Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности, является система знаний и умений учащегося. Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности школьника является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражений отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его версия, оценочным суждением, отметкой.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Проблема успешности обучения 6
1.2. Проблема самооценки в младшем школьном возрасте 20
1.2.1. Самооценка младшего школьника 20
1.2.2. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего
школьника 25
Глава II. Практическая часть
2.1. Программа исследования 34
2.2. Методы исследования методики 34
2.3. Результаты исследования 36
Заключение 49
Литература 52

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 447.50 Кб (Скачать)

Таблица 3. 

Показатели  успешности обучения детей 4-го класса 

п/п

Фамилия, 4-б  класс Чтение Русский язык Математика Природоведение Молдавский  язык Физкультура Рисование Труд Пение Поведение Средний балл
1. Водомирский И. 4 4 4 5 4 4 5 5 3 4 4,2
2. Вуйков Н. 4 4 5 5 4 5 5 5 5 4 4,6
3. Голубева Т. 3 4 4 4 4 3 5 5 5 4 4,1
4. Дорошенко Д. 5 4 4 5 4 4 5 5 4 4 4,4
5. Кондарар Н. 3 3 3 3 5 4 4 5 4 4 3,8
6. Каракаш В. 4 3 5 3 4 4 4 4 5 3 3,9
7. Ларчук А. 4 3 4 5 3 4 4 5 5 3 4,0
8. Лупан А. 3 3 4 4 3 4 3 4 5 4 3,7
9. Маковей Е. 5 4 4 5 5 4 4 5 5 5 4,6
10. Мельник А. 5 4 4 5 4 4 5 5 5 5 4,6
11. Нечипорук Д. 5 4 4 5 4 4 4 5 5 4 4,4
12. Портас О. 3 3 3 4 3 5 4 5 4 5 3,9
13. Руснак Л. 3 3 3 3 3 5 4 4 5 4 3,7
14. Шадурская Е. 4 4 3 4 4 5 5 5 5 4 4,3
15. Чеботарь И. 3 3 3 4 3 5 5 5 5 4 4,0

      Используя методы математической статистики мы вычислили средний бал успешности обучения для каждого ученика.

     К слабым ученикам мы отнесли детей  имеющих средний бал от 2,5 до 3,5.

      На  среднем уровне находились дети имеющие  средний бал от 3,5 до 4,5.

      К сильным ученикам отнеслись дети имеющие от 4,5 до 5 баллов.

      Анализируя  полученные результаты мы получили следующие  данные, которые представлены в виде гистограмм.

 

 

Распределение оценок во 2-ом классе

 

 

Распределение оценок в 3-ом классе

 

Распределение оценок в 4-ом классе

     В ходе исследования особенностей самооценки детей младшего школьного возраста были получены результаты представленные в таблицах 4, 5, 6.

 

     Таблица 4.

Самооценка  учеников 2-го класса  

п/п

Фамилия, 2-в  класс Оценка учителя Выбор оценки учеником Самооценка
1. Ахромцев С. 4 3 Заниженная 
2. Белова Н. 4 5 Завышенная 
3. Дубинянская А. 5 4 Заниженная 
4. Желез А. 3 4 Завышенная 
5. Коваленко А. 4 5 Завышенная 
6. Коваленко Л. 4 5 Завышенная 
7. Коваль Ю. 4 5 Завышенная 
8. Маковей И. 4 5 Завышенная 
9. Пейков Г. 4 5 Завышенная 
10. Сары С. 4 5 Завышенная 
11. Ханко Д. 4 5 Завышенная 
12. Цуркан Э. 5 4 Заниженная 
13. Чайникова И. 4 5 Завышенная
14. Рохвалов Р. 4 4 Адекватная 
15. Ляхов Б. 4 4 Адекватная 
 
 

Таблица 5.

Самооценка  учеников 3-го класса  

п/п

Фамилия, 3-в  класс Оценка учителя Выбор оценки учеником Самооценка
1. Беженарь А. 2 3 Завышенная 
2. Бутук Т. 3 3 Адекватная 
3. Даренских С. 3 4 Завышенная 
4. Завязкин Ж. 3 3 Адекватная 
5. Минапов И. 4 4 Адекватная 
6. Михальская  Л. 3 3 Адекватная 
7. Михальская  Я. 4 3 Заниженная 
8. Майер В. 3 3 Адекватная 
9. Машталер В. 5 4 Заниженная 
10. Островская  К. 4 3 Заниженная 
11. Печерский В. 5 4 Заниженная 
12. Родованов Д. 3 3 Адекватная 
13. Светличный  Э. 3 3 Адекватная 
14. Тишков А. 3 4 Завышенная 
15. Крыско Ж. 4 4 Адекватная 
 

Таблица 6.

Самооценка  учеников 4-го класса  

п/п

Фамилия, 4-б  класс Оценка учителя Выбор оценки учеником Самооценка
1. Водомирский И. 4 4 Адекватная 
2. Вуйков Н. 4 4 Адекватная 
3. Голубева Т. 5 5 Адекватная 
4. Дорошенко Д. 5 5 Адекватная 
5. Кондарар Н. 4 3 Заниженная 
6. Каракаш В. 5 4 Заниженная 
7. Ларчук А. 4 5 Завышенная 
8. Лупан А. 4 4 Адекватная 
9. Маковей Е. 5 4 Заниженная 
10. Мельник А. 5 4 Заниженная 
11. Нечипорук Д. 4 4 Адекватная 
12. Портас О. 4 3 Заниженная 
13. Руснак Л. 3 3 Адекватная 
14. Шадурская Е. 4 3 Заниженная 
15. Чеботарь И. 4 3 Заниженная 
 

     Анализируя  особенности самооценки учеников второго  класса мы выявили, что, 13% детей имеют  адекватную самооценку, а 86,7% имеют  неадекватную самооценку. Из них 66,7% - завышенную самооценку, 20% - заниженную самооценку.

     Таким образом мы видим, что большинство учеников второго класса имеют завышенную самооценку.

     Исследуя  самооценки у детей третьего класса выявлено, что 53,3% учеников имеют адекватную самооценку и 46,7% - неадекватную самооценку, из них 20% - завышенную самооценку, 26,7% - заниженную самооценку.

     Анализируя  результаты полученные при исследовании учеников четвертого класса мы получили, что 46,7% детей имеют адекватную самооценку и 53,3% - неадекватную самооценку. Из них 6,7% имеют завышенную самооценку, 46,7% - заниженную.

     Результаты  исследования показали, что на протяжении младшего школьного возраста происходит динамика развития самооценка: увеличивается процентное соотношение детей имеющих адекватную самооценку и изменяется количество детей имеющих завышенную самооценку. Однако мы замечаем, что увеличивается процент детей имеющих заниженную самооценку. Если во втором классе их было 20%, то в третьем классе их 26,7%, а в четвертом классе – 46,7%.

     Сравнивая успешность обучения с результатами полученными в ходе исследования самооценки мы видим, что большинство неуспевающих детей второго класса переоценивают результаты своей учебной деятельности. Они еще не обнаруживают расхождение между тем, что он них требуется и тем, что они в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это не достаточно осознается, а главное не принимается школьником.

     Сравнивая успешность обучения детей третьего класса с результатами полученными  в ходе исследования самооценки, мы видим, что успешность обучения влияет на характер самооценки: у хорошо успевающих учеников самооценка становится адекватной, либо завышенной, и только в некоторых случаях заниженной. У неуспевающих учеников самооценка становится адекватно-низкой, только у одного неуспевающего ученика была завышенная самооценка (очевидно она выступает в качестве компенсаторного механизма).

     Анализируя  результаты исследования детей четвертого класса мы видим, что уже самооценка влияет на успешность обучения. У детей  с заниженной самооценкой отмечается низкий уровень притязаний, что отрицательно влияет на успешность обучения.

Информация о работе Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте.