования предъявляются при взаимодействии с детьми, нуждающимися в помощи. Сущность их заключается в том, чтобы, проявляя милосердие к ребенку, ставить его в достаточно жесткие, но жизненно необходимые условия, способствующие его наиболее полному и целесообразному развитию, воспитанию и самореализации. 

19. принципы социальной  педагогики как  практики. Субъективный  фактор. Принцип личностной  обусловленности  педагога. Принцип  взаимосвязи профессионализма  и эффективности  социально-педагогической  деятельности социального  педагога.

Субъектный  фактор — обусловливающий своеобразие организации и осуществление соц.-педагогической деятельности субъектом. важен при определении, кому следует поручить конкретную соц.-педагогическую деятельность в зависимости от складывающейся ситуации и потребности в ее результативности. важен и при оценке процесса и результата деятельности. Главными принципами являются: личностная обусловленность и взаимосвязь профессионализма и действенности соц.-педагогической деятельности. Принцип личностной обусловленности. Личность специалиста определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он работает. Социально-педагогическая деятельность осущ. в индивидуальном стиле. В процессе ее происходит взаимодействие культур, волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта. Принцип личностной обусловленности педагога подразумевает учет следующих рекомендаций: 1. объект социально-педагогической деятельности, среда, решаемые задачи требуют учета особенностей личности педагога, способного обеспечить результативность; 2. в работе с человеком (группой) педагогу важно уметь настраивать себя на работу с ним и на прогнозируемый результат; 3. в ситуации, когда педагог не обладает возможностями добиться прогнозируемого результата, необходимо либо помогать ему, либо его заменить; 4. в педагогической деятельности важно оценивать особенности 
индивидуального стиля воспитательной работы, его достоинства и недостатки, что является основой стимулирования самосовершенствования педагога; 5. овладение педагогическим опытом другого лица предусматривает необходимость учета и своеобразия его личности, в какой степени его можно усвоить. Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога диктует необходимость учитывать проф. подготовленность и опыт проф. деятельности соц. работника. Его следует учитывать при: 1. Проф. отборе; 2. организации работы с молодым специалистом; 3. обеспечении прогнозируемого результата; 4. повышении ответственности специалистов. Основные требования принципа: 1. в зависимости от прогнозируемой цели соц.-педагогической деятельности, условий ее осуществления, своеобразия объекта определяется субъект; 2. факторы среды влияют на любого человека, но особенно сильно на растущего, впечатлительного, что требует более пристального внимания к ним в процессе проф. деятельности; 3. факторы среды нередко являются средством воспитания ребенка, поэтому в работе с детьми необходимо умение прогнозировать характер ее влияния и целенаправленно использовать в процессе социально-педагогической работы.
 

20. Принципы социальной  педагогики как  практики. Средовой  фактор. Принцип культуросообразности. Принцип социальной обусловленности. Принцип средовой обусловленности.

Средовый фактор —обусловливающий влияние среды на объект и субъект соц-пед деятельности и ее результат. Он либо усиливает действенность практики соц педагога, либо ослабляет. важными принципами являются: культуросообразность, соц обусловленность, средовая обусловленность. Принцип кулътуросообразности. Человек развивается и формируется для жизни в конкретной культуре. Основные требования принципа: 1. приобщать ребенка с раннего детства к национальной  культуре; 2. использовать в воспитательной деятельности своеобразие народного воспитания, возможности народной мудрости; 3. начинать соц воспитание с родного языка, включая народные песни, сказания, лит-ру и искусство. 4. активно использовать культурное наследие прошлого, культурные достижения и возможности региона, духовные ценности мировой культуры. Принцип социальной обусловленности. В основе лежит влияние гос-ого устройства, политики и деятельность соц институтов гос-ва по их реализации в процессе формирования личности. Данный фактор имеет место при: 1. организации соц-педй деятельности; 2. соц-пед экспертизе работы учреждения; 3. соц-пед экспертизе технологии, ее соответствия требованиям учреждения; 4. соц-пед оценке деятельности специалиста, с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении; 5. экспертизе соц-пед деятельности партии, движения. Принцип средовой обусловленности. определяет зависимость индивидуального соц развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности. Среда рассматривается как место, где человек реализует себя; либо место, где осуществляют консультационную работу с ним. Средовые факторы – это то, с чем взаимодействует человек. В этом случае они выступают средством его развития, воспитания. Средовый фактор может стимулировать воспитательное воздействие, наполнять его определенным содержанием, нейтрализовывать и даже противодействовать ему. Основные требования принципа: 1. для каждого воспитательного мероприятия сущ-т благоприятная, недостаточно благо приятная, неблагоприятная среда; 2. с учетом целей соц-пед деятельности, особенностей субъекта и объекта определяются и средовые факторы, которые могли бы стимулировать процесс, обеспечивать наиболее полное их достижение; 3. Соц работнику необходимо уметь прогнозировать влияние среды и стремиться использовать положительные возможности, максимально снижая или нейтрализуя влияние негативных; 4. факторы среды влияют на любого человека, но особенно сильно на растущего, что требует внимания к ним в процессе проф деятельности; 5. факторы среды нередко являются средством воспитания ребенка, поэтому в работе с детьми необходимо умение прогнозировать характер ее влияния и целенаправленно использовать в процессе социально-педагогической работы.

21. принципы социальной  педагогики как  практики. Технологический  фактор как фактор, определяющий закономерности  собственно социально-педагогической  деятельности.

Технологический фактор — это фактор, определяющий закономерности собственно социально-педагогической деятельности. Он требует учета возможностей технологии непосредственной социально-педагогической деятельности. По сути эти принципы воспитания относятся к общей педагогике. В них в значительной степени отражаются закономерности самой технологии воспитания: целенаправленность, систематичность, комплексность, опора на положительное в личности, сознательность и активность и др.

22. Сущность научного  исследования. Задачи научного исследования в социальной педагогики.

Научное исследование – это процесс выработки научных  знаний. Научное исследование характеризуется: объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью. Различают 2 вида научного исследования: эмпирическое и теоретическое. Эмпирическое познание строится на изучении реальной действительности, практического опыта. Теоретическими исследованиями занимаются профессора, доценты, научные сотрудники, работающие в научных учреждениях, а также в высших учебных заведениях. В эмпирическом исследовании используют наблюдение, описание, эксперимент; при теоретических исследованиях, наряду с этими методами используют методы абстрагирования, идеализации, аксиоматизации, формализации, моделирования и др. Отличаются эмпирические и теоретические исследования результатами. В первом случае они фиксируются в виде утверждений, правил, рекомендаций, во втором – это теоретические знания: научные концепции, законы и закономерности, открытия и изобретения и др. Развитие  соц педагогики выдвигает комплекс задач: 1. Первая группа связана с теоретическими проблемами соц педагогики. К ним относятся уточнение объекта и предмета исследования науки, разработка ее понятийно-категориальной системы на основе изучения становления соц педагогики, а также конкретных современных условий развития нашего общества; выявление принципов этих областей научной деятельности и критериев оценки соц-пед исследований, специфики методов исследования науки. 2. Вторая область научных исследований связана с разработкой теорий, обслуживающих  соц-пед деятельность: исследование содержания, методов и средств, используемых в деятельности социального педагога, взаимосвязь социальной педагогики с социальной работой, специальной и коррекционной педагогикой, историей социальной педагогики; разработка технологий деятельности социального педагога с различными группами детей и в различных социально-педагогических учреждениях и др. 3. третья группа проблем связана с проф подготовкой соц педагога: разработка концепций такой подготовки, уточнение стандартов проф подготовки соц педагога, разработка комплекса учебных пособий: по соц педагогике, истории соц педагогики, соц-пед технологиям и др.;  

Информация о работе Шпаргалка по "Социальная педагогика"