Виды анализа уроков. Сущность дидактического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

В данной работе следует акцентировать такие проблемы как
сущность анализа, структура, основные критерии, типы
функции
классификация анализов различных уроков
проблема дидактического анализа
расстановка задач на определенный урок

Цель данной работы
изучение проблемы анализа уроков и получение навыков постановки задач по примерам

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Анализ урока 6
Основные пути повышения эффективности урока 8
• Структура урока 8
• Активизация познавательной деятельности учащихся 9
• Структура учебно-познавательной деятельности 9
• Типы анализа урока 9
• Общие требования к анализу урока 10
• Подготовка проверяющего к анализу посещенного урока: 10
• Самоанализ урока 11
Виды анализов урока 13
Дидактический анализ 28
Примерная схема протокола анализа урока иностранного языка 30
Заключение 35
Список литературы 37

Работа содержит 1 файл

курсовик готово.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

 

 В данной работе следует акцентировать такие проблемы как

  • сущность анализа, структура, основные критерии, типы
  • функции
  • классификация анализов различных уроков
  • проблема дидактического анализа
  • расстановка задач на определенный урок
 

    Цель данной работы

    • изучение проблемы анализа уроков и получение навыков постановки задач по примерам
 

Анализ –  логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и  последовательное изучение с целью  выявления существенных, т. е. необходимых и определенных качеств и свойств. Он необходим  для:

  • повышения качества обучения;
  • улучшения процесса преподавания;
  • осмысления учителем совокупности собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками;
  • для  оценки своих слабых и сильных сторон;
  • определения нереализуемых резервов, уточнения индивидуального стиля деятельности.

 

  Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения.

  Совершенствование работы учителей неразрывно связано с изучением опыта коллег посредством посещения и анализа уроков. На уроке видны и неудачи педагога, его просчеты и ошибки, раскрываются мастерство, эрудиция.

   Анализ урока осуществляет ряд функций: контрольную (вспомогательную), обучающую (основную) и воспитывающую (помогающую учителю определить направление самообразования и самовоспитания).

    В связи с этим в анализе урока должны быть четко охарактеризованы:

  • во-первых, научность изучаемого материала, его соответствие программе, качество знаний (контрольная функция);
  • во-вторых, отмечены достижения и недостатки в работе учителя, соответствие методов обучения передовому опыту и рекомендациям по повышению педагогического мастерства (обучающая функция):
  • в-третьих, оценены деловые и этические качества учителя, его речь, культура общения и т. д. (воспитывающая функция).

   При анализе урока учителя необходимо учитывать его индивидуальность, особенности, дарования, сильные стороны. Нельзя навязывать общие одинаковые рекомендации, приемы, методы. Что годится для одного, нецелесообразно для другого. Всякие рекомендации по улучшению проведения уроков должны обязательно опираться на достижения учителя, на его сильные стороны. Недостатки и слабости надо объяснить таким образом, чтобы было ясно, как надо работать над собой.

   При анализе уроков важно поощрять творческое их проведение, побуждать учителя к самостоятельной разработке структуры и методики урока, исходя из содержания материала, дидактических и воспитательных задач, рекомендаций науки и своих собственных возможностей

Содержание анализа  урока всегда должно служить задачам  включения учителя в режим творчества. Педагогический труд не возможен без элементов исследования, поиска. Ведь каждый ребенок, с которым имеет дело учитель, это совершенно неповторимый мир чувств, мыслей, интересов, воздействовать эффективно на который по шаблону, опираясь, раз и навсегда сложившийся стандарт, невозможно. Каждый раз, к каждому ребенку и коллективу необходимо искать свой подход, соответствующий конкретной ситуации и обстановке. «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное поведение уроков не превращалось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследователя»,- говорит В. А. Сухомлинский.

  Творческий настрой и творческая инициатива должны проявляться, прежде всего, в творческом подходе к анализу урока, каждый из которых должен быть для учителя школой. Через анализ же урока учителя должен формироваться его интерес к поиску, к той или иной педагогической идее, обязательно связанной с практической стороной деятельности учителя, к анализу собственной работы, чтобы стать средством возбуждения, источником энергии и подъема для учителей.

  Сегодня, когда речь идет о формировании и развитии личности, особое значение приобретает проблема психолого-педагогического изучения ребенка. Знание ребенка учителем — это азы педагогической культуры.

   В решении этой проблемы немаловажная роль отводиться посещению и анализу уроков, ибо управлять процессом изучения учащихся, определять степень этой изученности можно, прежде всего через наблюдение деятельности педагога и учеников на уроке, через глубокий педагогический анализ этой деятельности. У учителя составление педагогической характеристики должно быть связано не только с изучением личности поведения, но и с самоанализом своего поведения, с самоанализом своих отношений к ним.

  Значение педагогического анализа урока состоит еще и в том, что он является действительным средством развития у учителя способности рефлексировать свой труд и свое поведение путем самоанализа.

  Именно через педагогический анализ урока должно быть сформировано у учителей умение видеть взаимосвязь между своим преподаванием и ученическими знаниями, умение оценивать свою работу по конечному результату. Это драгоценное качество педагога, но чтобы оно вошло в систему работы учителя, он должен быть не только исключительно внимательным к своему труду, но у него должно быть обостренное чувство самокритичности, а последнее необходимо не только воспитать, но и, воспитав, все время поддерживать и развивать.

  Инструментом для этого является педагогический анализ урока. Через него необходимо все время нацеливать учителя на постоянный самоанализ следующей связи: изложение нового материала учителем – недостатки ответов учащихся.

  Таким образом, задача педагогического анализа урока, заключается в том, чтобы воспитывать у учителя чувство самокритичности, привить интерес к самоанализу своей работы, научить методике самоанализа. Умение его осуществлять — обязательный и неотъемлемый элемент культуры педагогического мастерства учителя.

  В. А. Сухомлинский совершено справедливо считал, что если анализ собственной работы войдет в систему деятельности учителя, каждый учебный год будет приносить ему новые успехи.

                            
 

                           
 
 
 
 
 

Анализ  урока

 

Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников.

Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке ребята, должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Более детально наблюдение за уроком должно охватывать:

1) Организационную сторону урока. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит преподаватель в класс, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к уроку, санитарное состояние класса, дежурство и общий порядок;

2) Содержание урока. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью,  используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов учеников, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как ставятся оценки;

3) Воспитывающую роль урока. Использует ли учитель содержание материала в воспитательных целях, какова система требований учителя. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли учитель внимание на поведение школьников, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону урока:

а) руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления учеников, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает учитель для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

г) способы закрепления знаний, решения задач, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;

е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы;

5) Особенности поведения преподавателя на уроке. Не меньший интерес для руководителя представляет и роль педагога на уроке как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учениками.

Таким образом, наблюдение за уроком имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение—это лишь первый этап контроля, второй—разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя.

Урок нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде всего не следует искать на каждом уроке применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все уроки были комбинированными, включали все “элементы” — это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

Анализируя уроки, нужно учитывать по крайней мере такие конкретные обстоятельства:

а) особенности темы. Могут быть уроки, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;

б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков. Анализируя урок, важно обратить внимание, все ли использовал учитель, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования; в) состав данного класса, уровень развития и способностей учеников (нередко мнение об уроке составляется на основе ответов школьников, контрольных работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются) ;

г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.  

Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как нам кажется, такая схема:

а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;

б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;

в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;

г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие. 
 

                            

 

 

Основные  пути повышения эффективности  урока

  • постановка  и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач;
  • оптимизация процесса обучения (выбор наиболее эффективного варианта для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся);
  • стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;
  • применение активизирующих методов и средств обучения;
  • организация самодеятельности учащихся;
  • единство формирования знаний, умений и навыков как специальных, так и общих;
  • организация оперативной обратной связи;
  • формирование отношений сотрудничества учителя и учащихся; создание благоприятного психологического микроклимата;
  • интенсификация учебного процесса путем НОТ учителя и учащихся.

Информация о работе Виды анализа уроков. Сущность дидактического анализа