Воспитание гражданского патриотизма как одна из необходимых задач в работе детской библиотеки

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:51, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении и обосновании роли и возможностей детских библиотек в патриотическом воспитании подростков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3

Глава I. Воспитание гражданского патриотизма как одна из

необходимых задач в работе детской библиотеки…………...8

1.1 Социально-педагогические аспекты патриотического

воспитания подростков………………………...................................8

1.2. Государственный подход к патриотическому воспитанию

подростков в Республике Беларусь………………………………….. .17

Глава II. Патриотическое воспитание подростков в библиотеках

Современной Беларуси………………………………………………30

2.1. Программы по патриотическому воспитанию детей и

подростков в Беларуси………………………………………............30

2.2. Формы и методы воспитания гражданственности и

патриотизма подростков ……………………………………………...39

Заключение………………………………………………………...............52

Список литературы………………………………………………………..56

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МАДЛЕНА.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

Особая роль в рамках патриотического воспитания отводится занятиям с детьми и подростками в форме викторин, открытых уроков в библиотеке, турниров.

Большой популярностью у детей и подростков пользуется викторины. Викторина - это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Следовательно, основой служат знания учащихся и вопросно-ответная схема проведения. Количество вопросов определяется заранее, они должны быть конкретными и объединены одной темой. Викторины бывают письменные и устные. Широкую популярность среди детей и подростков в последе время приобретают слайд-викторины. Викторины оживляют работу библиотеки, будят здоровую любознательность, расширяют знания, вносят дух соревнования, создают желание читать больше, внимательнее, заставляют вспоминать прочитанное, сопоставлять, думать. Викторины могут иметь место при всех формах работы с книгой. Например,  викторина «Знаете ли вы белорусские праздники и обряды?» Городокской ДБ знакомит детей  с белорусскими праздниками и обрядами [33,с.21].

Конкурсы, турниры - это соревнование в каком-либо виде че­ловеческой деятельности. И практически любой ее вид может лечь в основу данной формы, в том числе и деятельность, связанная с книгой. Игровые конкурсы обычно включают традиционные викторины, различные соревнования, выступления. «В земле наши корни» под таким названием прошёл конкурс в Лютнянской библиотеке. Цель мероприятия - знакомство пользователей с историческими памятниками Мстиславщины, выяснить историю их создания.

Среди инновационных форм следует выделить такую форму мероприятий, как историческое ревю, например: «У меня военная семья…» (В. Высоцкий о войне), «Окопная звезда» (о Ю. Друниной), «А музы не молчали», «Песням тех военных лет - поверьте» и др.

С внедрением в практику работы библиотек компьютерных технологий появились эффективные, привлекательные для подростков формы работы, например, видеуроки и слайд-беседы, например, «Дети страшной той войны», «У войны не женское лицо», «Мы - дети Великой войны», «Государственные символы Беларуси», «Родина в сердце моем», «Родители и «Родина» - слова одного корня», «Памяти предков будем достойны» и др. Эти формы работы способны оказывать сильное эмоциональное и воспитательное на детей и подростков [10,с.63].

Еще один пример: Могилевщина богата историческими памятниками.  Могилевская ДБ разработала виртуальные путешествия по родному краю: «Мира не узнаешь, не зная края своего», «Памятные места родного края». Заболотская библиотека провела для детей и подростков виртуальное путешествие по родной деревне  «Процветай моя деревня». Подростки узнали историю своей деревни,  знаменитых людей которые родились здесь.

Интересной формой работы является видео энциклопедия, например «Памятные места родного края», «Города-герои», «Из семейного альбома: связь поколений»  (Минская ДБ) [44,с.54].

В том социально - экономическом положении, которое сложилась сегодня, всегда необходимо толкование прав человека, ведь именно это  является исходным моментам формирования в молодежи гражданственности и демократической культуры, ответственности за свои поступки.  «Твои права!» - цикл часов права разработала для подростков Витебская ДБ.

Следует отметить, что белорусские библиотеки активно используют в работе проектные методы, в том числе и по теме патриотического воспитания. Например, они начинают практиковать метод творческих проектов. По масштабности мероприятий наибольший интерес представляют корпоративные проекты, способствующие интеграции имеющихся ресурсов по патриотическому воспитанию детей и подростков. Это организация читательских конференций, проведение устных журналов, «говорящих» книжно-иллюстративных выставок. В рамках сотрудничества с образовательными учреждениями к проектной деятельности привлекаются школьники всех возрастных групп. Активное участие в работе над проектами принимают учащиеся старших классов. В проектах рассматриваются историко-патриотические темы, например, проект «Ими гордится город» Витебской ДБ, «Земля, которой ты частица» Могилевской ДБ, «Край, в котором мы живем» Гомельской ДБ. Цель данных проектов - возрождение и сохранение духовно-исторических ценностей, развитие творческих способностей детей и подростков [45,с.32].

Следует отметить такие формы работы как поисковая работа, составление героических летописей города, района или села на основе неопубликованных документов и воспоминаний местных жителей, участников боевых действий.

Отдельно хотелось бы остановиться на такой классической библиотечной форме работы как выставки. При оформлении книжно-иллюстративной выставки кроме обычных иллюстративных материалов в практике библиотек используются: карты боевых действий, схемы, фотографии (или их фотокопии), которые дополняются предметами материальной культуры, атрибутикой военного времени. Выставочный материал принято сочетать с проведением вечеров, викторин, историко-краеведческих турниров, заседаний литературных клубов. Эмоциональное воздействие выставок, дополняемое рассказами художников, поэтов, очевидцев каких-либо событий, музыкальным сопровождением, видеосюжетами имеет хороший воспитательный результат. Интересен пример Молодеченской детской библиотеки Минской области, которая представляет «говорящие» книжно-иллюстративные выставки. Материал для этой выставки записывается на аудиокассету, и желающие могут его прослушать с помощью наушников, а также взять аудиокассету домой.

Тематическая картотека – еще один классический пример, который используется в практике работы библиотек. В качестве положительного примера хотелось бы привести Городокскую ДБ  Витебской области, в которой создана тематическая картотека книг и статей из периодических изданий, где собраны материалы о земляках-героях и ветеранах, об известных людях родного края. Такая картотека, дополненная фактическими и статистическими данными, постоянно востребована читателям.

Необходимо в особенности подчеркнуть значение работы читательских клубов в патриотическом воспитании. Читательские клубы осуществляют свою деятельность при объединении усилий вовлеченных в воспитательную и образовательную работу организаций, учреждений, социальных институтов.

Всегда актуальны и очень трогательны встречи, особенно важны встречи молодежи с ветеранами – участниками Великой Отечественной войны и вдовами погибших участников, тружениками тыла. Формат встреч может быть весьма разнообразным – это и воспоминания, и чтение стихов, вечер песен военных лет, литературно-музыкальные вечера.

Всем кто не возвратился с полей войны, славным ветеранам Большой Отечественной войны, которые выстояли и победили, дали мир жизнь и счастье, был посвящена встреча с ветеранами «День нашей памяти тревожной», который прошел в Ходосовской библиотеке. На фоне музыки звучали слова благодарности и поздравления ветеранам, в их честь прозвучали песни и стихотворения.

На кануне Дня победы Копачёвская библиотека пригласила всех желающих на урок истории «900 дней мужества». Участники урока узнали о трагических событиях, которые прошли 22 июня 1941 года, о мужестве и стойкости солдат, о суровых испытаниях, которые легли на плечи народа во время войны. К мероприятию была оформлено библиотечная выставка «В наших сердцах - память о каждом четвертым» [45,с.31].

Гомельская ДБ подготовила и провела урок мужества «Войны не знали мы,  но всё же», который был посвящен Дню независимости, который отмечался  3 июля. В истории нашей страны этот день является значительной датой, еще потому, что в этот день в 1945 году произошло ее освобождение от немецко-фашистских захватчиков.

«Нам этот мир завещано беречь» под таким названием прошла литературно-музыкальная композиция в Успольской библиотеке. На мероприятие были приглашены пожилые люди  д. Усполья, которые во время войны были еще детьми.  Они поделились с присутствующим своими воспоминаниями о жутких днях войны. В течение мероприятия звучали стихотворения, песни о Великой Отечественной  войне.

Методическая деятельность библиотек по обеспечению патриотического воспитания складывается из типичных для библиотек направлений работы: издательская деятельность и повышение квалификации. Обобщая накопленный опыт, методические рекомендации, в них содержатся рекомендации по организации мероприятий патриотической направленности, занятий и творческих уроков с учащимися разных классов, материалы по организации выставок, конкурсов, литературных викторин и игр.

В рамках патриотического воспитания активно развивается издательская деятельность библиотек: библиографические указатели, сборники, буклеты по памятным датам и местам, закладки т.д. Отдельно хотелось бы сказать о создаваемых библиотеками мультимедийных ресурсах, способствующих улучшению информационного обслуживания и совершенствованию форм и методов патриотического воспитания детей и подростков. Например, «Этот город былинный прошел сквозь века» (Брестская ДБ), электронное иллюстрированное издание по краеведению «Спадчина» (Минская ДБ), персональная краеведческая электронная база данных «Солдаты Победы: ветераны войны - жители города» (Полоцкая ДБ).

Анализ опыта работы Белорусских детских библиотек позволяет сделать вывод о том, что библиотеки республики ведут разноплановую деятельность по патриотическому воспитанию подростков. Однако, на данный момент перед ними стоят задачи по совершенствованию работы в данном направлении. Необходимо активнее использовать возможности новых технологий, инициировать распространение наиболее интересного опыта работы, совершенствовать методологию патриотического воспитания.

Кроме того, дальнейшее развитие деятельности библиотек по патриотическому воспитанию может быть связано с созданием и развитием читательских клубов, литературных гостиных. Библиотекам Беларуси необходимо совершенствовать библиотечные технологии, искать инновационные формы работы, использовать опыт других библиотек, активнее внедрять интерактивные методы работы по патриотическому воспитанию. Большего внимания заслуживает метод библиотечных проектов, который только начинает входить в практику работы белорусских библиотек В связи с этим, нами разработан библиотечный проект «Азбука славных имен Беларуси», который может быть рекомендована для реализации общедоступным публичным библиотекам.  (Приложение 3.)

         Таким образом:

1. Можно говорить о сложившейся системе патриотического воспитания подростков в библиотеках Беларуси, накоплен большой опыт работы в данном направлении. Разнообразие форм и методов деятельности способствует продвижению к читателям информационных ресурсов патриотической тематики, воспитанию у подростков патриотического чувства,  уважения к прошлому Отечества.

2. Широкое распространение в библиотеках Беларуси получил программно-целевой метод деятельности. Библиотечные учреждения работают по комплексным областным программам, а также разрабатывают и реализовывают в городах и районах  собственные локальные краеведческие программы по историко-культурному, духовно-нравственному, героико-патриотическому и экологическому направлениям.

3. Сильная сторона целевых программ – стремление к координации усилий разных социальных институтов, общественных организаций, различных советов, фондов и пр. Кроме того, выполнение целевых программ по патриотическому воспитанию предусматривает целый комплекс логически выстроенных, взаимосвязанных и взаимодополняющих мероприятий для подростков.

4. Проделанный анализ работы библиотек Беларуси по патриотическому воспитанию подростков позволил выявить некоторые проблемы методологии и практики работы библиотек по данному направлению:

           недостаточное развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания;

           недостаточность комплектования фондов документами на электронных носителях, которые особенно востребованы молодежью;

           недостаточно внимания уделяется теме научных и культурных достижений земляков;

           недостаточное использование в работе ИКТ.

5. Перед детскими библиотеками Республики Беларусь стоят следующие задачи:

      содействовать широкому распространению новых теоретических и методологических разработок, распространению передового опыта работы библиотек по патриотическому воспитанию;

      инициировать более активное пополнение фондов библиотек документами на электронных носителях;

      расширить направления и тематику патриотической работы;

      использовать возможности новых технологий, активно внедрять интерактивные формы работы по патриотическому воспитанию.

6. Решение выявленных проблем поможет выйти библиотекам на новый, более качественный уровень патриотического воспитания детей и подростков, соответствующий важности поставленных государством задач.

 

 


                              Заключение

 

Исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что формирование патриотического сознания подростков будет проходить более эффективно, если в рамках деятельности библиотек применять совокупность средств, форм и методов работы с подростками, наполненных интересным содержанием.

           Нами установлено, что подростковый возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Внутренними социально-педагогическими компонентами формирования чувства патриотизма являются: потребностно-мотивационный, познавательно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, волевой и поведенческий.

Информация о работе Воспитание гражданского патриотизма как одна из необходимых задач в работе детской библиотеки