Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

В обществе наряду с традиционными формами социально – культурной жизни сложилась и развивается разветвлённая молодёжная субкультура, носителями которой являются многочисленные подростковые объединения, различающиеся социальной направленностью, характером групповых ценностей и особенностями проведения досуга.
Термин «субкультура», однако, и пресса, и социологи какое – то время старались избегать, ибо было непонятно, откуда у нашей молодёжи, выросшей в обществе, которое долгие годы стремилось к достижению полной социальной однородности, может взяться какой – то собственный взгляд жизни, основанный на специфических ценностях, зачастую весьма отличных от приоритетов «взрослого мира»?

Содержание

Введение…………………………………………………………………...... 3
Глава 1. Молодёжная субкультура как социально – психологический феномен……………………………………………………………………….. 7
1.1.История возникновения молодёжных субкультур…………………….... 7
1.2.Классификация молодёжных субкультур………………………………... 11

Глава 2. Функционирование субкультур в молодёжной среде……….. 21
2.1.Изучение влияния молодёжных субкультур на социализацию подростка.............................................................................................................. 21
2.2.Деструктивное воздействие молодёжных субкультур на подростков……………………………………………………………………… 25
Заключение...................................................................................................... 31
Список использованной литературы………………………………. 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     В начале 70-х годов на смену коммунам хиппи пришли яппи – молодые профессионалы, ориентированные на Успех, верившие только в себя, Американскую Мечту и старый добрый американский индивидуализм. Тимати Лири, один из великих психоделических гуру, назвал их «Я – поколение». Он говорил: «Они политически и психологически независимы. Они не идентифицируют себя ни с компанией, ни с союзом, ни с тайной партией. Они не зависят от организационной принадлежности. Они знамениты своей нелояльностью к общественным институтам». [18, с.188]

     90-е  годы стали в Америке и Европе  эпохой «поколения икс» - «иксеров» или, как они себя иногда называют, «детей демографического спада». Их также называют «пофигистами», поскольку их жизненный и моральный принцип – отсутствие всякого интереса к карьере и жизненным 

перспективам; демонстративный отказ от бытового комфорта; в жизненных целях –  сочетание иронии по отношению к обществу с беспомощностью перед ним, полное отсутствие протеста, сочетающееся с неприятием всех ценностей.

       К началу третьего тысячелетия в мире скопилось столько фикций и лжи, что молодым людям трудно найти что-то подлинное в океане пустых банальностей и идеологии. Однако эти идеологемы могут быть весьма опасны, о чём свидетельствуют и другие тенденции проявления молодёжного сознания и поисков некоторой частью молодых людей моральных ценностей и ориентиров, в частности, обращение к реакционным профашистским идеалам, о которых мы уже говорили. [18, с.186 - 193]

     Итак, общая причина образования молодёжных субкультур – недовольство жизнью, а в социологическом аспекте  – кризис общества, неспособность  его ответить базовым потребностям молодёжи в процессе её социализации. В последнем заключена причина сугубо молодёжного состава неформальных объединений. Действительно, казалось бы, самые обиженные жизнью – пенсионеры – не спешат на «тусовки» - там чисто молодёжная гегемония. А дело в том, что «люди, кому за 50» уже занимают предоставленную только им прочную нишу в общественной системе, чего никак нельзя сказать о «новом поколении»; за это «место под солнцем» и разворачивается настоящая битва молодёжи с обществом, не желающим решать её проблемы и не принимать её такой, какой она хочет быть.

     Возьмём для примера крайний случай. Все  без исключения «пиплы» (члены «Системы») настаивают на своей непринадлежности к обществу, или иначе – независимости. Это – важная черта «Системного» самосознания.

[21, с.6]

     В.Тернер, говоря об общинах западных хиппи, отнёс их к «минимальным сообществам», то есть возникающим и существующим в промежуточных областях социальных структур (от лат. «лимен» - порог). Здесь собираются «лиминальные» личности, лица с неопределённым 

статусом, находящиеся в процесе перехода или выпавшие из общества. 

     Откуда  же и почему появляются «выпавшие  люди»? Здесь два направления. Первое: в этом выпавшем, неопределённом, «подвешенном»  состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит своё постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры. Такие рассуждения заложены в основе концепций В.Тернера, Т.Парсонса, Л.Фойера. И второе: новое поколение вступает в пустоту. Не молодёжь из имеющейся социальной структуры (как у Парсонса или Тернера), а сама структура ускользает из – под её ног. Здесь и начинается бурный рост молодёжных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. И результат пребывания в лоне контркультуры уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой. В ценностной сфере смена культурной парадигмы: ценности контркультуры «всплывают» и ложатся в основу организации «большого» общества. А прежние ценности опускаются в подземный мир контркультур.

     На  самом деле эти два направления  не отвергают друг друга, а дополняют. Речь идёт просто о разных периодах жизни общества, или его разных состояниях. В стабильные периоды  и в традиционных обществах выпавшие люди – это действительно те, кто в данный момент, но временно, находятся в процессе перехода. В конце концов они входят в общество, там устраиваются, обретают статус. В периоды перемен выпавшими становятся в той или иной мере значительные прослойки. Иногда это задевает чуть ли не каждого. Не все уходят в хиппи, но многие проходят через субкультурное состояние. [14, с.159]

     Почему  именно молодёжь играет главную роль в  образовании молодёжных субкультур?

1. Возрастные особенности молодёжи: она эмоциональнее, динамичнее и непосредственнее в выражении своих чувств. Молодёжь независимее: у большинства ещё нет семьи, нет профессии, нет того круга многочисленных  

обязанностей  и обязательств, в который с возрастом попадает всякий зрелый человек.

2. Молодёжь свободна от тоталитарного страха, заставлявшего каждого школьника в первом классе становиться октябрёнком, затем пионером, потом комсомольцем,… и, в конце концов, фанатичным коммунистом. [17, с.116]   

     1.2. Классификация молодёжных  субкультур.

     Почему  модные молодёжные движения и субкультуры стали появляться примерно с середины пошлого века? Это объяснить достаточно просто. Стала развиваться массовая культура, весь XX век прошёл под её знаком. Помимо этого, множество важнейших политических событий в Европе и Америке, перемешанные с войнами того века во взрывоопасный коктейль, который вылился на страницы газет, журналов, на экраны телевизоров и, позже, компьютеров, - всё это тоже провоцировало молодёжь на объединения по принципу схожести взглядов.

     Однако  сейчас многие говорят о том, что сегодня, мол, «времена уже не те», что те мощные движения, которые родились в прошлом веке, претерпели слишком сильные изменения, чтобы их воспринимать всерьёз в XXI веке. Но ведь и сегодня, пусть они не так велики, как раньше, но существуют коммуны хиппи, тысячи металистов трясут «хаерами» на концертах любимых банд… Другое дело, что, оперируя биологическими понятиями, во многом эти «виды» «измельчали», потеряли свою свежесть, новизну и идейность, короче, уже не так актуальны в новом информационном столетии, где люди обрели свободу, которую искали в прошлом. И всё же те, о ком мы будем говорить ниже, достойны не только внимания, но и изучения, потому что эти типажи сформировали во многом и современную молодёжь – что и говорить – в мире найдётся куча молодых людей, которые подтвердят своим внешним видом и словами, что они готы или панки. [3, с.12]

     Неформальные  объединения – это явление  массовое. Ради каких только интересов  не объединяются люди: дети, подростки, молодёжь, взрослые и 

даже  убелённые сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников – миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах республики, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодёжь стала объединяться в так называемые «неформальные» группировки. Члены таких группировок борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях. [10, с.158]

     Молодёжные  субкультуры, появившиеся в конце 70-х начале 80-х годов в какой-то степени напоминает молодёжный бунт против бюрократического механизма, действовавшего в тот период. Это был своего рода протест части молодёжи против формализма в общественных организациях, неудовлетворительную организацию досуга, однако этот процесс принял искажённые, зачастую опасные формы. В качестве причин «ухода в андеграунд», молодёжь называет:

1.Вызов обществу, протест.

2.Вызов семье, непонимание в семье.

3.Нежелание быть как все.

4.Желание утвердиться в новой среде.

5.Привлечь  к себе внимание.

6.Не  развитая сфера организации досуга для молодёжи.

7.Копирование  западных структур, течений, культуры.

8.Религиозные идейные убеждения.

9.Дань  моде.

10.Отсутствие  цели в жизни.

11.Влияние  криминальных структур, хулиганство.

12.Возрастные  увлечения. [5, с.84 – 85]

     Рассмотрим некоторые виды молодёжных субкультур.

     Хиппи (от англ. hippy или hippie; от разг. hip или hep – «модный, стильный») – молодёжная философия и субкультура, популярная в США в 1960-х и 1970-х годах, выражавшая протест против общепринятой морали через пропаганду свободной любви и пацифизма (главный их протест был направлен против Вьетнамской войны). Самый известный лозунг хиппи: «Make love, not war!», что значит: «Занимайтесь любовью, а не войной!».

     Культура  хиппи развилась из бит – культуры 50-х параллельно развитию рок – н – ролла и джаза.

     Первое  использование слова хиппи зафиксировано  в передаче одного из нью – йоркских телеканалов 22 апреля 1964 года, где этим словом была названа группа молодых  людей в майках, джинсах и с  длинными волосами, протестующих против Вьетнамской войны.

     Началом движения хиппи можно считать 1965 год. Основным принципом субкультуры было ненасилие. Хиппи носили длинные волосы, слушали рок – н – ролл, употребляли наркотики, жили в коммунах, путешествовали автостопом, увлекались медитацией, главным образом дзен – буддизмом, иудаизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами.

     Поскольку хиппи часто вплетали цветы в  волосы, раздавали цветы прохожим, вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат и использовали лозунг «Flower Power!» («сила» или «власть цветов»), их стали называть «дети цветов». В том же стиле они разрисовывали свои старенькие микроавтобусы.

     В 1970-х годах движение хиппи плавно начало терять популярность. Однако хиппи  существуют до сих пор. Они научили  мир ездить автостопом, помогли развитию пацифистского движения, вегетарианству, научили молодёжь плести красочные феньки – браслеты из ниток и бисера.

     Позже появились растаманы – молодые люди с причёсками дредами (от англ. dread – «ужасный»), которые во многом схожи с хиппи – в пацифизме, в курении травки. Вернее, коренные растаманы – чёрные дедушки с дредами из Эфиопии были и раньше. А вот к нам эта культура

попала  и стала популярной позже.

     Своим духовным наставником растаманы  считают африканского бога Джа, пользуются выражениями из древне – эфиопского и любят наводнять собой рэгги – вечеринки, где царит тёплая атмосфера мира и добра. На резинках, напульсниках и вязаных шапочках растаманов часто красуются красный, жёлтый и зелёный цвета – флаг Эфиопии. Души не чают в Ямайке и иконе рэгги – Бобе Марли.

     Панк  (от англ. punk – «рвань», «дрянь», «шпана») – субкультура, возникшая в середине 1970-х годов в США и Великобритании, характерной особенностью которой является любовь к энергичной и «грязной» по звучанию рок – музыке и свободе, протест против консерватизма, авторитаризма, национализма, радикального капитализма и в целом общества.

     Что касается панк – рока, сначала появился «гаражный рок». Именно во второй половине 60-х начали играть MC5, Velvet Underground, The Stooges. Но если это просто – панк, то собственно панк начался с первых подвально – подпольных концертов британцев Sex Pistols. 6 ноября 1975 года в Лондоне состоялось их первое выступление. Концерт длился всего 10 минут – шокированные сотрудники клуба больше не выдержали и выключили электричество.

     Лозунг  панков таков: «Live fast, die young», что оначает: «Живи быстро, умри молодым». 
 

     Внешний вид панков.

     Так повелось, что панки неизменно  любят шокировать общественность вызывающим внешним видом. В качестве аксессуаров панки носят цепи и булавки в одежде и на коже, шипованные напульсники, значки и нашивки с названиями групп или политическими лозунгами. Носят панки чаще всего удобную городскую одежду: футболка (часто чёрного цвета), кожаная куртка, джинсы, кеды или тяжёлые ботинки. За одеждой, на первый взгляд, особо не следят, впрочем, настоящие панки на такие мелочи не обращают

внимания, всё у них рвётся и раскрашивается, повинуясь случаю, в процессе их жизни. Некоторые девушки – панки используют вызывающе – сексуальный имидж (яркий макияж, начёс волос, короткие юбки, рваные колготки или чулки).

     Straight edge (от англ. straight – «прямой», «путь напрямик», сокращённо sXe) – философское ответвление панка, движение, представители которого полностью отказались от наркотиков, они разборчивы в половых связях и политических взглядах.

Информация о работе Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков