Воспитание гражданского патриотизма как одна из необходимых задач в работе детской библиотеки

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:51, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении и обосновании роли и возможностей детских библиотек в патриотическом воспитании подростков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3

Глава I. Воспитание гражданского патриотизма как одна из

необходимых задач в работе детской библиотеки…………...8

1.1 Социально-педагогические аспекты патриотического

воспитания подростков………………………...................................8

1.2. Государственный подход к патриотическому воспитанию

подростков в Республике Беларусь………………………………….. .17

Глава II. Патриотическое воспитание подростков в библиотеках

Современной Беларуси………………………………………………30

2.1. Программы по патриотическому воспитанию детей и

подростков в Беларуси………………………………………............30

2.2. Формы и методы воспитания гражданственности и

патриотизма подростков ……………………………………………...39

Заключение………………………………………………………...............52

Список литературы………………………………………………………..56

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МАДЛЕНА.doc

— 349.00 Кб (Скачать)

Для достижения целей формирования гражданственности и патриотизма пригодны практически все методы воспитания и развития, основные из них: интерактивный метод, методы эмоционального воздействия, поисковый метод, исследовательский метод, метод проектов, метод передачи ценностей и др. В структуре каждого из них имеются возможности для формирования у детей и подростков любви, уважительного и ответственного отношения к Родине.

Со стороны руководства Республики Беларусь системе идейно-патриотического воспитания населения уделяется особое внимание. Содержание патриотического воспитания граждан в Республике Беларусь включает в себя следующие направления: патриотическое воспитание в семье; патриотическое воспитание в учреждениях общего среднего образования; патриотическое воспитание в учреждениях внешкольного воспитания и образования; патриотическое воспитание в общественных объединениях, организациях, движениях. Культурно-исторический, героико-исторический, социально-политический, военно-технический, духовный и физический компоненты патриотического воспитания взаимосвязаны и составляют содержательную основу патриотического воспитания молодежи. Из них формируются различные направления: гражданско-патриотическое воспитание молодежи; культурно-патриотическое воспитание; спортивно-патриотическое воспитание; героико-патриотическое воспитание; военно-патриотическое воспитание. Определяющими условиями функционирования системы патриотического воспитания республики Беларусь является ее обеспечение педагогическими кадрами, которые имеют необходимую подготовку и создание научно-методической базы патриотического воспитания.

Проведено исследование опыта работы детских библиотек Беларуси в области патриотического воспитания подростков. В результате проведенного исследования выявлено, что патриотическое воспитание выступает сегодня в качестве приоритетного направления в системе работы детских библиотек Беларуси. Можно говорить о сложившейся системе патриотического воспитания подростков в библиотеках Беларуси, накоплен большой опыт работы в данном направлении. Разнообразие форм и методов деятельности способствует продвижению к читателям информационных ресурсов патриотической тематики, воспитанию у подростков патриотического чувства,  уважения к прошлому Отечества.

В решении задач патриотического воспитания библиотеки эффективно используют проверенные на практике и развивают инновационные формы работы, наполняя их интересным содержанием. Широкое распространение в библиотеках Беларуси получил программно-целевой метод деятельности. Библиотечные учреждения работают по комплексным областным программам, а также разрабатывают и реализовывают в городах и районах  собственные локальные краеведческие программы по историко-культурному, духовно-нравственному, героико-патриотическому и экологическому направлениям.

Сильная сторона целевых программ – стремление к координации усилий разных социальных институтов, общественных организаций, различных советов, фондов и пр. Кроме того, выполнение целевых программ по патриотическому воспитанию предусматривает целый комплекс логически выстроенных, взаимосвязанных и взаимодополняющих мероприятий для подростков.

Проделанный анализ работы библиотек Беларуси позволил выявить некоторые проблемы методологии и практики работы детских библиотек по патриотическому воспитанию подростков:

           недостаточное развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания;

           недостаточность комплектования фондов документами на электронных носителях, которые особенно востребованы молодежью;

           недостаточно внимания уделяется теме научных и культурных достижений земляков;

           недостаточное использование в работе ИКТ.

Таким образом, перед детскими библиотеками Республики Беларусь стоят следующие задачи:

      содействовать широкому распространению новых теоретических и методологических разработок, распространению передового опыта работы библиотек по патриотическому воспитанию;

      инициировать более активное пополнение фондов библиотек документами на электронных носителях;

      расширить направления и тематику патриотической работы;

      использовать возможности новых технологий, активно внедрять интерактивные формы работы по патриотическому воспитанию.

Решение выявленных проблем поможет выйти библиотекам на новый, более качественный уровень патриотического воспитания детей и подростков, соответствующий важности поставленных государством задач.


Список литературы

1.      Белкин,  А.В. Основы возрастной педагогики /А. В. Белкина. – М.: Педагогика, 2000. – 192 с.

2.      Беспалый, В. Республика Беларусь в зеркале социологии: особенности социальных процессов на современном этапе развития / В. Беспалый // Общество и экономика. - 2008. - № 6. - С. 62 - 77

3.      Большой Российский энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 1887 с.

4.      Водатурская, А. Детская библиотека как зеркало социальных перемен / А. Водатурская // Библиотечное дело. – 2007. – №16. – С. 17 – 21

5.      Ганицкая, И. И. Национальная культура и библиотеки // Библиотековедение. – 2000. – № 3. – C. 6 – 15.

6.      Гуревич, А. Хижнякова, Е. Воспитательные и общественные эффекты социальных проектов /А. Гуревич, Е. Хижнякова // Народное образование. – 2008. – № 8. – С. 254 – 261

7.      Детские библиотеки Республики Беларусь в 2006 - 2007 гг. информационный сборник / Минская обл. б-ка им. А. С. Пушкина. – Минск, 2008. – 96 с.

8.      Зайналова, Б. Г. Воспитание патриотизма, толерантности, нетерпимости к проявлениям экстремизма у детей через книгу и библиотеку / Б. Г. Зайналова // Школьная библиотека. – 2009. – № 4/5. – С. 41 – 43

9.      Ивашкина, Н. А. Патриотическое воспитание в начальной школе / Н. А. Ивашкина // Начальная школа. – 2007. – № 7. – С. 29 – 33

10. Из жизни библиотек области / Гродненская ОБ. - Гродно, 2008. - 80 с.

11. Кедярова, Р.Н. Роль патриотического воспитания в современных условиях / Р.Н. Кедярова // Социально-педагогическая работа. – 2005. – № 5. – С.3 – 6.

12. Князев, С. Идеологическая работа в современных условиях / С. Князев // Юстиция Беларуси. - 2005. - № 6. - С. 8 - 12

13. Кокшинская, В.А. Воспитательная функция публичной библиотеки: к постановке вопроса / В.А. Кокшинская // Образование и воспитание. – 2008. – № 3. – С. 62 – 66.

14. Король, Д. От «массовости» к «публичности»: десятилетие перехода / Д. Король // Библиотечный мир. – 2001. – № 2. – С. 14 – 16

15. Лапикова, С. Библиотека собирает друзей / С. Лапикова. - Библиотечный мир. - 2001. - № 1. - С. 10 - 11

16. Леванова, Е.А. Готовясь работать с подростками / Е. А. Леванова. – М.: Просвещение, 1993. – 152 с.

17. Лемеш, А. Новости с Витебщены / А. Лемеш. - Библиотечный мир. - 2001. - №2. - С. 17 - 18

18. Лисецкая, Е.В. Социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования по формированию патриотизма у современных школьников: методические рекомендации / Е. В. Лисецкая.  – М.: Библиотечная ассоциация, 2002. – 19 с.

19. Лисицкий, А. Социальные проекты в школьной и детской библиотеке  / А. Лисицкий, А. // Библиотека в школе. – 2007. – № 21. – С. 34 – 40

20. Лисицкий, А. Школьная и детская библиотека: новые роли  / А. Лисицкий // Библиотека в школе. – 2007. – № 17. – С. 34 – 42

21. Лозка, Г. Моя деревня лучше всех / Г. Лозка. - Библиотечный мир. - 2001. - № 2. - С. 19 - 21

22. Лутовинов, В. И. Гражданско-патриотическое воспитание /В. И. Лутовинов // Педагогика. – 2006. – № 5. – С. 52 – 57

23. Мазыкина, Н. В. Воспитанию детей и подростков – комплексный подход / Н. В. Мазыкина // Патриот Отечества. – 2003. – №  7. – С. 23 – 25

24. Мазыкина, Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности / Н. В. Мазыкина // Воспитание школьников – № 6. – 2002. – С. 6 – 11

25. Мелентьева, Ю.П. Библиотека и юношество: поиски взаимопонимания / Ю. П. Мелентьева. – М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1999. – 160 с.

26. Мелентьева, Ю.П. Библиотека как институт социализации юношества / Ю. П. Мелентьева. – М.: АСОПиР, 2001.  – 74 с.

27. Наше наследие. Проблемы гражданского и патриотического воспитания детей и подростков: Сборник статей. – М.: РГДБ, 2002. – 109 с.

28. Некрасова, Н. Думай о будущем / Н. Некрасова // Библиотека. – 2007. – № 2. С. 13 – 17

29. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию. - Минск, 2003. - 76 с.      

30. Областные библиотеки Республики Беларусь в 2006 - 2007 гг.: информационный сборник / Минская обл. б-ка им. А. С. Пушкина. – Мн., 2008. –  78  с.

31. Ожегов, С. И. Словарь русского языка /С. И. Ожегов. – 18-е изд. – М.: Русский язык, 1987. – 797 с.

32. Отчет о работе Городокской РЦБС / Отдел культуры, РЦБ. - Мстиславль, 2007. – 25 с.

33. Отчет о работе Городокской РЦБС / Отдел культуры, РЦБ. - Мстиславль, 2008. – 30 с.

34. Отчет о работе Городокской РЦБС / Отдел культуры, РЦБ. - Мстиславль, 2009. – 40 с.

35. Охраменко, Е. В. Деятельность детских библиотек как фактор межкультурного общения  / Е. В. Охраменко // Библиография. - 2009. - № 3. - С. 63 - 65

36. Пашкова, А. М. Массовые формы внеклассной работы с младшими школьниками / А. М. Пашкова // Начальная школа. – 2006. – № 7. – С. 87 – 91

37. Певень, А. Отражая народные традиции / А. Певень. - Библиотечный мир. - 2001. - №2. - С. 21

38. Петровская, О. Исповедь души народной / О. Петровская. - Библиотечный мир. - 2001. - № 1. - С. 17

39. Пластун, С. Наше духовное завтра / С. Пластун //Библиотека. - 2009. - № 7. - С. 36 - 38 

40. Прошкина, О. Деревня моя, я частица твоя / О. Прошкина. - Библиотечный мир. - 2001. - № 1. - С. 11 - 12

41. Психология: Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

42. Публичные библиотеки Брестской области в 2008 году: анализ деятельности /  Брестская. обл. б-ка  им. М. Горького; сост. Л. К. Кароль, А. С. Кузьмина, А. В. Пастыка. – Брест, 2009. – 29 с.

43. Публичные библиотеки Гомельщины в 2008 году: обзор деятельности / Сост. М.С. Рафеева; отдел библиотековедения ГОУБ. – Гомель, 2009 – 40 с.

44. Публичные библиотеки Минской области в 2008 году: информационный сборник / Минская обл. б-ка им. А. С. Пушкина. – Мн., 2009. – 68 с.

45. Публичные библиотеки Могилевщины: достижения 2008 года / Могилевская обл. б-ка им. В. И. Ленина. – Могилев, 2009. – 45 с.

46. Страницы библиотечной жизни Витебщины: информационно-методический сборник / Витебская ОБ - Витебск, 2008. - 96 с.

47. Страницы библиотечной жизни Гродненщины: информационно-аналитический сборник /сост. И. С. Давыдик. – Гродно, 2009. - 48 с.

48. Урядова, О. И. Не потерянное поколение / О. И. Урядова // Библиотека. – 2005. – № 3. – С. 8 – 11

49. Федорова, Т. Под гомон голосов ребячьих / Т. Федорова // Библиотека. – 2007. – № 7. – С. 30 – 32

50. Философский словарь / Под ред. И. Г. Фролова.– М.: Политиздат, 1986.– 590 с.

51. Цымбалюк, В.Я. Нравственно-патриотическое воспитание в библиотеке / В. Я. Цимбалюк  // Школьная библиотека.  – 2006. – № 7. – С. 72 - 74

52. Шикуть, В. И. Мой край дорогой, сторонка моя… / В. И. Шикуть. - Библиотечный мир. - 2001. - № 1. - С. 12 - 13

53. Энергетика патриотизма // Социальная педагогика. – 2003. – № 1/2 – С. 22 – 26

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение


Приложение 1.

 

Республиканский конкурс

«Бібліятэка – асяродак нацыянальнай культуры»

 

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке проведения Республиканского конкурса

«Бібліятэка – асяродак нацыянальнай культуры»

 

1. Инструкция о порядке проведения Республиканского конкурса «Бібліятэка – асяродак нацыянальнай культуры» (далее – Инструкция) разработана в соответствии с Положением о Министерстве культуры Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2001 г. № 1558 «Вопросы Министерства культуры Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 103, 5/9282), в целях усиления роли публичных библиотек в формировании национального сознания населения, распространения идеи белорусскости, пропаганды национального наследия, истории, литературы, языка, народной культуры.

 

2. Настоящая Инструкция регулирует отношения, которые возникают в процессе подготовки, организации и проведения Республиканского конкурса «Бібліятэка – асяродак нацыянальнай культуры» (далее – конкурс).

 

3. Основателем конкурса является Министерство культуры Республики Беларусь (далее – Министерство культуры).

 

4. Состав жюри конкурса утверждается Министерством культуры.

 

5. Конкурс является открытым, проводится ежегодно.

 

6. В конкурсе принимают участие как библиотеки, так и библиотечные работники. Отбор кандидатов для участия в конкурсе проводится библиотеками совместно с управлениями культуры областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета (по одной сельской и городской библиотеке) до 1 марта.

Информация о работе Воспитание гражданского патриотизма как одна из необходимых задач в работе детской библиотеки