Виды анализа уроков. Сущность дидактического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

В данной работе следует акцентировать такие проблемы как
сущность анализа, структура, основные критерии, типы
функции
классификация анализов различных уроков
проблема дидактического анализа
расстановка задач на определенный урок

Цель данной работы
изучение проблемы анализа уроков и получение навыков постановки задач по примерам

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Анализ урока 6
Основные пути повышения эффективности урока 8
• Структура урока 8
• Активизация познавательной деятельности учащихся 9
• Структура учебно-познавательной деятельности 9
• Типы анализа урока 9
• Общие требования к анализу урока 10
• Подготовка проверяющего к анализу посещенного урока: 10
• Самоанализ урока 11
Виды анализов урока 13
Дидактический анализ 28
Примерная схема протокола анализа урока иностранного языка 30
Заключение 35
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

курсовик готово.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

     Схема системного анализа урока.

     1. Определить дидактическую цель  урока:

     а) четкость определения объема и уровня усвоения знаний учащимися факты, законы, теории, уровень восприятия, осмысления и первичного запоминания, уровень применения в ситуациях по образцу, уровень применения знаний в измененных ситуациях, уровень применения знаний в новых ситуациях, самостоятельное применение знаний в разнообразных ситуациях);

     б) четкость определения уровня формирования умений учащихся;

     в) определение конкретных пробелов в  знаниях, умениях учащихся;

     г) диагностичность цели (четко ли выделены в ней конечные результаты урока):

     д) преемственность в постановке цели (связи с предшествующими и  последующими учебными занятиями).

     2. Определение типа урока и установление  соответствия логики урока его  типу.

     3. Определение микроструктуры урока.

     4. Выделение главного этапа урока.

     5. Оценить каждый этап урока  его микроструктуру с точки  зрения установления связей: дидактическая  задача — содержание — методы  и приемы обучения формы организации  познавательной деятельности учащихся - конечный (реальный) результат:

     а) формулирование дидактической задачи этапа;

     б) установление степени соответствия содержания дидактической задачи (соответствует, не соответствует по некоторым аспектам, практически не соответствует, т. к...);

     в) установление степени соответствия используемых методов, приемов обучения, форм организации УПД учащихся дидактической задаче и содержанию этапа (обеспечили взаимодействие учителя и учащегося в процессе реализации дидактической задачи, обеспечили частично, практически не обеспечили, так как...);

     г) позволили ли методы обучения, формы организации познавательной деятельности включить большинство учащихся в активную познавательную деятельность (какие?);

     д)какой  характер деятельности учащихся преобладал (репродуктивный, частично-поисковый, творческий);

     е)какой  стиль взаимодействия в системе «учитель-ученик» (авторитарный, диалогический);

     ж) обеспечили указанные обстоятельства реализацию дидактической задачи этапа, каков реальный результат (вывод);

     з) обеспечен ли переход к следующему этапу урока:

     Организационный этап:

     - готов ли класс к уроку;

     Проверка  выполнения д/з и всесторонняя глубокая проверка знаний:

     - выявлен ли уровень выполнения  д/з у большинства учащихся (какие  задания и вопросы предлагались  учащимся, позволили ли они выявить  уровень сформированности умений  анализировать (из каких элементов состоит задание, что представляет собой определенное понятие, в чем заключается доказательство, каково строение текста, позволили ли они выявить уровень осмысления материала, сравнения, подведения под понятие, классификации; имеет ли учитель четкие представления об индивидуальных особенностях мышления);

     - определены ли типичные недостатки  в знаниях учащихся и причины  их появления;

     - ликвидированы ли обнаруженные  недостатки;

     Подготовка  к активной УПД на основном этапе  урока:

     - сформулирована ли цель урока в действиях учащихся;

     - сформулирована ли цель урока  вместе с учащимися;

     - актуализированы ли опорные знания  и умения (какие?);

     Изучение  нового материала:

     -выделено  ли главное в изучаемом материале  (что именно?), в какой форме;

     -структурировано ли содержание;

     -выделены  ли основные признаки изучаемых  познавательных объектов;

     -установлены  ли разнообразные связи между  частями изучаемого материала;

     - акцентировано ли внимание учащихся  на способах получения того  или иного вывода;

     - предлагается ли методика воспроизведения изучаемого материала.

     Первичная проверка понимания нового материала:

     - предлагались ли вопросы на  установление учащимися связи  между различными частями учебного  материала;

     - позволили ли вопросы, предлагаемые  учителем, выявить неясности осмысления (какие?);

     - соответствуют ли вопросы, предъявляемые  к учащимся, реальным возможностям  школьников.

     Закрепление знаний и применение знаний:

     - воспроизведены ли учащимися  основные признаки изученных  знаний. Связи между ними;

     - позволила ли система вопросов выявить типичные пробелы в знаниях учащихся, несформированность приемов умственной деятельности (какие вопросы?);

     - организована ли деятельность  учащихся по применению знаний  в различных ситуациях (какие  задания предлагались, лежит ли в основе этих упражнений четко спланированная последовательность действий);

     - дополнено ли уже усвоенное  учащимися новыми связями (какими?).

     Обобщение и систематизация знаний:

     - выделены ли учащимися наиболее  существенные понятия, факты,  закономерности в изученном учебном материале (какие?);

     - установлены ли учащимися причинно-следственные  и другие связи между знаниями (какие?);

     - предлагались ли учащимся задания  на сравнения, анализ, синтез, классификацию  познавательных объектов (какие?);

     Контроль  и самоконтроль:

     - правильно ли отобран учебный  материал, подлежащий проверке;

     - позволяют ли задания выявить  степень усвоения учащимися знаний, недостатки в знаниях и причины  их появления;

     - соответствует ли уровень требований  к учащимся реальным возможностям школьников;

     - каковы различия в мере помощи, оказываемой учителем разным  ученикам при работе;

     - учитываются ли индивидуальные  различия в скорости, темпе мышления;

     - формируется ли у школьников  навыки взаимоконтроля и самоконтроля.

     Подведение  итогов урока:

     - дана ли общая характеристика  работы класса: показана ли степень  успешности в овладении содержанием  урока;

     - вскрыты ли недостатки;

     - показаны ли пути их преодоления.

     Информация  о д/з:

     - соответствует ли содержание  д/работы уровню обученности учащегося  на уроке, возрастным особенностям;

     - имеется ли у учащегося право  выбора д/з.

     6. Оценить, как связаны между  собой этапы урока.

     7. Оценить вывод о реализации  дидактической цели урока (достиг  ли урок цели).

     8. Рекомендации.

     Аспектный анализ урока — предполагает изучение какого-либо аспекта деятельности педагога и учащихся на уроке (можно анализировать только формы, только мотивацию или индивидуальный стиль работы учителя, т. е. определенный аспект работы учителя).

     Схема анализа урока.

     1. Поведение

     - знание предмета,

     - уровень педагогического и методического  мастерства,

     - культура речи, ее образность  и эмоциональность,

     - чувство такта и демократичность,

     - внешний вид, мимика, жесты.

     2. Особенности учебной деятельности

     - активность,

     - самостоятельность,

     - уровень общеучебных и специальных явлений,

     -наличие  и эффективность групповой, коллективной, парной, индивидуальной форм работы,

     - проявление организованности и  заинтересованности учащихся,

     3. Содержание изучаемого материала

     - научность,

     - доступность,

     - опора на субъективный опыт ребенка,

     - привлекательность информации,

     - оптимальность объема материала.

     4. Эффективность преподавания

     - рациональное использование времени,  чередование видов деятельности,

     - целесообразность использования  наглядности и ТСО,

     - эффективность методов работы с учащимися,

     - форма и виды контроля.

     5. Цели и результативность

     - четкость и лаконичность в  формулировке целей урока,

     - реальность цели,

     - чему и как научились дети,

     - воздействие урока на развитие  учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Дидактический анализ

 

Учебный (дидактический) анализ - это: 
длительное учебное упражнение для будущего специалиста, ориентированного на профессиональную деятельность в области психоанализа. 
 
   З.Фрейд, с самого начала создания психоанализа как метода психотерапии, считал, что успешно практиковать психоанализ может лишь тот, кто осознал собственное бессознательное. В работе «Советы врачу при психоаналитическом лечении» Фрейд отмечал, что благодаря личному анализу обучаемому «не только удается в гораздо более короткий срок и с меньшими аффективными усилиями осуществить свое намерение - познать скрытое в самом себе, но получить на самом себе такие впечатления и доказательства, каких он напрасно искал бы, изучая книги и слушая лекции». 
 
В работе "Анализ конечный и бесконечный" (1937) З. Фрейд подчёркивал, что: 
• цель дидактического анализа можно считать выполненной, если обучающийся «воочию убедился в существовании бессознательного, увидел в собственных восприятиях – благодаря появлению вытесненного – нечто такое, что в ином случае осталось бы для него непостижимым, показалось бы ему неправдоподобным... впервые познакомился с такими приемами, которые единственно могут быть действенными в психоанализе»;  
• дидактический анализ – лучший путь для получения обучающим (психоаналитиком-дидактом), понимания о личной готовности к будущему занятию психоаналитической психотерапией.  
 
      Каждый психоаналитик оказывается настолько успешным в своей терапевтической деятельности, насколько ему самому удается в процессе личного дидактического анализа научиться: 
• обнаруживать свои внутрипсихические конфликты,  
• знать особенности собственных защитных механизмов,  
• справляться со своими комплексами,  
• не допускать в себе никаких сопротивлений,  
• контролировать даже мельчайшие слабости своего характера.  
 
   
 
 
 
 

Информация о работе Виды анализа уроков. Сущность дидактического анализа