Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

В обществе наряду с традиционными формами социально – культурной жизни сложилась и развивается разветвлённая молодёжная субкультура, носителями которой являются многочисленные подростковые объединения, различающиеся социальной направленностью, характером групповых ценностей и особенностями проведения досуга.
Термин «субкультура», однако, и пресса, и социологи какое – то время старались избегать, ибо было непонятно, откуда у нашей молодёжи, выросшей в обществе, которое долгие годы стремилось к достижению полной социальной однородности, может взяться какой – то собственный взгляд жизни, основанный на специфических ценностях, зачастую весьма отличных от приоритетов «взрослого мира»?

Содержание

Введение…………………………………………………………………...... 3
Глава 1. Молодёжная субкультура как социально – психологический феномен……………………………………………………………………….. 7
1.1.История возникновения молодёжных субкультур…………………….... 7
1.2.Классификация молодёжных субкультур………………………………... 11

Глава 2. Функционирование субкультур в молодёжной среде……….. 21
2.1.Изучение влияния молодёжных субкультур на социализацию подростка.............................................................................................................. 21
2.2.Деструктивное воздействие молодёжных субкультур на подростков……………………………………………………………………… 25
Заключение...................................................................................................... 31
Список использованной литературы………………………………. 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

местом  для тусовок «нормальных» подростков после школы или во время прогулов. Вывод был сформулирован незамедлительно: для современных подростков важны  лишь потребительские ценности, поэтому они и смогли так бесчеловечно поступить. Газеты выразили эту идею заголовком: «Среди нас живут не дети, а монстры».

     После этого СМИ ещё больше внимания стали уделять молодёжной преступности – молодым ворам, с самого раннего  возраста поставленным на учёт в милиции и уже имеющим стаж до сотни совершённых ими преступлений. Часто эти подростки уже к 14 годам прекрасно знают вкус наркотиков. Их преступления – воровство – вряд ли можно было бы назвать фактом, или иррациональным поведением, поскольку они самым прямым образом были связаны с необходимостью добывания денег.

     Однако  на этом «чёрном» фоне молодёжной преступности можно отметить появление и других не менее значимых явлений. С 1995-96 гг. в Англии развернулась мощная рекламная кампания программы «Cry for children». На улицах, в метро, на стоянках автобусов – кругом стали появляться огромные рекламные щиты. Попробуем описать некоторые из них:

  1. Во всю длину большого рекламного щита изображена тыльная сторона руки ребёнка. На ней – глубокие шрамы от пореза вен. Надпись: «У меня есть своё мнение, у меня есть бритва, чтобы доказать это».
  2. Во весь щит – лицо девочки (латиноамериканского, еврейского или арабского происхождения). Лицо, особенно глаза, в огромных синяках и кровоподтёках. Надпись: «У меня глаза такие же, как у моей мамы». Рассказ посвящён отношению к ней мамы, которой дочь мешает устраивать новую личную жизнь.

     Всё это свидетельствует о том, в  неформальные объединения попадают, или если можно так выразиться, стекаются, те молодые люди, подростки, которые в своей семье остаются не понятыми, лишёнными внимания родителей, постоянно наталкивающиеся на стену неодобрения и

резкого осуждения жизненного выбора и позиций.

     Именно  в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

     Исходя  из сказанного, можно сделать следующий  вывод, что неудовлетворённой семейной жизнью, лишённые тепла и внимания дети проходят свою социализацию не в  таких организациях как школа, институт, спортивные секции, клубы по интересам, а в неформальных организациях, которые, как правило, настроены достаточно антисоциально и наносят существенный  вред психике подростка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Подводя итоги работы, надо заметить, что  идут бурные процессы изменения в  обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Молодёжная субкультура во многом носит суррогатный характер – она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдо самостоятельность, подражание отношениями взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо её переустройства и совершенствования.   

     В наибольшей степени проблема молодёжи в нашей стране связана с унаследованной от тоталитарной системы нетерпимостью к другому образу жизни и поведению, причём прослеживаемой не столько в правовых актах, сколько в умах самих граждан. Нетерпимость рождает ответную непримиримость, и поэтому сегодняшняя молодёжь, принимая от родителей материальную помощь, не принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения. На почве подобных межгенерационных и социальных противоречий и произрастает современная молодёжная субкультура – «вся из контрастов, из острых углов, из клубка нравственных и эстетических проблем».[21, с.6]

     Таким образом, целью нашего исследования было изучение особенностей функционирования молодёжных субкультур, обозначение  влияния факторов социализации на личность подростков. Мы считаем, что достигли желаемой цели, так как определили влияние факторов социализации на личность подростков, их взаимоотношение с семьёй, сверстниками, а также деструктивное воздействие молодёжных субкультур и их функционирование в молодёжной среде.

     Также, в ходе нашего исследования подтвердилась  гипотеза, которая была сформулирована в начале нашей работы: распространение влияния

неформальных  молодёжных объединений и организаций, являющихся  деструктивным фактором социализации личности подростка.

     Прежде  всего, сам слой «неформальности» как  не зарегулированной общественной активности никогда не исчезнут с горизонтов развития человеческого сообщества. Общественный организм нуждается в  своего рода живительной подпитке, которая не позволяет социальной ткани иссушаться и становится для человека непроницаемым, обездвиживающим футляром. Правильно оценивать состояние неформального движения молодёжи как своего рода социальную симптоматику, помогающую поставить диагноз всему общественному организму. Тогда реальная картина современной, как и ушедшей в прошлое общественной жизни будет определяться не только по процентам выполнения производственных заданий, но и потому, сколько детей брошено родителями, сколько лежит в больнице, совершают правонарушений.

     Именно  в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнёра. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых.  Нетерпимость, склонность к разоблачениям и морализаторство примитивизируют молодёжную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями. [19, с.42] 
 
 
 
 

      

          
 

                       Список используемой литературы

1. Андреева, И.Н., Голубкова, Н.Я., Новикова, Л.Г. Молодёжная субкультура: нормы и система ценностей // Социс. 1989, № 4, с.48 – 56.

2. Brake, M. The Sociologu of Youth Cultures and Youth Subcultures in Amerika, Britain and Canada. London. 1995. P 8.

3. Беганская, Е., Девалтовская, И. Молодёжные субкультуры // ж –л «Бiблiятэка прапануе». 2007. № 6. с.12 – 17 .

4. Беганская, Е., Девалтовская, И. Молодёжные субкультуры // ж – л «Бiблiятэка прапануе». 2008. № 1. с.19 – 20.

5. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. с.84 – 85; с.170 – 171; с.180 – 181.

6. Вечорко, Г.Ф. Основы психологии и педагогики. Мн., : Тетра Системс. 2007. 160 с.

7. Гагарина, А. Люди в чёрном // ж –л «Ровесник». 2005. № 1. с.36 – 37.

8. Горожанкин, Г. Противостояние старых и новых панков // ж – л «Ровесник». 2007. № 8. с.24 – 25.

9. Громов, А.В., Кузин, О.С. Неформалы. Кто есть кто? М., 1990. с.162.

10. Гуревич, Л.С. Культурология. М., 1996. с.158.

11. Жуховицкий, Л.А. Всё, в чём вы нуждаетесь. М., 1990. с.75 – 77.

12. Ионин, Л.Г. Социология культуры. М., 1996. с.165 – 166.

13. Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М., «Просвещение». 1989. с.149.

14. Косарецкая, С.В. О неформальных объединениях молодёжи. М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2004. с.159.

15. Кравченко, А.И. Введение в социологию: учебное пособие для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение». 1997. с.190.

16. Кравченко, А.И. Введение в социологию. Учебное пособие. – 2-е изд. М., «На Воробьёвых». 1995. 224 с.

17. Мамонтов, С.П. Основы культурологии. М., 1994. с.116.

18. Мишаткина, Т.В. Педагогическая этика. Молодёжная субкультура: моральные проблемы общения. М., «Тетра Системс». 2004. с.186 – 193.

19. Морозов, А.В., Скрябов, А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодёжи в условиях реформ // ж – л «Социально – политический». 1998. № 1. с.42.

20.Поваляев,С. Осколки панк – взрыва. // ж –л «Ровесник». 2006. № 9. с.6 – 7.

21. Сикевич, З.В. Молодёжная культура: «за» и «против». Заметки социолога. М., 1990. с.6.

22. Смелзер, Н. Социология. М., 1994. с.41.

23. Hebdige, D. Subculture: The Heaning of Style, London and New York, 1979. P.16 – 17. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

        

       
 
 

       
 

                                                                     

                                                                     

                                                                     

                                                                     

                                                                                                                                       

Информация о работе Влияние молодёжной субкультуры на социализацию подростков