Влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

О духовности и нравственности как массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут способствовать, или препятствовать их развитию. Одним из важных факторов духовно - нравственного образования являются средства массовой информации.

Содержание

Введение

ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1.Теоретические основы формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников

1.2.Средства массовой информации как фактор формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников

1.2.1.Изменение структуры досуга и проблемы воспитания

1.2.2.Взаимодействие современной школы и современного телевидения

1.3. Психофизиологическое воздействие средств массовой информации на развитие ребенка

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Педагогический анализ результатов экспериментальной работы по выявлению воздействия телевидения на младших школьников

2.2 Рекомендации родителям и учителям по осуществлению коррекции влияния средств массовой информации на духовно-нравственное развитие ребенка


Заключение


Список литературы

Работа содержит 1 файл

влияние СМИ на формирование духовно.docx

— 43.34 Кб (Скачать)

влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших  школьников

 

Автор: Шиханова Юлия Михайловна

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение 

 

ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

1.1.Теоретические основы  формирования духовно-нравственных  ценностей младших школьников 

 

1.2.Средства массовой  информации как фактор формирования  духовно-нравственных ценностей  младших школьников

 

1.2.1.Изменение структуры  досуга и проблемы воспитания

 

1.2.2.Взаимодействие современной  школы и современного телевидения

 

1.3. Психофизиологическое  воздействие средств массовой  информации на развитие ребенка

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ  МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЦЕННОСТЕЙ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

2.1. Педагогический анализ  результатов экспериментальной  работы по выявлению воздействия  телевидения на младших школьников

 

2.2 Рекомендации родителям  и учителям по осуществлению  коррекции влияния средств массовой  информации на духовно-нравственное  развитие ребенка 

 

 

Заключение

 

 

Список литературы

 

Приложение

 

 

ГЛАВА I. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

 

1.1. Теоретические основы  формирования духовно - нравственных  ценностей младших школьников

 

О духовности и нравственности как массовом социальном явлении  нельзя говорить безотносительно к  конкретным условиям, которые могут  способствовать, или препятствовать их развитию. Одним из важных факторов духовно - нравственного образования  являются средства массовой информации.

 

На современном этапе  развития нашего общества проблема духовности и нравственности приобретает особое значение. Анализ философских источников показал, что существует множество  подходов этой проблеме и трактовок  к понятий «духовность» и «нравственность».

 

Понятийно - категориальный аппарат проблемы духовности включает учение о душе, духе, сознании, становлении  и развитии личности. Так, для античных материалистов дух есть наиболее разумная часть души. По Аристотелю человек имеет растительную душу (чувства), животную (воля), разумную (ум), находящуюся во внутреннем борении  добра и зла, представленную в  образе колесницы, где возничий - разум, коренная - воля, пристяжные - чувства. [Гегель ] По Платону, это идеи Блага, Истины, Добра, Красоты, Гармонии, которыми разрушаются «ложные мнения», продиктованные сиюминутной выгодой, расчетом, которые  ведут к поиску истины, к познанию самого себя и других, своего предназначения в этом мире.[Зинченко ]

 

Мыслители разных веков  трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят  по поводу добродетели: нравственно  прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего  всеми добродетелями человека». [Цит. по Архангельский]

 

Русская народная педагогика трактует духовное воспитание как процесс  и результат формирования и развития трудолюбия, чести, совестливости, порядочности, любви к Отечеству, преданности  семейному очагу. В связи с  этим цель духовно-нравственного воспитания в народной педагогике - это человек, обладающий высокими духовными и  нравственными качествами. Содержание духовно - нравственного воспитания в народной педагогике включает в  себя воспитательный опыт народа, его  педагогические воззрения, идеи, традиции в области воспитания.

 

К.Д. Ушинский рассматривает  духовно-нравственное воспитание

 

личности как целенаправленный процесс, включающий в себя формирование в человеке воли, морального сознания, нравственных привычек, долга,

 

чести, достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и  убеждений.

 

Задача нравственного  воспитания заключается в необходимости  приведения этих качеств в единую целостную систему. К.Д.Ушинский считал, что сущность нравственного воспитания не «в кодексе правил поведения», а  в создании внутренней направленности человека. Поведение же его вытекает из внутренней установки личности; «Создай раньше материал нравственности, а потом её правила» [К.Д. Ушинский].

 

Основными и обязательными  условиями формирования нравственной

 

личности является: формирование у воспитанника воли, морального сознания, долга, чести и достоинства, уважения к труду, патриотических чувств и  убеждений; создание внутренней направленности убеждений; нравственные знания, мотивы и побуждения должны обязательно  подкрепляться нравственным поведением личности; нравственное воспитание должно быть направлено на постижение высшего  смысла жизни: добро, любовь, справедливость. Работу по нравственному воспитанию следует начинать в дошкольном детстве  со знакомства детей с нравственными  нормами и правилами поведения  и формирования моральных привычек. Эффективным средством нравственного  воспитания является коллектив, где  воспитанник имеет возможность  на собственном опыте проверить  свои знания, представления и привычки нравственного порядка; обеспечить переход внешних моральных требований во внутренние требования личности к  себе.

 

Ценности - это, что имеет  для нас значимость в нравственном, эстетическом и познавательном отношении. К примеру, оценивается как прекрасное или безобразное, истинное или ложное, доброе или злое и пр. Есть ценности духовные, чувственные, витальные, а  также прагматические, утилитарные, связанные с полезным для человека, культуры и общества. Но истину, добро  и красоту не следует сводить  к пользе. Такие попытки приводят к "смутному времени в царстве  ценностей, из которого нет другого  выхода, кроме возвращения к их тройственной державе" (* Федотов  Г. П. Лицо России // Вопросы философии, 1990, № 8, с. 136.). Носителем ценностей  является личность , постигающая их в опыте внутреннего принятия или отталкивания и осознающая их сверхличный характер. Ценности необходимы для различия целей, которые ставит перед собой воля в деятельности и поступках человека; их место  в мотивации - глубже целей и интересов. Шелер, М. Формы знания и образование // Человек. Вып 4. — М., 1992. — С. 85-96. Ценности не следует отождествлять  с эмпирической природой разных благ, с "ценными вещами" и пр. Ф.Шелер  относил к ценностям истинное, благородное, прекрасное, доброе, а  также святое ; они априорны, познаются  в созерцании "мира ценностей" и иерархически упорядочены.

 

В центре внимания духовно-нравственных ценностей находятся такие 

 

базовые ценности, как  истина, добро, красота, чувство долга, совесть.

 

Особенно примечательны  здесь слова выдающегося философа И. Канта,

 

который писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и  все более 

 

сильным удивлением и  благоговение – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» [цит. по Кант И. Соч. в шести  томах. Т. 4. Ч. 2. – М., 1965.].

 

Одной из главных задач  духовно-нравственного воспитания является

 

освоение духовных ценностей, накопленных человечеством, духовные потребности и их формирование, этические  знания, эстетический вкус, само-

 

сознание, эмоциональная  сфера, чувство совести, воспитание чувства собственного достоинства, чувство доброты; эмпатийных чувств (сочувствия,

 

сопереживания), коммуникативные  способности (дружелюбие в общении  с

 

окружающими, взаимопонимание  и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт).

 

Под духовным образованием принято понимать идеи, мысли, идеалы, представления и понятия о  высоком, возвышенном, непостижимом, недоступном, к которым можно приблизиться.

 

Нравственным образованием является перенятие, усвоение системы  знаний, совокупности нравственных идей и предписаний, теоретически и методологически  обоснованных

 

Учитывая, что в современном  процессе развития и воспитания ребёнка  актив¬но участвуют не только традиционные субъекты (семья и об¬разовательное учреждение), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, средства массовой ин¬формации (СМИ), необходимо обеспечить согласованность действий между этими субъектами в решении  принципиаль¬ного вопроса о том, на воспитание какого человека направ¬лены  непосредственные или опосредованные их усилия.

 

С поступлением в школу  у ребёнка осуществляется переход  к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой  роли ученика, рас¬ширяется сфера его  взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование положительного отноше¬ния к образованию, школе,

 

педагогам и сверстникам, выра¬батываются основы его социального, гражданского поведе¬ния, характер трудовой, общественной, творческой деятель¬ности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований  познавательной сферы, качеств и  свойств личности обучающегося оказывают  принципиально новые условия  жизнедеятельности современного ребёнка, ко¬торые требуют учёта при формировании подходов к органи¬зации его духовно-нравственного  развития и воспитания ребенка.

 

Современный ребёнок  находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

 

В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребёнка усиливается конфликт между  характером усвоения ребёнком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне  школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой  и т. д.), который меняет структуру  мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведёт к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения  к жизни, морального релятивизма.

 

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку  первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно - нравственном развитии и воспитании ученика на ступени начального общего образования.

 

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни ребенка  множеством примеров нравственного  поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой  истории, истории и культуре традиционных религий, литературе и различных  видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого  из основных направлений духовно - нравственного  развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни, как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при  общении детей с людьми, в жизни  которых есть место духовному  служению и моральному поступку.

 

Духовно - нравственное развитие должно преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное  социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать  стремление ребёнка включиться в  посильное решение проблем школьного  коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, находить возможности  для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших  и старших детей.

 

Духовно-нравственное развитие, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства  и виртуальной зрелости детей  их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при  этом свою собственную. Важным условием духовно-нравственного развития и  полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между  самоценностью детства и своевременной  социализацией. Первое раскрывает для  человека его внутренний идеальный  мир, второе - внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров  происходит через осознание и  усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с  другой - бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими  людьми.

 

Савинов Е. С. Начальная  школа / Стандарты второго поколения.—  М.:Просвещение,2010.С.191

 

 

1.2.2 Взаимодействие школы  и современного телевидения

 

... “Образование” сегодня  - это умение вести активную  оборону от потока средств  массовой информации. “Активную”  потому что от потока нужно  не отгораживаться, а смело черпать  из него, фильтровать и брать  по возможности все, что в  нем найдется пусть и не  “вечного”, но хотя бы “разумного, доброго”, или, на худой конец,  полезного. [Игнатова В.В. Педагогические  факторы духовно-творческого становления  личности в образовательном процессе: монография/ В.В. Игнатова; СибГТУ.- Красноярск,2000-С.96-115]

 

Иными словами, сделать  так, чтобы в результате этого  образования человек мог со знанием  дела пользоваться окружающими его  средства массовой информации, а не наоборот.

 

Проблемы взаимодействия средств массовой информации и школы  особенно актуальны для России в  переходный период, период становления  демократического общества. К числу  самых серьезных из таких проблем  можно отнести практически полное игнорирование в любом школьном курсе всего того, что связано  со средствами массовой информации. Игнорируется тот очевидный факт, что наиболее значительные изменения сегодня  происходят именно в информационной области и что, благодаря широкому распространению средств массовой информации, ребенок постоянно оказывается  под «ударом» множества информационных потоков. И воздействие этих потоков  ни родителями, ни учителями, как правило, не контролируется, практически не прогнозируется и не учитывается.

Информация о работе Влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников