Шпаргалка по "Специальная педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 00:47, шпаргалка

Описание работы

Специальная психология, или психология аномального развития, - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования ч функционирования нервной системы.
Предмет специальной психологии — аномалии человеческого развития.

Работа содержит 1 файл

шпора по специальной педагогике.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С давних времен на Руси существует церковная благотворительность, направленная на призрение убогих и  неимущих и ставшая зарождением  экономических основ специального образования. Во времена царствования Петра I благотворительность распространилась и на светскую часть общества. Таким образом, система специального образования в России и за рубежом финансировалась благотворительными средствами. В Х!Х в. в Западной Европе принимаются законы об обязательном бесплатном образовании, число людей, имеющих нарушения и желающих получить образование, резко возрастает, призренческие и благотворительные организации уже не способны удовлетворять возросшие финансовые потребности, и специальное образование начинают включать в государственный сектор финансирования.

Несмотря на принятый в 1908 г. закон об обязательном бесплатном образовании, в России государство взяло на себя финансирование специального образования только после Октябрьской революции в 1917 г., после уничтожения частной собственности и репрессирования православной церкви. В связи с тем, что специальное образование не входило в число приоритетов финансирования в годы советской власти, эта отрасль педагогики осталась практически без внимания.

Только после  Второй мировой войны материальное положение системы специального образования стало стабилизироваться. В начале 1980-х гг. государственное  финансирование специального образования (как и образования вообще) сокращается  в связи со скрытой инфляцией и вскоре передается в распоряжение местных бюджетов. Это время характеризуется возвращением страны к духовным ценностям, в том числе к благотворительности.

Опыт других стран показывает, что продуктивным является путь адресного финансирования лиц, имеющих нарушения развития, при таком подходе реализуется право выбора учебного заведения лицами, имеющими нарушения.

Также положительный  опыт других стран показывает преимущества деинституализации, основной тенденцией которой является воспитание детей, имеющих ограниченные возможности, в семье.

Специалистами было установлено, что перенос приоритетов  финансирования на область дошкольного  периода специального образования  приводит к существенной экономии вследствие того, что дети, которым была оказана помощь уже в раннем возрасте, могут входить в систему общего образования, тем самым снижая потребность в учреждениях специального образования.

Также подсчитано, что создание условий для получения  образования, конкурентоспособного на рынке труда, обходится для государства дешевле, чем последующая выплата пенсий и пособий.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основные права  лиц с нарушениями развития закреплены в следующих международных документах:

1) Всеобщая декларация прав человека;

2) Декларация о правах инвалидов;

3) Декларация о правах умственно отсталых лиц;

4) Конвенция о правах ребенка;

5) Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Основная идея этих документов: лица с ограниченными  возможностями жизнедеятельности  имеют те же права, что и другие люди, а также некоторые особые права, связанные с учетом особенностей нарушения нормальной жизнедеятельности и нарушениями развития.

Закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», Закон 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Закон от 18 июля 1996 г. № 566-II ГД «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» и Семейный кодекс РФ. Закон «Об образовании» гарантирует детям с нарушениями развития образование путем создания специальных образовательных учреждений.

Закон «О социальной защите инвалидов» закрепляет особые права инвалидов на социальную защиту:

1) на труд;

2) медицинское обеспечение;

3) жилищные льготы и т. д.

Основные важные моменты принятых законопроектов: закрепление  прав детей; разработка и принятие мер по улучшению здоровья населения, в том числе и лиц с нарушениями жизнедеятельности, а также мер, направленных на повышение качества обучения и воспитания и предупреждение возникновения нарушений удетей, рождаемых от лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом; поддержка детей-сирот и приемных семей; определение системы компенсаций семьям, имеющим детей-инвалидов; создание института, защищающего интересы детей, инвалидов и других социально незащищенных слоев населения.

Правовое понятие  «инвалид» появилось в нашей стране только в 1996 г., оно определяется как лицо с нарушениями здоровья, возникшими вследствие заболевания, травм или анатомического дефекта организма. Нарушение здоровья, приводящее к ограничению жизнедеятельности, ведет к инвалидности и вызывает необходимость особой социальной защиты. Назначение инвалидности осуществляется на основании Приказа Минздрава № 117 РФ от 4 июля 1991 г. «О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет».

Согласно Закону «О социальной защите инвалидов» дети-инвалиды получают дошкольное, внешкольное, общее среднее, общее и высшее профессиональное образование в соответствии с индивидуальной программой реабилитации в общих и специальных образовательных заведениях.

КЛИНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Человеку, имеющему отклонения в своем развитии, требуется медицинская  помощь, которая начинается с диагностики (выявления причин, вызвавших отклонение) и последующего лечения, назначенного в результате обследования. Если лечение не дает ожидаемого эффекта, то проводится симптоматическое лечение (лечение, ослабляющее проявления болезни). На помощь медицине приходит специальная педагогика, помогающая закреплению достигнутого эффекта лечения и помогающая человеку учиться вести максимально полноценный образ жизни.

При проведении психолого-педагогической диагностики большое значение играют клинические основы специальной  педагогики (т. е. совокупность знаний смежных медицинских наук), способствующие целостному видению проблемы, помогающие увидеть причины и сущность нарушения, понять особенности развития ребенка, его компенсаторные и коррекцион-ные возможности и пути медицинского и педагогического сопровождения развития.

В силу различных причин новорожденный ребенок может  иметь какие-либо отклонения в развитии. Своевременная диагностика, реабилитация и медико-педагогическое сопровождение способны обеспечить развитие такого ребенка на должном уровне, практически не отличающемся от нормы. Первоначальная диагностика на выявление отклонений развития проводится во время беременности. В случае обнаружения неблагоприятного течения беременности может быть принята целая система мер, от проведения превентивных лечебных мероприятий до помещения женщины в специальный родильный дом, оснащенный необходимым оборудованием и медицинским персоналом.

В процессе развития каждый ребенок проходит определенные этапы. Выявленные отклонения от общепринятых биосоциальных норм развития могут  говорить о наличии какого-либо нарушения. При этом применяется медицинская абилитация – система мер, направленных на создание условий, способствующих развитию ребенка соответственно возрасту.

Восстановление нарушенных функций организма и приспособление больного к новым условиям существования  вследствие нарушений носит название медицинской реабилитации. В детском возрасте медицинская реабилитация применяется одновременно с педагогическими мерами с первых же дней заболевания и является индивидуальной для каждого ребенка. Начало процесса реабилитации заключается в стационарном лечении больного, далее следует приспособление больного к новым условиям существования. Заключительным этапом реабилитации ребенка является его возвращение в привычную для него среду. Заключительным этапом реабилитации взрослого человека являются его профессиональная переподготовка или переобучение и последующее трудоустройство.

 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Отрасль психологии, изучающая  людей с нарушениями развития, называется специальной психологией. Специальная психология классифицируется аналогично специальной педагогике: тифлопсихология (слабовидящие и слепые), сурдопсихология (плохослышащие и глухие), олигофренопсихология (дети с нарушениями интеллектуальной среды), отрасль психологии, изучающая детей с нарушениями речи и др. Основной задачей специальной психологии является выявление детей с отклонениями развития, диагностика этих отклонений и поиск путей устранения и коррекции отклонений. Были выделены принципы, согласно которым проводится диагностика нарушений: принцип комплексного изучения ребенка; принцип целостного системного изучения ребенка; принцип динамического изучения ребенка и принцип качественно-количественного подхода при анализе данных.

Согласно заключению отечественного психолога Л. С. Выготского психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, и развитие психики аномальных детей подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка, т. е. развитие психики неравномерно, имеет определенную цикличность, нервная система пластична и способна к компенсаторным функциям.

Одной из основных проблем  специальной психологии, а следовательно, и специальной педагогики, стала  проблема компенсации нарушенных функций  методом вовлечения сохранившихся (так называемая межсистемная компенсация) или перестройки оставшихся нарушенных (внутрисистемная компенсация). Л. С. Выготским была предложена теория компенсации как синтеза биологического и социального факторов. Ее основные моменты:

1) включение аномальных детей в разнообразную социально значимую деятельность с целью развития органов восприятия;

2) введение понятия «структура дефекта»: первичное отклонение может повлечь за собой вторичное, вторичное может изменить всю психическую структуру ребенка;

3) взаимосвязь социального и специального воспитания и включение ребенка в трудовую деятельность;

4) социально-психологическая реализация дефекта.

На основании этих положений психолог В. В. Лебединский  выделил параметры, определяющие тип  нарушения, – функциональная локализация нарушения, время поражения, системное строение нарушения, нарушение межфункциональных взаимодействий. В соответствии с этими параметрами было предложено выделять следующие типы нарушений развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие и дисгармоническое развитие.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ  ПЕДАГОГИКИ

Познание языка –  важнейшее условие развития речи и мышления человека. Развитие языковой способности тесно связано с  процессом социальной адаптации личности в обществе и формируется в процессе межличностного общения. Всякое нарушение психического развития отрицательно влияет на формирование речи ребенка, и, как следствие, на процесс социализации человека в обществе. Человек передает основную часть информации через речь, путем выявления нарушений речевого развития можно выявить нарушения самого организма в целом. Лингвистика является важной частью специальной педагогики и изучает язык, его сущность, структуру, функции и развитие. Анализ развития речевой деятельности помогает выявить основные закономерности развития языка и впоследствии отследить причины нарушения и разработать способы педагогической коррекции этих нарушений.

Основными вопросами  лингвистики и психолингвистики являются:

1) соотношение лингвистических и психолингвистических языковых единиц. Лингвистические единицы соотносятся с языковыми стандартами, психолингвистические единицы соотносятся с речевой деятельностью;

2) развитие детской речи. С точки зрения психолингвистики познание языка у ребенка служит способом расширения общения, для чего используются взрослые как носители языка. В процессе познания языка ребенок проходит фонетический, грамматический и семантический периоды развития речи;

3) развитие символической функции в онтогенезе. Согласно Л. С. Выготскому, развитие языка и развитие мышления до определенного возраста происходят независимо друг от друга, только приблизительно в возрасте двух лет перед ребенком открывается символическая функция речи. Для детей с отклонениями в развитии формирование речи не является главной задачей, обучение таких детей направлено на формирование системы образов (символов), а затем формирование системы знаков (языковых или жестовых);

4) анализ своеобразия языка как общественного явления.

Основной характеристикой языковой способности служит его социальная природа. Языковая способность возникает только как следствие межличностного общения и возникает во время познания системы языковых знаков. Также немаловажным аспектом является социальная обусловленность речевой деятельности.

Одной из самых важных проблем специальной педагогики с точки зрения психолингвистики является патология развития речи как  нарушение речевой деятельности. Такие нарушения могут возникнуть вследствие сбоя сенсорных систем, психических функций человека, умственной отсталости, повреждений мозга.

Информация о работе Шпаргалка по "Специальная педагогика"