Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

В обществе наряду с традиционными формами социально – культурной жизни сложилась и развивается разветвлённая молодёжная субкультура, носителями которой являются многочисленные подростковые объединения, различающиеся социальной направленностью, характером групповых ценностей и особенностями проведения досуга.
Термин «субкультура», однако, и пресса, и социологи какое – то время старались избегать, ибо было непонятно, откуда у нашей молодёжи, выросшей в обществе, которое долгие годы стремилось к достижению полной социальной однородности, может взяться какой – то собственный взгляд жизни, основанный на специфических ценностях, зачастую весьма отличных от приоритетов «взрослого мира»?

Содержание

Введение…………………………………………………………………...... 3
Глава 1. Молодёжная субкультура как социально – психологический феномен……………………………………………………………………….. 7
1.1.История возникновения молодёжных субкультур…………………….... 7
1.2.Классификация молодёжных субкультур………………………………... 11

Глава 2. Функционирование субкультур в молодёжной среде……….. 21
2.1.Изучение влияния молодёжных субкультур на социализацию подростка.............................................................................................................. 21
2.2.Деструктивное воздействие молодёжных субкультур на подростков……………………………………………………………………… 25
Заключение...................................................................................................... 31
Список использованной литературы………………………………. 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     Особенностью  же нынешней ситуации, в которой  осуществляется формирование духовного  облика подростков, заключается в том, что этот процесс происходит в условиях ослабления политического и идеологического прессинга, расширения социальной самостоятельности и инициативы молодёжи. Он сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, главными представлениями о своём профессиональном будущем и будущем общества. [22, с.41]

     Из  чего и как строится современная молодёжная субкультура в Беларуси?

     Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и  обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии.

     Рассмотрим  их состояние на текущий момент и  роль в формировании мировоззрения  молодёжи, анализируя следующие специфические  черты молодёжной субкультуры.

     Наблюдая безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде (совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама).

     1.Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.

     Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами («принцип селёдки в бочке») достаточно жёсткого характера – несогласные сильно рискуют пополнить ряды «лохов» - «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал – «крутого (-ую)» (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в какой – то

мере  местожительством и национальностью  реципиента, однако, в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые «команды» с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.

     2.Отсутствие этнокультурной самоидентификации.

     Народная  культура (традиции, обычаи, фольклор и  т.п.) большинством молодых людей  воспринимаются как анахронизм. Попытки  внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древних обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т.е. что принято называть «любовью к Отечеству», а не только в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, конфессии. [12, с.165 – 166]

     Молодёжная  субкультура есть искажённое зеркало  «взрослого» мира вещей, отношений  и ценностей. Наиболее важной ценностью у многих признаётся «эквивалентность взаимного воздаяния» (необходимость вознаграждения за добро и возмездие за зло). Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая даже негативные стороны современного социального развития общества.

     Рассчитывать  на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в большом  обществе не приходится, тем более  что и культурный уровень других возрастных и социально – демографических  групп населения Республики также  постепенно снижается.

     Усугубляется и межгенерационное отчуждение, включающее широкий спектр неприятия от разрушения внутрисемейных контактов (по критериям взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления «нас» всем предшествующим, «советским» поколениям.

     Генерационное отчуждение выступает в качестве психологического

антонима («мы» и «они»). Особенно явственно  это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных стереотипов  молодёжи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть – «папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий (наряду с социальным и межгенерационным) аспект отчуждения молодёжной субкультуры – культурное отчуждение. [5, с. 170 – 172]

     Молодёжь  живёт в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка специально молодёжных программ, за исключением социально – адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов нашего общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество – такова и молодёжь.

     Кризис  института семьи и семейного  воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека, как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой – к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь, самими взрослыми приготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, а не подавляемых агентами социализации.

     Коммерциализация  средств массовой информации, в какой  – то мере и всей художественной культуры, формирует определённый «образ» 

субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации – семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением – наиболее распространённые виды досуговой самореализации. Во многих чертах молодёжная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя выгодного зрителя. [5, с. 180 – 181] 

       2.2.Деструктивное воздействие молодёжных субкультур на подростков.

     Стихийно  возникающие молодёжные группы называют то неформальными, то любительскими, то самодеятельными. С точки зрения Лисовского, наиболее адекватным представляется термин «самодеятельные объединения»; и вот почему:

     «1.Так  как они складываются на принципе добровольности и являются организационно самостоятельными.

     2.В  большинстве, заняты каким – то видом деятельности в расчёте на реальную отдачу».

     Вот почему термин «неформалы» является не совсем точным.

     Эти объединения можно назвать и  «альтернативными», так как они  часто являются нетрадиционными  и выступают с оппозиционной  точки зрения по отношению к «академическим»  или мэйнстримовским формам культурной жизни.

     Необходимо  преодолевать существующие в сознании многих людей стереотипы, создающие  ошибочное представление о «неформалах» как о подростках, инфантильных молодых  людях, интересы и заботы которых  и нестандартность поведения  являются якобы лишь «детской болезнью», обязанной уйти с возрастом. Уйти в «неформалы» молодых людей побуждает внутренние одиночество, потребность в друзьях, конфликты на учёбе и дома, недоверие к взрослым, протест против лицемерия и неискренности «взрослой» культуры. Почти каждый восьмой пришёл в группу, потому что «не знал, как жить дальше».

     Конечно, по мере взросления многие уходят из неформальных групп. Юные «неформалы» своей активностью  постоянно испытывают взрослых на умение мыслить нешаблонно, аргументировано спорить, действовать по убеждению, а не по традиции.

     Писатель  и публицист Леонид Жуховицкий предложил  три «модели» отношения к «неформалам»:

     1.Не  относиться никак, т.е. просто  принимать их как факт, спокойно  и с пониманием;

     2.Более  трудоёмкая, но и более продуктивная – поощрять и стимулировать их творческое начало, выделяя хотя бы скромные средства на всевозможные смотры, конкурсы и фестивали;

     3.Считать  «неформалов» датчиками на теле  эпохи, внимательно изучать их  показания и не обижаться на  этот нестандартный инструмент познания.

[9, с. 162]

         На свете целая куча нормальных людей. Таких, как все. Ну, не все, но большинство. Но есть и такие, кто НЕ ХОЧЕТ быть таким, как все. Вот не хочет – и всё тут. Многие, впрочем, никак не реализуют это желание, стройными рядами маршируя в составе общества. Иные выделяются за счёт успехов в науке или спорте, военных побед или галантных приключений. Но есть и ещё один путь – объединиться с подобными себе и эпатировать почтеннейшую публику хором. В результате получается ТУСОВКА.

     Преимущественно молодёжь от 14 до 18 лет – самый  «трудный возраст». Когда хочется  попробовать всего, побольше, и чтоб тебе за это ничего не было. И только люди более взрослые понимают, что так не бывает… Подростки мгновенно оценивают и чётко делят окружающих по принципу «Неформал» и «все остальные». Подразумевается, что какую музыку ты слушаешь, то и представляешь из себя, на сегодняшний день. «Неформалы» не слушают техно и «Тату», не ходят на концерты «Иванушек» или «На-на», подозреваем, что дело не столько в желании выделиться любой ценой, сколько в более развитом музыкальном вкусе.

     Расскажем о силе личного примера в «неформальной» среде. Я лично знакома с юной особой, которая не пропускает ни одной возможности попасть на рок – концерт любимой группы и «отрывается», что называется «в первых рядах». При этом по жизни девушка ходит в юбке, не пропускает ни одной воскресной службы, держит все посты, и причащается, как положено, раз в месяц…

     Анализ  изменённой молодёжной реальности 90-х  ещё раз подтверждает мысль о том, что нужно стремиться к отходу от классовых моделей суб - и контр культуры. Сводить молодёжные культуры к группам потребителей, слепо подражающим последним веяниям моды, также было бы неверно, однако и не стоит всегда стремиться к тому, чтобы пытаться разглядеть в молодёжном потребительстве некое подпольное (замысловато – символическое) сопротивление взрослому миру. Молодёжные культуры являются пространством, где молодым людям «разрешено» выражать себя иначе, чем в обычных сферах. Это пространство, где им «дозволено» поиграть с иерархией взрослого мира, одновременно оставаясь частью этого внешнего мира, и, следовательно, разделять его нормы и ценности.

     Следует стремиться и ориентироваться в  исследованиях на изучение различных  форм культурных активностей современной молодёжи. Особое внимание следует уделять новым формам телесного ухода и наслаждения как своеобразной молодёжной политики. Это проявляется и в распространении употребления наркотиков, которые являются по существу своеобразным способом экспериментирования, манипуляции со своей телесностью и чувственностью, игрой со своей гендерной идентификацией, на фоне довольно симптоматично развернувшейся дискуссии о том, является ли марихуана наркотиком. Это находит выражение и в различных формах телесной политики типа скинхедов или гопников – речь идёт об экспериментах со своей внешностью не через одежду, а через тело: бритьё головы, татуировки, нанесение шрамов. 

     Необходимо  перенести акцент с изучения процессов  глобализации форм молодёжной культуры (особенно того, что передаётся через СМИ), с центральных пространств молодёжной активности (Запад, Америка, столицы) на регионально – специфичные формы молодёжной культуры.

     Необычайно  интересным представляется также анализ новейших форм гендерных экспериментов, характерных не только для молодёжных субкультур, но и для подхватившей эти идеи модной молодёжной индустрии. Речь идёт обо всё большей популярности идеи «унисекса», ставшей основной темой рекламы продукции фирмы Calvin Clain. Идея унисекса обыгрывается как «спрятанный», загадочный гендер: одинаковая одежда, одинаковые аксессуары, одинаковая косметика и парфюмерия, одинаковые причёски. Однако при этом удивительным образом стилистам удаётся сохранить присутствие в мужчине – мужественности, а в женщине – женственности, проявляющихся лишь через пластику и мимику. [20, с. 6 – 7]

     В одной из российских телепередач  недавно прозвучала мысль о том, что «молодёжный досуг и преступность несовершеннолетних – это две  стороны одной медали». И в России, и на Западе существует двухсторонний дискурс, который Дик Хебдидж именует дилеммой «Youth as trouble vs Youth as fun».

     Взрыв новой моральной паники произошёл после смерти двухлетнего мальчика в феврале 1993 года. Убийцами оказались двое подростков 15 и 16 лет, которых поймали только благодаря тому, что их снимали на видеокамеру, когда они украли мальчика из продовольственного магазина в маленьком городке недалеко от Ливерпуля. Малыша избили, а потом оставили полумёртвым на железной дороге. Преступление было ужасным, мотивы его были непонятны. Это преступление превратилось в Англии в символ общего страха перед будущим, потому что если подростки готовы на такие поступки, то, что же можно говорить о нравственных ценностях страны вообще? Само место преступления приоткрыло и другую проблему: мальчика увели из торгового центра – места, ставшего самым обычным

Информация о работе Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков