Влияние образа родительской семьи на систему взаимоотношений в браке

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 06:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение влияния образа родительской семьи на специфику семейных отношений и удовлетворенность браком.
Объект исследования: образ родительской семьи.
Предмет исследования: влияние образа родительской семьи на специфику семейных отношений и удовлетворенность браком.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Образ семьи супругов как составляющая образа мира
Представление об «образе мира» в психологической науке………...7
Образ семьи в современной психологии………………………..…...11
Влияние родительской семьи на систему взаимоотношений в браке…………………………………………………………………...14
Понятие брака и его основные виды………………………………...21
Феномен удовлетворенности браком………………………………..26
Глава II. Результаты эмпирического исследования
2.1 Характеристика базы исследования…………………………………33
2.2 Характеристика процедуры и методов исследования……………...35
2.3 Изложение и анализ результатов исследования…………………….36
2.3.1 Исследование особенностей представлений образа семьи и ценностей в родительской и своей семье мужчин и женщин с разной формой брака……………………………………………………………...40
2.3.2 Исследование представлений об образе своей семьи мужчин и женщин с разной формой брака………………………………………….45
2.3.3 Исследование изменения удовлетворенности браком в супружеских парах………………………………………………………..48
Выводы по главе II………………………………………………………..50
Список использованной литературы……………………………………52

Работа содержит 1 файл

3 курс КР.doc

— 359.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ НА СИСТЕМУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В БРАКЕ 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011

Оглавление

     Введение…………………………………………………………………….3

     Глава I. Образ семьи супругов как составляющая образа мира

    1. Представление об «образе мира» в психологической науке………...7
    2. Образ семьи в современной психологии………………………..…...11
    3. Влияние родительской семьи на систему взаимоотношений в браке…………………………………………………………………...14
    4. Понятие брака и его основные виды………………………………...21
    5. Феномен удовлетворенности браком………………………………..26

    Глава II. Результаты эмпирического исследования

    2.1 Характеристика базы исследования…………………………………33

    2.2 Характеристика  процедуры и методов исследования……………...35

    2.3 Изложение  и анализ результатов исследования…………………….36

    2.3.1 Исследование особенностей представлений образа семьи и ценностей в родительской и своей семье мужчин и женщин с разной формой брака……………………………………………………………...40

    2.3.2 Исследование представлений об образе своей семьи мужчин и женщин с разной формой брака………………………………………….45

    2.3.3 Исследование изменения удовлетворенности браком в супружеских парах………………………………………………………..48

    Выводы  по главе II………………………………………………………..50

    Список  использованной литературы……………………………………52 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение

     Уже стало привычным называть ущедший XX век веком революций: социальной, научно-технической, космической. С полным правом его можно назвать и веком революции семейно-брачных отношений. С начала прошлого века начались крупные социальные изменения, которые преобразили также брак и семью. В современном обществе стало «модно» среди молодежи жить вместе, не регистрируя свои отношения, в так называемом «гражданском» браке. И с каждым годом популярность таких отношений растет.

     Следует пояснить, что в отечественной  юридической практике под гражданским браком понимаются незарегистрированные отношения между мужчиной и женщиной, живущими вместе на одной территории и ведущими совместное хозяйство в течение 1 месяца.

     В отечественной психологической  науке этот важный феномен и связанные с ним отношения остаются абсолютно неисследованными, в то время как на Западе уже появился ряд работ психологов, посвященных данному феномену социальной жизни общества, в том числе истокам и причинам возникновения данного явления, взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, родителями и детьми в таком союзе, отношению социума к таким сожительствующим союзам

     Проблемы  семьи всегда были в центре внимания социальных психологов. В психологии накоплен большой опыт по исследованию семьи и брака: социально-психологический аспект общения в семье и его роль в процессе формирования личности (Б.П. Парыгин, А.Г, В.М. Родионов,       А.Г. Харчев); эмоциональное отношение в семье (З.И. Файнбург), их влияние на стабилизацию внутрисемейных отношений; условия устойчивости семьи (Ю.Г. Юркевич). Однако, практически не освещены в литературе вопросы влияния родительской семьи на супругов. А те сведения, которые имеются, ограничиваются в основном обсуждением теоретических проблем, а вопросы организации и особенности применения практических методов остаются без внимания.

     В последние годы, как отмечают многие социологи и демографы, в развитии института семьи в нашей стране наблюдается ряд негативных явлений - растёт число одиноких, увеличивается  число разводов и т.д. Решение  таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Все это, а также ряд разногласий относительно критериев успешности - неуспешности брака, позволяет нам сделать вывод о том, что современная картина процессов, происходящих в семье, влияющих на удовлетворенность супругов браком, нуждается в более пристальном рассмотрении. Поэтому любое исследование, касающееся современного института семьи и брака, является актуальным, так как полученные знания обогащают как фундаментальные теоретические представления ученого, так и методологический инструментарий практикующего специалиста, занимающегося вопросами оптимизации межличностных отношений в семье.

     Цель  исследования: изучение влияния образа родительской семьи на специфику семейных отношений и удовлетворенность браком.

     Объект  исследования: образ родительской семьи.

     Предмет исследования: влияние образа родительской семьи на специфику семейных отношений и удовлетворенность браком.

     Гипотезы:

     Образ родительской семьи оказывает влияние на систему отношений и ценностей, складывающихся в разных типах семей.

     Появление ребенка в семье может оказывать  влияние на удовлетворенность брачными отношениями.

     Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутых гипотез необходимо решить следующие задачи:

     1. Провести теоретический анализ и выявить возможные компоненты образа семьи.

     2. Рассмотреть основные теоретические  положения, определяющие понятие  «гражданский» брак.

     3. Проанализировать степень согласованности  образов родительской и своей  семьи между мужчинами и женщинами в различных типах семей.

     4. Рассмотреть влияние сложившейся  системы ценностей на удовлетворенность  брачными отношениями.

     5. Рассмотреть влияние образа родительской  семьи на ценностно-мотивационную  систему мужчин и женщин в  различных типах семей.

     Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений в исследовании использовался комплекс методов и методик:

     Теоретические: анализ психологической литературы по теме исследования;

     Психодиагностические: методика «Шкала семейного окружения» адаптированная С.Ю. Куприяновым (1985); методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (1978г); тест - опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко.

     Статистические: анализ средних значений признаков, сравнение распределений, корреляционный и дисперсионный анализы.

     Общую выборку в эмпирическом исследовании составили 30 семейных пар, в возрасте от 18 до 34 лет. Все семейные пары состоят в браке от года до трех лет. Выборка была условно разделена на три группы. К первой группе относятся пары, проживающие в «гражданском браке», ко второй группе - мужчины и женщины, состоящие в официальном браке, а к третьей группе соответственно пары, состоящие в официальном браке и имеющие детей.

     Научная новизна и теоретическая  значимость исследования заключается в том, что в работе:

     Обобщены  и систематизированы научные  представления о понятии «образ семьи» и «гражданский брак».

     Выявлены  значимые различия в этих понятиях.

     Практическая  значимость исследования заключается в возможности использовать полученные результаты в семейном консультировании, психологической коррекции и иных областях практической психологии. Установленные зависимости позволяют предсказывать возможные проблемы в браке, обеспечивать профилактику семейных и детско-родительских отношений.

     Научная достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается разносторонним анализом научной литературы, посвященной проблеме семейных отношений и методам ее изучения; применением методик, адекватных цели, предмету и объекту исследования, репрезентативностью и уравновешенностью выборки, применением разнообразных методов математической статистики для обработки данных.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Образ семьи  супругов как составляющая образа мира

     В первой главе рассматриваются понятия образ мира и образ семьи в трудах зарубежных и отечественных психологов; раскрываются особенности структуры образа семьи; критерии определения. Описывается понятие брака, раскрываются особенности «гражданского» брака. Также делается обзор отечественной и зарубежной литературы относительно такого понятия, как удовлетворенность браком. 

     1.1 Представление об «образе мира» в психологической науке

     В трудах исследователей, занимающихся проблемами формирования образа мира, отсутствует устоявшийся понятийный аппарат, встречается ряд категорий, которые не имеют единой интерпретации. Обращение к сфере становления образа мира встречается в различных областях знаний: психологии, педагогике, философии, этнологии, культурологии, социологии и др. Категория «образ мира» встречается сравнительно недавно и обозначается как «снимок» работы сознания, как источник возникновения образов.

     В сфере психологии теоретическая  разработка категории «образ мира» представлена в работах Г.М. Андреева, Е.П. Белинской, В.И. Бруля, Г.Д. Гачева, Э.В. Галажинского, Т.Г. Грушевицкой, Л.Н. Гумилева, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцевой, В.Г. Крысько, B. C. Кукушкина, З.И. Левина, А.Н. Леонтьева, СВ. Лурье, В.И. Матиса, Ю.П. Платонова, А.П. Садохина, Э.А. Саракуева, Г.Ф. Севильгаева, С.Д. Смирнова, Т.Г. Стефаненко, Л.Д. Столяренко, В.Н. Филиппова, К. Ясперс и др.

     Впервые понятие «образ мира» в психологии введено А.Н. Леонтьевым, он определил данную категорию как психическое отражение, взятое в системе связей и отношений субъекта с окружающим его миром. В его трудах образ мира рассматривается как целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. А.Н. Леонтьев изучал процесс возникновения образа мира, объясняя его деятельностной природой, задающей образ как момент своего движения. Образ возникает лишь в деятельности и поэтому неотделим от нее, проблема порождения предметного образа мира - есть проблема восприятия, «мир в его отдаленности от субъекта амодален».

     Опираясь  на положения А.Н. Леонтьева, свои исследования Н.Г. Осухова строит через призму субъективного образа мира человека, сравнивая его с понятием «миф» в культурологическом смысле, который приобрел этот термин сегодня. Образ мира она определяет как «индивидуальный миф человека о себе, других людях, жизненном мире во времени его жизни». Данный исследователь рассматривает эту категорию как целостное психическое образование, отмечая, что она существует на когнитивном и образно-эмоциональном уровне. Рассматривая составные компоненты, входящие в образ мира, Н.Г. Осухова выделяет «образ Я» как систему представлений и отношении человека к себе во времени жизни, включая все, что человек считает своим. Кроме того, рассматривается образ другого человека, образ мира в целом и психологическое время личности.

     А.Н. Леонтьев, раскрывая структуру образа мира, сделал вывод относительно его  многомерности. Причем количество измерений  было определено не только трехмерным пространством, но и четвертым - временем, и пятым квазиизмерением, «в котором открывается человеку объективный мир». Объяснение пятого измерения основывается на том, что когда человек воспринимает предмет, то он воспринимает его «не только в его пространственных измерениях и во времени, но и в его значении». Именно с проблемой восприятия А.Н. Леонтьев связал построение многомерного образа мира в сознании индивида, его образа реальности. Более того, психологию восприятия он назвал конкретно-научным знанием о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира, «в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично создают; это знание также о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно реальном мире».

     С.Д. Смирнов отмечает основные характеристики образа мира:

Информация о работе Влияние образа родительской семьи на систему взаимоотношений в браке