Технология опережающего обучения Лысенковой Софьи Николаевны

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:48, реферат

Описание работы

Российский педагог, народный учитель СССР (1990), с 1974 учитель начальных классов средней школы N 587 (Москва). Разработала основы методики "перспективного обу-чения" учащихся начальных классов.
Реальное педагогическое открытие Лысенковой звучит так: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении учебным процессом, а коротко – по ключевому, заметному даже непрофессионалу результату – опережение.

Работа содержит 1 файл

Технология опережающего обучения ЛЫСЕНКОВОЙ Софьи Николаевны.docx

— 38.25 Кб (Скачать)

Технология  опережающего обучения  ЛЫСЕНКОВОЙ Софьи  Николаевны                                                 ( р. 1924)

 Российский педагог, народный учитель СССР (1990), с 1974 учитель начальных классов средней школы N 587 (Москва). Разработала основы методики "перспективного обу-чения" учащихся начальных классов.

Реальное педагогическое открытие Лысенковой звучит так: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении учебным процессом, а коротко – по ключевому, заметному даже непрофессионалу результату – опережение.

Опережение  Лысенковой – это не гонка вперед любыми средствами. Это не шесть часов на тему вместо отведенных по программе восьми, а как раз наоборот: значительное увеличение времени на прохождение каждой сложной темы!

Концептуальные  положения:

• Личностный подход педагогики сотрудничества .

• Успех - главное  условие развития детей в обучении.

• Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребенок, у которого что то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться.

• Предупреждение ошибок, а не работа над ними.

• Последовательность, системность содержания учебного материала.

• Дифференциация, доступность заданий для каждого.

• К полной самостоятельности  — постепенно.

• Через знающего ученика учить незнающего.

Особенности содержания:

С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. 

Трудную тему С.Н. Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а немного раньше. Для каждой темы это начало разное. Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени.

Таким образом, усвоение материала происходит в  три этапа:

1) предварительное введение первых порций будущих знаний,

2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение и

3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Связующим звеном между годами обучения является большая  перспектива ; ею оканчивается и начинается каждый учебный год .

Подход к структуре  материала обусловлен задачами опережающего введения я последующего повторения понятий и называется пробно-порциальным.

Особенности методики:

Вторым базис, на котором основана технология С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление:

Методический  прием «комментируемое управление»  представляет, по существу, ответ с  места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом.

Метод комментирования  был в 60-х годах широко распространен  как опыт липецких учителей. У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса. 

С помощью комментированного  управления:

• средний и слабый тянутся за сильным учеником;

• развивается  логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;

• ученик ставится в положение учителя, управляющего классом. 

И, наконец, третий базис системы С.Н. Лысенковой - это опорные схемы, или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

Очень важное условие  в работе со схемами-опорами: они  должны постоянно подключаться к  работе на уроке, а не висеть как  плакаты. Только тогда они помогут  учителю лучше учить, а детям  легче учиться.

Первоклассники - вчерашние малыши детского сада. Они  мыслят конкретно, образами. Для них  опорные схемы - это естественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решение математических заданий, к условному наглядно-образному  представлению, следу элементов  задачи, к абстрагированию от конкретных предметов.

Затем, когда  ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь  опорой , снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.

Все эти "базисы" Лысенковой тянут за собой шлейф методических приемов:

• В первом классе - без домашних заданий.

• Домашнее задание  по новой теме дается тогда, когда  оно становится доступным для  самостоятельного выполнения каждым.

• Механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует.

• Дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время» - когда он может  ответить.

• Воспитание организованности в ребенке.

• Взаимодействие с родителями.

• Связь между  годами обучения - преемственность.

• Все «киты» и приемы применяются во взаимодействии.

                               Классификация опорных схем

Математика

Большие опоры - схемы

1. Введение в  анализ задачи (I класс).

2. Название компонентов  сложения - вычитания (I класс).

3. Наборное полотно  - нахождение x-компонентов сложения -• вычитания (I класс).

4. Наборное полотно  - нахождение х-компонентов умножения  - деления (II класс).

5. Наборные полотна  - решение простых задач (I класс).

6. Наборные полотна  - решение простых задач (II класс).

7. Введение в  решение задач на умножение-деление  (I класс).

8. Таблица Пифагора - табличное умножение - деление  (II класс).

9. Изменение  результатов действий в зависимости  от изменения компонентов (II класс).

10. Сводные таблицы  - изучение четырех свойств арифметических  действий (I класс).

11. Порядок арифметических  действий (II класс).

12. Таблица Пифагора - внетабличное умножение - деление (II класс).

13. Части, доли (II класс).

14. Наборные  полотна - введение в решение  задач на зависи¬мость между величинами (II-III классы).

Малые опоры - карточки

1. Развитие беглости  счета по теме «Десяток» (I класс).

2. Развитие беглости  счета по теме «Сложение - вычитание»  с переходом через десяток  (I класс).

3. Сводные таблички - развитие навыка счета по  теме «Нумерация 100» (I класс).

4. Преобразование  именованных чисел (I-II классы).

5. Частные случаи  арифметических действий (I-II классы).

6. Развитие беглости  счета по табличному  умножению  - деле-нию (II класс).

7. Развитие беглости  счета по внетабличному умножению - де-лению (II класс).

8. Зависимость  между величинами  (II-III классы).

9. Буквы латинского  алфавита (II класс).

Русский язык

Большие опоры - схемы

1. Думай, когда  пишешь предложение (I класс).

2. Алфавит (I класс).

3. Гласные буквы  (I класс).

4. Переноси правильно  слова (I класс).

5. Названия предметов  (I класс).

6. Названия действий (I класс).

7. Названия признаков  (I класс).

8. Безударные  гласные в корне слова (I-II классы).

9. Парные согласные  на конце и в середине слова  (I-II класс).

10. Состав слова  (I-II классы).

11. Предлоги и  приставки (II класс).

12. Сложные слова  (II класс).

53. Имена существительные  склоняются (II-III классы).

14. Три склонения  имен существительных (II-III классы).

15. Глагол (II-III классы).

16. Окончания  прилагательных проверяй вопросами  (II- III классы).

17. Главные и  второстепенные члены предложения  (II – III классы).

18. Помни о  знаках препинания (II-III классы).

Малые опоры - карточки.

1. Буквы, слоги,  слова - развитие навыка чтения  в букварный период (I класс).

2. Гласные после  шипящих (I класс).

3. Мягкий знак  разделительный (I класс).

4. Выходы практических  трудностей «Безударные гласные» (I- III классы).

5. Выходы практических  трудностей «Парные согласные  на кон¬це и в середине слова» (I-III классы).

6. Выходы  практических  трудностей «Непроизносимые со-глас¬ные» (II-III классы).

7. Выходы практических  трудностей «Предлоги со словами» (I- III классы).

8. Выходы практических  трудностей «Глагол» (III класс).

9. Выходы практических  трудностей «Наречия» (III класс).

10. Сводные таблицы   слов:  с удвоенными  согласными  (I - III классы); с ь разделительным (I-III классы); с непроизносимыми согласными (II-III классы); с приставкой с (II-III классы) с буквой ё (I-III классы). 
 
 

Используемая  литература: Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М.: Просвещение, 1988.

Идея опережения // Первое сентября, N 50.

С. Н. Лысенкова Когда легко учиться. М., 1985

Информация о работе Технология опережающего обучения Лысенковой Софьи Николаевны