Воспитание гражданского патриотизма как одна из необходимых задач в работе детской библиотеки

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:51, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении и обосновании роли и возможностей детских библиотек в патриотическом воспитании подростков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3

Глава I. Воспитание гражданского патриотизма как одна из

необходимых задач в работе детской библиотеки…………...8

1.1 Социально-педагогические аспекты патриотического

воспитания подростков………………………...................................8

1.2. Государственный подход к патриотическому воспитанию

подростков в Республике Беларусь………………………………….. .17

Глава II. Патриотическое воспитание подростков в библиотеках

Современной Беларуси………………………………………………30

2.1. Программы по патриотическому воспитанию детей и

подростков в Беларуси………………………………………............30

2.2. Формы и методы воспитания гражданственности и

патриотизма подростков ……………………………………………...39

Заключение………………………………………………………...............52

Список литературы………………………………………………………..56

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МАДЛЕНА.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

Патриотическое воспитание молодежи включает в себя следующие компоненты: культурно-исторический; героико-исторический; социально-политический; духовный; военно-технический; физический.

Все эти компоненты взаимосвязаны и составляют содержательную основу патриотического воспитания молодежи. Из них формируются различные направления:

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи является наиболее актуальным направлением, состоящим из социально-политического компонента как основного, а также из культурно-исторического, героико-исторического и духовного компонентов.

В процессе гражданско-патриотического воспитания молодежь углубляет знания сущности и содержания Конституции Республики Беларусь, на фоне исторического развития экономики Беларуси знакомится с современным состоянием и перспективами развития промышленности и сельского хозяйства республики, с состоянием и развитием науки, культуры, с вопросами государственной и общественной жизни республики.

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи предполагает привитие уважения к Государственному флагу и Государственному гербу Республики Беларусь, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание.

Наконец, гражданско-патриотическое воспитание молодежи способствует единению всех граждан республики вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений, оно консолидирует общество во имя процветания Беларуси.

Культурно-патриотическое воспитание может стать важным направлением патриотического воспитания молодежи, его основу составляет культурно-исторический компонент. Богатые культурные традиции, национальный колорит, талантливость исполнителей, инициатива Беларуси по воссоединению славянской культуры укрепляют авторитет республики, способствуют развитию патриотических чувств народа.

Спортивно-патриотическое воспитание, основной компонент которого – физический, является весьма привлекательным для молодежи. Высокие достижения белорусских спортсменов в значительной мере способствуют поднятию престижа Республики Беларусь, инициируют патриотические чувства у граждан республики.

Всегда, актуальны героико-патриотическое и военно-патриотическое воспитание.

Героико-патриотическое воспитание – это воспитание любви к своей Родине и уважение ее Вооруженных Сил, защитников Отечества на основе героического прошлого своего народа. При проведении героико-патриотического воспитания молодежи помимо героико-исторического компонента как основного в той или иной мере используются также культурно-исторический, социально-политический и духовный компоненты. Объектом воспитания здесь могут быть практически все слои населения, и в первую очередь дети и молодежь.

Военно-патриотическое воспитание – это воспитание любви к своей Родине и формирование морально-психологической и физической готовности к выполнению конституционного долга по защите своего Отечества. При проведении военно-патриотического воспитания необходимо использование всех компонентов патриотического воспитания при ведущей роли военно-технического и физического компонентов. Объектом воспитания здесь уже будут преимущественно юноши и молодые мужчины. Военно-патриотическое воспитание играет важную роль как в подготовке допризывников и призывников к военной службе, так и в воспитании военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Цели и задачи патриотического, воспитания, которые государство и общество ставят перед социальными и государственными институтами воспитания, не могут быть решены без соответствующей подготовки, требующей четкой методической основы и соответствующей организационной системы. Поэтому определяющим условием функционирования системы патриотического воспитания является ее обеспечение педагогическими кадрами, которые имеют необходимую подготовку. Кроме того, одной из актуальных задач является создание научно-методической базы патриотического воспитания. В связи с актуальностью патриотического воспитания граждан РБ необходима разработка стратегии и программы научных исследований в данной сфере: проведение системных научных исследований в области патриотического воспитания; подготовка новых учебных планов и программ патриотического воспитания; разработка современных методик и технологий гражданского и патриотического воспитания.

              Таким образом:

1. Подростковый возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Именно в этом возрасте происходит активный процесс накопления знаний о жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора способа поведения. На этой основе можно управлять процессом возникновения и формирования патриотических чувств.

2. Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы необходимо знать внутренние социально-педагогические компоненты, которые в своей совокупности вступают как носители указанного качества. Такими компонентами являются потребностно-мотивационный, познавательно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой.

3. Для достижения целей формирования гражданственности и патриотизма пригодны практически все методы воспитания и развития. Основные из них: интерактивный метод, методы эмоционального воздействия, поисковый метод, исследовательский метод, метод проектов, метод передачи ценностей и др. В структуре каждого из них имеются возможности для формирования у детей и подростков любви, уважительного и ответственного отношения к Родине.

4. Белорусский народ и государство, понимающие актуальность патриотического и гражданского становления молодежи, стремятся не допустить разрыва морально-этических связей между поколениями, поэтому со стороны руководства Республики Беларусь системе идейно-патриотического воспитания населения уделяется особое внимание. Цель патриотического воспитания в Республике Беларусь – привитие подрастающему поколению любви к Беларуси, формирование у него устойчивого желания способствовать ее процветанию и стремления защищать от врагов.

5. Содержание патриотического воспитания граждан в Республике Беларусь включает в себя следующие направления: патриотическое воспитание в семье; патриотическое воспитание в учреждениях общего среднего образования; патриотическое воспитание в учреждениях внешкольного воспитания и образования; патриотическое воспитание в общественных объединениях, организациях, движениях.

6. Патриотическое воспитание молодежи включает в себя следующие компоненты: культурно-исторический; героико-исторический; социально-политический; духовный; военно-технический; физический. Все эти компоненты взаимосвязаны и составляют содержательную основу патриотического воспитания молодежи. Из них формируются различные направления: гражданско-патриотическое воспитание молодежи; культурно-патриотическое воспитание; спортивно-патриотическое воспитание; героико-патриотическое воспитание; военно-патриотическое воспитание.

7. Определяющими условиями функционирования системы патриотического воспитания республики Беларусь является ее обеспечение педагогическими кадрами, которые имеют необходимую подготовку и создание научно-методической базы патриотического воспитания.

Глава II. Патриотическое воспитание подростков в библиотеках современной Беларуси.

 

2.1. Программы по патриотическому воспитанию детей и подростков в Беларуси.

 

В последнее время в Республике Беларусь активизировалась работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Государство определило направления в патриотическом воспитании граждан, и, в первую очередь, детей и подростков, что обуславливает  особую важность создания эффективной системы социальных институтов патриотического воспитания, в которой библиотека, является необходимым звеном. Библиотеки обладают поистине уникальными возможностями объединения в работе по патриотическому воспитанию интеллектуального и эмоционального начала, привлечение всего спектра художественной, научно-познавательной литературы, имеющихся аудио- и видеоматериалов, электронных продуктов.

Библиотеки Республики Беларусь стремятся выйти на более высокий уровень работы в нравственно-патриотическом воспитании детей и подростков. В значительной мере этому способствует ежегодный республиканский конкурс «Библиотека - центр национальной культуры», который проводится в целях усиления роли библиотек в формировании национального сознания населения, распространения идей патриотизма. (Приложение 1.) Многие библиотеки начали активно, реализовывать проекты, выходящие за узкие рамки профессиональной деятельности, активно сотрудничать с другими государственными учреждениями, а также общественными организациями и объединениями.

К настоящему времени в библиотеках Беларуси, в том числе и  детских, накоплен богатый опыт работы по патриотическому воспитанию молодого поколения. Широкое распространение в библиотеках Беларуси получил программно-целевой метод деятельности. Библиотечные учреждения работают по комплексным областным программам, а также разрабатывают и реализовывают в городах и районах  собственные локальные краеведческие программы по историко-культурному, духовно-нравственному, героико-патриотическому и экологическому направлениям. (Приложение 2.) 

Программа – это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели: реализации перспективного развития учреждения и осуществления культурной политики определенной территории. Программа – это всегда четкий, поэтапный план решения выявленной проблемы, доказательство перспективности работы на основе описания передового опыта. Основные характеристики программ:

      направленность на решение конкретных проблем;

      комплексный характер плановых               мероприятий;

      согласованность по ресурсам, исполнителям,               срокам.

Сильная сторона целевых программ - стремление к координации усилий разных социальных институтов, общественных организаций, различных советов, фондов и пр. Кроме того, выполнение целевых программ по патриотическому воспитанию предусматривает целый комплекс логически выстроенных, взаимосвязанных и взаимодополняющих мероприятий для подростков.

Концепция работы по программе патриотического воспитания – понимание патриотизма как одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сторонам жизни общества и государства, духовного достояния личности.

Программно-целевое планирование сегодня используют многие библиотечные учреждения. Например, Брестской детской библиотекой реализована программа «Нам слава досталась в наследство». В ходе реализации программы проведены патриотические уроки «О доблести, о подвигах, о славе», «В строю,  наследники Победы», беседы «Вам повестка из военкомата», День воинской славы «Долг и память», библио-спектакль «Солдату посвящается», урок мира «Подвиг великий и вечный»; пресс-конференция «Страна, в которой мы живем», мини-галерея «Мужчины, мужчины…» (ко Дню защитников Отечества); конкурсно-игровые программы на темы: «Служим Отечеству, служим нашему завтра», «Твои защитники, Беларусь!», эрудит-лото «Армейские учения». В подготовке и проведении мероприятий активное участие принимали дети представители подрастающего поколения, а также были налажены хорошие контакты с военкоматом, воинской частью, гарнизонным офицерским клубом.[43,с.23]

Оршанская детская библиотека реализует программу патриотического воспитания «Живу в Беларуси и этим горжусь». Программа раскрывает историю развития страны, ее достижения в разных сферах. Этому способствуют логически выстроенные,  популярные в белорусских библиотеках такая форма мероприятий как  патриотические уроки: «Маленьким белорусам про большую Беларусь»; «Я - гражданин Беларуси и этим горжусь»; «Чтобы любить Беларусь нашу милую» и т. д.[18,с.19].

Чашницкая детская библиотека работает по программе «Крыница». Программа направлена на пропаганду духовной жизни народа. Интересные формы мероприятий способствуют развитию интереса детей к народным традициям, привлекают внимание и вызывают уважение к ним. Например, программа предусматривает проведение таких мероприятий как исторический час  «Духовные традиции народа», этнографическое путешествие «Забытая сторонка», литературный вечер «Страницы этих книг - история сама» и др [37,с.21].

Полоцкая детская библиотека им. Я. Журбы реализует программу «Моя малая родина», которая направлена на знакомство детей и подростков с государственными символами и символами города Полоцка, легендами и преданиями белорусского народа[46,с.52].

«Наследие моей страны» - по такой программе работает с 2008 года Подлужанская  сельская библиотека Могилевской области. Программа складывается с четырех разделов.

Первый раздел «Беларусь - моя Родина» предусматривает знакомство с географическим положением страны, ее природными особенностями, языком.

Раздел «Земли моей прошедшая судьба» посвящен историческому прошлому белорусского народа, позволяет раскрыть роль исторической памяти в жизни народа, познакомить со знаменитыми белорусами.

Третий раздел «Самобытная практика народа» знакомит детей с практическим опытом народа, особенностями белорусского искусства, фольклором, музыкальными направлениями.

Четвертый раздел «Истоки духовности белорусов» дает сведения о национальных традициях, обрядах и обычаях, народных праздниках, знакомит с моральным идеалом белорусов, основами белорусского национального этикета.

В ходе выполнения программы были проведены мероприятия: праздник «Колядки», игра- путешествие «Клады родной стороны», конкурс «Знаете ли вы белорусские праздники и обряды», викторина «В той стороне где ты живешь», час истории «История и знаменитые имена Отечества» и др.

Паставская детская библиотека реализует программу «Зямля бацьков - жыцця крыница». Программа предусматривает традиционные и нетрадиционные, формы и методы работы библиотек:

      совместные планы работы со школами, клубами, обществом ветеранов Великой Отечественной войны, Афганистана участниками Чеченской войны;

Информация о работе Воспитание гражданского патриотизма как одна из необходимых задач в работе детской библиотеки