Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:07, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей восприятия семьи детьми 9-10 лет из полных и неполных семей. Как изменяется и развивается личность ребенка в младшем школьном возрасте? Фрейд называл этот период латентной стадией. Он считал, что для большинства детей возраст от 6 до 12 лет – время, когда их ревность и зависть (а также сексуальные импульсы) отступают на задний план. Поэтому большинство детей могут перенаправлять свою эмоциональную энергию на отношения со сверстниками, творчество и выполнение обязанностей в школе или обществе....

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….… 3
I глава. Влияние семьи на развитие ребенка …………………………………. 6
Раздел 1. Понятие «семья» в психологии ……………………………………... 6
Семья как система ……………………………………………….. 6
Семья как малая группа …………………………………………. 7
Семья как персональная микросфера развития ребенка ……… 8
Выводы по первому разделу ………………………………………………… ..10
Раздел 2. Ребенок в семье …………………………………………………...… 11
2.1. Стили родительского поведения ………………………………………... 11
2.2. Братья и сестры ………………………………………………………..….. 16
2.3. Бабушки и дедушки …………………………………………………….... 19
2.4. Взаимоотношения родителей и детей …………………………………... 19
2.5. Жестокое обращение с детьми …………………………………….……. 21
2.6. Объяснения жестокого обращения с детьми …………………………..... 24
2.7. Дисциплина и саморегуляция …………………………………………... 26
2.8. Влияние родителей на успех в школе ………………………………….. 27
Выводы по второму разделу ………………………………………………..… 29
Раздел 3. Изменяющаяся природа семьи. …………………………………….. 30
3.1. Семья и стресс …………………………………………………………….. 30
3.2. Неполные семьи: факторы риска и возможности …………………..… 30
3.3. Дети развода ……………………………………………………………… 33
3.4. Воссозданные семьи …………………………………………………….... 37
Выводы по третьему разделу …………………..………………………………40
II глава. Исследовательская работа ………………….………………………. 42
Раздел 1. Материалы и методы исследования ……………………………… 42
Описание групп ……………………………………………….……….. 42
Описание методик …………………………………………..…………. 42
Раздел 2. Результаты исследования и их анализ …………………………… 48
2.1. Анализ опроса ………………………………………..…………….……. 49
2.2. Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи …………………………………………………………………. 50
2.3. Результаты исследования по методике Рене Жиля ………………….… 52
2.4. Результаты исследования родителей по методике PARI ……….…….. 58
Заключение ………………………………………………………………..…… 66
Выводы ……………………………………………………………………..….. 70
Список использованной литературы …………………………………….….. 71

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа.docx

— 182.09 Кб (Скачать)

Дипломная работа: Влияние полных и неполных семей  на развитие ребенка

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение ……………………………………………………………………….… 3

I глава. Влияние  семьи на развитие ребенка  …………………………………. 6

Раздел 1. Понятие  «семья» в психологии ……………………………………... 6

    1. Семья как система ……………………………………………….. 6
    2. Семья как малая группа …………………………………………. 7
    3. Семья как персональная микросфера развития ребенка ……… 8

Выводы по первому  разделу ………………………………………………… ..10

Раздел 2. Ребенок  в семье …………………………………………………...… 11

2.1. Стили родительского  поведения ………………………………………... 11

2.2. Братья и  сестры ………………………………………………………..….. 16

2.3. Бабушки и  дедушки …………………………………………………….... 19

2.4. Взаимоотношения  родителей и детей …………………………………... 19

2.5. Жестокое  обращение с детьми …………………………………….……. 21

2.6. Объяснения  жестокого обращения с детьми  …………………………..... 24

2.7. Дисциплина  и саморегуляция …………………………………………... 26

2.8. Влияние родителей  на успех в школе ………………………………….. 27

Выводы по второму  разделу ………………………………………………..… 29

Раздел 3. Изменяющаяся природа семьи. …………………………………….. 30

3.1. Семья и  стресс …………………………………………………………….. 30

3.2. Неполные  семьи: факторы риска и возможности  …………………..… 30

3.3. Дети развода  ……………………………………………………………… 33

3.4. Воссозданные  семьи …………………………………………………….... 37

Выводы по третьему разделу …………………..………………………………40

II глава. Исследовательская  работа ………………….………………………. 42

Раздел 1. Материалы  и методы исследования ……………………………… 42

    1. Описание групп ……………………………………………….……….. 42
    2. Описание методик …………………………………………..…………. 42

Раздел 2. Результаты исследования и их анализ …………………………… 48

2.1. Анализ опроса  ………………………………………..…………….……. 49

2.2. Результаты  исследования семейных отношений  по кинетическому рисунку семьи  …………………………………………………………………. 50

2.3. Результаты  исследования по методике Рене Жиля ………………….… 52

2.4. Результаты  исследования родителей по методике PARI ……….…….. 58

Заключение ………………………………………………………………..…… 66

Выводы ……………………………………………………………………..….. 70

Список использованной литературы …………………………………….….. 71

Введение 

Семья – древнейший институт человеческого общества –  прошла сложный путь развития. От родоплеменных  форм общежития через «большую»  семью, включающую в себя несколько  поколений, живших в тесном контакте, к нуклеарной, «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей. [31; стр.35]

С.Л. Рубинштейн сказал: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань  человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения  к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический  анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинной психологии». [29; стр.15]

Целью данной работы является исследование особенностей восприятия семьи детьми 9-10 лет из полных и  неполных семей. Как изменяется и  развивается личность ребенка в  младшем школьном возрасте? Фрейд  называл этот период латентной стадией. Он считал, что для большинства  детей возраст от 6 до 12 лет –  время, когда их ревность и зависть (а также сексуальные импульсы) отступают на задний план. Поэтому  большинство детей могут перенаправлять свою эмоциональную энергию на отношения со сверстниками, творчество и выполнение обязанностей в школе или обществе.

Эриксон пришел к убеждению, что центральным событием младшего школьного возраста является психосоциальный конфликт – трудолюбие против чувства неполноценности. В этом возрасте значительная часть времени и энергии детей направляется на приобретение новых знаний и навыков. В тех случаях, когда дети в состоянии добиться успеха, они включают трудолюбие в свой образ «Я», - они понимают, что усердная работа приводит к достижению желаемых результатов, и продолжают попытки освоить окружающую среду. И наоборот, дети, не успевающие в школе, могут чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками. Это чувство неполноценности может продолжать оказывать негативное воздействие на личность человека на протяжении всей жизни, если позже оно не компенсируется продолжительным успехом в других видах деятельности, являющихся ценными в его собственных глазах и в глазах окружающих, таких как спорт, музыка или искусство. [14; стр.128]

Школы играют определяющую роль в развитии детей. Именно здесь  ребенок проверяет свои интеллектуальные, физические, социальные и эмоциональные  данные и получает возможность определить, насколько он соответствует стандартам, установленным родителями, учителями  и обществом в целом. В школе  дети приобретают уверенность в  своей способности овладевать знаниями о мире. Дети, как правило, учатся хорошо, если родители оказывают им поддержку и помогают своими советами. [20; стр.104]

Перед нами ставятся следующие задачи:

  1. Исследовать отношение к своей семье у детей из полных и неполных семей с помощью опроса и проектированных методик и установить различия между обеими группами семей;
  2. Выяснить уровень социальных контактов у детей из обеих групп семей с помощью опроса и проектированных методик, установить различия между ними;
  3. Провести исследование отношений родителей к детям с помощью методики внутрисемейных отношений и выделить различия между родителями из полных и неполных семей;
  4. Основываясь на полученных данных, установить особенности восприятия собственной семьи у детей из полных и неполных семей.

Мы выдвигаем  следующую гипотезу: уровень восприятия своей семьи ребенком из неполной семьи является ниже, чем уровень  восприятия ребенком из полной семьи, так как, на наш взгляд, дети из неполных семей получают любовь и внимание только со стороны одного родителя.

Актуальность  данной работы заключается в том, что в нашей стране, да и во всем мире, количество неполных семей  достаточно велико. Существует множество  причин, по которым люди разводятся и снова вступают в повторный  брак или так и остаются независимыми от супружеских обязательств. В любом  случае структура семьи, ее изменения  сильно влияют на развитие ребенка. С  одной стороны, семья воспитывает: здесь ребенок получает азы человеческой культуры – физической, интеллектуальной, экономической, нравственной, эстетической… Однако, с другой стороны, воспитание – процесс целенаправленного взаимодействия на развитие личности человека согласно идеалам и задачам, сложившимся в обществе. Вот почему однозначно: гражданин общества начинается в семье.

I глава

Влияние семьи на развитие ребенка 

Раздел 1. Понятие «семья»  в психологии 

    1. Семья как система
 

Семья — важнейший  из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обусловливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений.

Согласно определению  из философского словаря: «Семья —  это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». [27; стр.326]

Следуя за этим определением, можно сделать вывод, что семья — это сложное  многоаспектное образование, в котором явствуют 4 характеристики:

  1. Семья — ячейка (малая социальная группа) общества.
  2. Семья — важнейшая форма организации личного быта.
  3. Семья — супружеский союз.
  4. Семья — многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т. д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Жизнь семьи  детерминирована условиями развития конкретного общества. Эти условия  определяют функции семьи и обобщены в юридических и моральных  нормах, а это, в свою очередь, сказывается  на семейных позициях и ролях и  преломляется в особенностях взаимоотношений  в семье.

В терминах общей  теории систем, разработанной Людвигом ван Берталанфи, «семья не есть простая сумма членов этой семьи, это, прежде всего, определенная сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое».

По определению  В. В. Столина, семья — это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия». [27; стр. 327] 

    1. Семья как малая группа
 

Специфические особенности, присущие каждой семье, отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, находящихся под  постоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, они проявляются  в отношениях между членами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональной деятельности каждого из них. [26; стр.17]

Семья как малая  социальная группа имеет ряд психологических  особенностей, характерных только для  нее:

  • наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи;
  • частичное различие в интересах и установках членов семьи;
  • наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;
  • включенность в нее представителей разных поколений и гораздо больший срок близкого знакомства между ее членами, чем в других группах;
  • отсутствие в семье связи совместной деятельностью, как в других группах;
  • многосторонность и значимость семейных отношений, их взаимосвязь;
  • особая открытость, уязвимость членов семьи.
  • поверхностный, или межличностный, уровень (отражает эмоциональную привлекательность членов семьи, психологическую совместимость);
  • уровень отношений членов семьи к ее функциям, целям и перспективам (представляет ценностно-ориентационное единство семьи);
  • уровень выявления сущности сплоченности семьи (показывает устойчивость семьи к деструктивным, разрушающим ее воздействиям).

Важнейшими критериями оценки уровня сплоченности семьи являются:

  • степень единства деятельности (согласованность, сотрудничество, творческое отношение);
  • нравственно-психологическое единство (соответствие личных и семейных устремлений, совпадение взглядов, сходство норм и ценностей);
  • уровень развития личностных качеств супругов (контактность, стрессоустойчивость);
  • содержание социально-психологического климата (преобладающие настроения, степень уступчивости друг другу, доверия и благожелательности, наличие внимания и заботы друг о друге).
 
    1. Семья как персональная микросфера развития ребенка
 

Семья является центром развития, особенно пока ребенок  еще мал. Она оказывает огромное воздействие на то, каким он станет в будущем, на его место в обществе. Действительно, тип семьи, в которой  рождается ребенок, может драматически повлиять на его ожидания, роли, убеждения  и взаимоотношения, а также на дальнейший приобретаемый им жизненный  опыт, на физическое, когнитивное, эмоциональное  и социальное развитие.

Информация о работе Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка