Шпаргалка по "Специальная педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 00:47, шпаргалка

Описание работы

Специальная психология, или психология аномального развития, - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования ч функционирования нервной системы.
Предмет специальной психологии — аномалии человеческого развития.

Работа содержит 1 файл

шпора по специальной педагогике.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

Особенности организации обучения:

обучение - с 6—7 лет; наполняемость класса — до 12 чел.; продолжительность общего обучения — 2 лет.

Ввиду небольшого числа  школ III и IV видов возможно совместное обучение незрячих и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией.

 

 

Специальные школы V и VI видов

1. Обучение школах  для детей с тяжелыми нарушениями  речи —школах У вида.

Основное общее образование  — 10—11 лет.

В 1-й класс принимаются  дети в возрасте 7-9 лет, в подготовительный — с 6—7 лет.

При устранении речевого нарушения (по заключению ПМПК) ребенок переводится в обычную школу.

Организуются одно или  два отделения:

• первое — обучение детей с общим недоразвитием  речи тяжелой степени, а также  с общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием;

• второе — для детей, имеющих тяжелую форму заикания при нормально развитой речи.

В этих отделениях могут  создаваться классы (группы) для  воспитанников с однородными  нарушениями речи.

Особенности организации  обучения:

• специальная логопедическая и педагогическая помощь в процессе обучения и воспитания;

• специальный речевой  режим.

2. Школа для детей  с нарушениями опорно-двигательного аппарата — шкала VI вида.

• обучение в 1-м классе — с 7 лет;

• начальное общее  образование — 4—5 лет;

• основное общее образование — 6 лет;

• среднее общее образование  — 2 года, Особенности организации  обучения:

• имеется подготовительный класс;

• наполняемость в группе - до 10 чел;

• специальный двигательный режим;

• обучение и воспитание организовано в единстве с комплексной  коррекцией двигательной сферы, речи и познавательно деятельности ребенка.

 Специальные  школы VII и VIII видов

Специальные школы для  детей с трудностями (с задержкой  психического развития) - школы VII вида:

начальное общее образование  — 3—5 лет; основное общее образование - 5 лет.

По мере коррекции отклонений дети могут переводиться в обычную школу.

Особенности организации  обучения:

дети принимаются только в подготовительный, 1-й 2-й классы (в виде исключения — в 3-й кл.). наполняемость учебной группы — до 12 чел.; ребенок при уточнении диагноза обучается в течение года; индивидуальные и групповые занятия; логопедические занятия.

Специальные школы для  детей с умственной отсталостью ~ школы VIII вида.

Особенности организации  обучения:

итоговый экзамен — по трудовому обучению;

по состоянию здоровья некоторые выпускники освобождают от экзамена;

прием в подготовительный или 1-й класс — с 7—8 лет;

в подготовительном классе - подготовка ребенка к школе, уточнение диагноза;

наполняемость — до 6—8 чел. (подготовительный класс); до 12 чел. (в остальных классах);

сроки обучения - 8, 9, 10 лет (9 и 10 лет - с классом профессиональной подготовки);

возможна углубленная  трудовая подготовка (при наличии необходимой материальной базы).

3. В ряде школ создаются  специальные классы для детей с глубокой умственной отсталостью (5-6 чел.).

Комплектование классов  для детей с тяжелой формой интеллектуального недоразвития проводится по трем уровням:

• I — с 6 до 9 лет;

• II - с 9 до 12 лет;

• III - с 13 до 18 лет.

Особенности организации обучения:

• не принимаются дети, страдающие психопатией, эпилепсией, другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Такие дети могут посещать консультативные группы вместе с родителями;

• режим работы класса (группы) — по договоренности с родителями;

• индивидуальный образовательный  маршрут — в соответствии с  психофизическими возможностями ребенка.

 

Дети с задержкой  психического развития (ЗПР)

По данным исследователей, одна из наиболее многочисленных групп неуспевающих школьников — дети с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) — замедление темпа  созревания различных психических  функций, отставание в развитии психической  деятельности.

Термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60-х гг. XX в.

Как отмечает Е.А. Екжанова, ЗПР — сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и. физической деятельности.

Причины выраженной задержки психического развития:

минимальные (слабовыраженные) органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы (ЦНС), возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном, природовом или в раннем периоде жизни ребенка;

длительные хронические  соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве;

длительная социально-культурная депривация (лат. — мышление, психическое  состояние, которое характеризуется  выраженными отключениями в эмоциональном  и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов); влияние стрессовых психотравмирующих факторов.

В научной литературе представлено несколько классификаций  задержки психического развития.

Классификация Т.А. Власовой и М.С. Певзнера (1967) — два варианта задержки психического развития:

психофизический и психический  инфантилизм (на первый план выступает отставание в развитии эмоционально-волевой сферы и личностная незрелость);

астенические и иеребрастенические состояния (нарушения внимания, отвлекаемость, быстрая утомляемость, психомоторная  вялость или возбудимость);

Классификация В.В. Ковалева (1979) - по пограничным формам интеллектуальной недостаточности:

дизонтогенетические (недостаточность  обусловлена механизмами задержанного или искаженного развития ребенка);

эндефалопатические (в  основе — органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза);

интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств и обусловленная  действиями механизма сенсорной  деприваиии;

интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства.

Классификация К.С. Лебединской (1986) — по генезу задержки психического развития:

конституционального генеза (происхождения) - наследственно обусловленный  психический, психофизический инфантилиз (гармонический или дисгармонический);

соматогенного генеза —  данный тип ЗПР обусловлен хроническими соматическими заболеваниями внутренних органов банка;

психогенного генеза — связывается с неблагоприятными условиями воспитания, ограничивающими  либо искажающими стимуляцию психического развития (на ранних этапах) ребенка;

церебрально-органического  генеза - самый распространенный тип  ЗПР, вызывает наиболее выраженные нарушения  в эмоционально-волевой и познавательной деятельности.

4. Характерные особенности  детей с ЗПР:

отставание в психическом развитии (во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста);

неравномерность проявлений недостаточности развития; ->

несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту;

снижение работоспособности;

неустойчивость внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте);

низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире);

недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения; отставание в развитии всех форм мышления (несформированность основных мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения), снижение познавательной активности; отставание в речевом развитии (дефекты произношения, аграмматизм, ограниченность словаря); несформированность произвольной регуляции поведения; отсутствие или слабость учебной мотивации; несформированность сюжетно-ролевой игры (высшей формы игровой деятельности).

Организация коррекционно-развивающего обучения позволяет ребенку с ЗПР достигнуть уровня потенциального развитии (зону ближайшего развития).

 

Умственная  отсталость

1. Термином "умственная  отсталость" в отечественной специальной педагогике обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы, которое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления.

2. Олигофренопедагогика  — одна из отраслей специальной педагогики, разрабатывающая проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей.

3. Разнообразие форм  умственной отсталости вызвало  необходимость создания их классификаций  (Г.Е. Сухарева, М.С, Певз-нер, В.В.  Ковалев и др.).

В настоящее время  наиболее широко используется классификация Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которой умственная отсталость включает определенные степени снижения интеллекта в зависимости от коэффициента интеллектуального развития — 10 (1994):

• легкая умственная отсталость — 10 40—69;

• умеренная умственная отсталость - 35—49;

• тяжелая умственная отсталость - 20—34;

• глубокая умственная отсталость — ниже 20. Нормой считается показатель — 71 и выше.

Существуют также другая умственная отсталость и неуточненная умственная отсталость.

Л.И. Аксенова отмечает, что  используются следующие категории степени нарушения поведения:

• минимальные поведенческие нарушения или отсутствие их;

• значительные поведенческие нарушения, требующие внимания или лечебных мер;

• другие поведенческие нарушения;

• не определенные поведенческие нарушения.

4. Виды умственной  отсталости, демениия и олигофренин.

Деменция (от лат. - безумие, слабоумие) - стойкое ослабление познавательной деятельности в результате органических или функциональных нарушений деятельности головного мозга.

У дементных детей, в  отличие от олигофренов, наступлению  нарушения в деятельности мозга  предшествует период нормального развития.

Олигофреиия (греч. —  малый + рНгеп ~ ум) - вид недоразвития психической деятельности, в основе которого лежат остаточные явления перенесенного органического поражения центральной нервной системы (преимущественно коры полушарий головного мозга).

Термин "олигофрения" был введен немецким психиатром Э. Крепелином в 1915 г.

Возникновение олигофрении обусловлено главным образом вредными воздействиями на мозг ребенка во внутриутробном периоде его жизни, а также воспалительными, токсическими и травматическими заболеваниями ребенка в течение первого года жизни.

По степени выраженности дефекта олигофрению делят на 3 группы:

• дебильность - относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;

• имбецияыюстъ - глубокая умственная отсталость;

• идиотия - наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.

Дети с дебильностью (дебилы) не в состоянии овладеть программой общеобразовательной массовой школы ввиду сниженного интеллекта и особенностей эмоционально- волевой сферы. У таких детей:

недоразвитие аналитике - синтетической функции высшей нервной  деятельности;

нарушение функции абстрактного мышления;

недостаточное развитие способностей к установлению и пониманию временных, пространственных и причинно-следственных отношений между объектами и явлениями; соматические нарушения, общая физическая ослабленность, нарушения историки;

затруднена последующая профессионально-трудовая деятельность.

Дети, страдающие имбецильностью:

обладают определенными  возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков; имеют глубокие дефекты  восприятия, памяти, мышления, коммуникативной  функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы;

практически необучаемые; недееспособны (установление опеки);

до достижения совершеннолетия  находятся в специальных детских  домах для глубоко умственно  отсталых; некоторая часть детей, страдающих имбецильностью, может овладеть некоторыми знаниями, умениями, навыками (в объеме специально разработанных для них программ); могут работать в специально организованных мастерских.

Краткая характеристика идиотии:

недоступность осмысления окружающего; крайне медленное и  ограниченное развитие речевой функции (в ряде случаев эта функция не развивается); тяжелые нарушения моторики, координации движения, ориентировки в пространстве; лежачий образ жизни (у многих); медленное, затрудненное формирование навыков самообслуживания, в том числе гигиенических; недееспособность. Дети-идиоты: не подлежат обучению; находятся (с согласия родителей) в детских домах для глубоко умственно отсталых (необходимая медицинская помощь и уход); по достижении 18-летнего возраста переводятся в интернаты для хроников; при установлении опеки возможно содержание таких детей в семье.

 

Обучение и  воспитание детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых)

1. Характер образовательного  процесса для детей с нарушен»  интеллекта (умственно отсталых) —  коррекционно-развивающий.1

Обучение и воспитание детей с легкими формами умственно  отсталости направлены на максимальное преодоление (ослабление) недостатков познавательной сферы.

Основные особенности  образовательного процесса:

• создание наиболее благоприятного гигиенического и охран* тельного режима;

• индивидуальный и дифференцированный подход;

• единство и постоянство требований школы (детского сада семьи);

• приобщение детей к  организованному, посильному для их ровья и возраста труду;

• расширение чувственного опыта ребенка;

• развитие его речи и познавательных интересов;

• организация предметно-практической (рисование, лепка, конструирование  и т. п.) и трудовой деятельности;

• рациональное использование словесных, наглядных, практических методов;

Информация о работе Шпаргалка по "Специальная педагогика"