Взаимодействие социального педагога с семьей по вопросам социального воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить специфику социального педагога взаимодействия с семьей по вопросам социального воспитания.
Объект исследования: деятельность социально педагога по вопросам взаимодействия с семьей социального воспитания
Предмет исследования:
Задачи курсовой:
1. Анализ теоретических подходов к процессу взаимодействия социального педагога и семьи.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
Глава 1. Анализ теоретических подходов к процессу взаимодействия социального педагога и семьи……………………..
1.1 Характеристика теоретических подходов к функциям семьи в современном социуме ………………………………..
1.2 Семейная психолого-педагогическая культура как основа взаимодействия социального педагога и семьи …
1.3 Основные цели, принципы, направления и содержание организации взаимодействия социального педагога и семьи …
Глава 2. Эмпирические исследования взаимодействия социального педагога и семьи в Реабилитационном центре для несовершеннолетних г. Курска ……………………………………………
2.1 Методологические основы эмпирического исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей …….
2.2 Результаты эмпирического исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей …….
2.3 Социально-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений ……………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………..
Литература …………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

Таким образом, даже краткий обзор научной литературы в этой области позволяет констатировать сложность самого явления «семья». Живущей по законам системно-функциональной достаточности, её наличное состояние в связи с теми изменениями, которые происходят в обществе и естественно находят своё отражение в семье, влекут за собой существенные сдвиги в структуре семьи, её потребностях и функциях.

Важнейшие перемены в развитии семьи и семейных отношений, как отмечает А.Г. Вишневский А. Г. Семья вчера, сегодня, завтра // Современная семья. Трудности и надежды: Тезисы В сесоюз. науч.- практ. конференции. -М., 1989.-С. 3-6., следующие: видоизменение функций семьи, ее состава и размера; изменение структуры власти в семье и характера внутрисемейных отношений; изменение характера взаимодействия семьи с другими социальными институтами; изменение индивидуальных стратегий семейной жизни. Данные изменения можно оценивать с разных точек зрения, но все они имеют общую доминанту: в них отражается меняющееся соотношение личности и общества.

По мере развития общественных отношений обогащаются и семейно-брачные. Это ведёт к изменению содержания функций семьи. Одни из них усложняются, видоизменяются, как, например, воспитательная, психологическая функции. Другие становятся соподчинёнными (распределение функциональных обязанностей). Это отнюдь не означает отмирания любой из названных функций. Просто речь идёт о новом внутреннем содержании в жизнедеятельности семьи. Все они в качестве составных входят в уклад жизни семьи, отвечают её социально-нравственному назначению. От того, как понимают родители семью, каков семейный уклад, зависит направленность и характер семейного воспитания.

В современных условиях семью нужно рассматривать во всей совокупности присущих ей функций. Поскольку в реальной семейной жизни указанные выше функции и отношения выступают в единстве, слитно, находятся в органической взаимосвязи, то и воспитательный заряд, который они несут, выступает как целостный процесс воздействия семьи, семейных отношений на развитие личности ребёнка.

Семья в силу своей социально-биологической природы является первичным институтом социализации человека, опосредующим звеном между социальными нормами и процессом развития личности. Воспитательный потенциал семьи реализуется в функциях. Она воспитывает так, как функционирует. Однако для того, чтобы семья стала действительно стабильной, могла успешно выполнять свои социально значимые функции, необходимы серьёзное и всестороннее содействие семье, помощь и поддержка. Воспитательная функция семьи может быть представлена следующими компонентами:

- осознание родителями ответственности за воспитание; ориентация на общечеловеческие ценности; направленность воспитательных усилий в будущее и соотнесение их с требованиями, которые ставит перед ребёнком его дальнейшая жизнь;

- наличие у отцов и матерей психолого-педагогических знаний о задачах и методах воспитания детей; способность изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменениями обстоятельств жизни ребёнка;

- умение понять своего ребёнка и помочь, тепло относиться к нему; уважительное отношение к нему и его праву на самостоятельность; умение объективно оценивать своего сына или дочь;

- знание родителями своего ребёнка;

- регулярность контакта семьи и школы через посредничество социального педагога, взаимное сотрудничество и обучение; самоорганизация и саморегуляция родителей; самообразование и самовоспитание. В конечном итоге они являются показателями психолого-педагогической культуры семьи.

Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей--устойчивость его результатов. Так, позитивный характер воспитания родителями детей раннего и дошкольного возраста положительно потом отражается на их учёбе, трудовой деятельности. Отношения родителей между собой, их отношение к детям, внутрисемейная атмосфера в целом всё это, является для детей незаменимой школой отцовства и материнства. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. Оно продолжается всю жизнь.

В семье три группы детерминант существенно влияют на личность ребёнка: среда, деятельность и семейное воспитание.

Социальная среда включает макро- и микросреду. Соотношение макро и микро среды одно из проявлений диалектики общего и особенного. Сущностью первой являются господствующие в обществе производственные отношения, а также те элементы общественной надстройки, которые выступают по отношению к формирующейся личности как объективные, не зависящие от её воли и сознания. Микросреда (микросоциуме) есть непосредственное окружение человека, повседневно воздействующее на его сознание и поведение, важнейший фактор, ускоряющий или сдерживающий процесс самореализации личности. Характеристика конкретного общества формирует ту социальную среду, в которой существует семья. Избежать влияния среды на индивида невозможно Ковалев С. В. Психология семейных отношений - М.: Педагогика, 1987. - 379 с..

Семья на всех этапах жизни человека - один из важнейших компонентов в микросоциуме. В качестве непосредственного социального окружения она обладает максимальными по сравнению с любым другим институтом воспитания возможностями для постепенного приобщения детей к нравственным ценностям, введения их в сложный и противоречивый мир.

Современная семья в силу определённых причин бедна по своим социальным целям, утилитарна, в функциональном отношении зачастую беспомощна, имеет место в ней сужение своего личностного начала, отмечается недостаток психолого-педагогической культуры, что и определяет, во многом, социальный уровень института семьи.

Отлучение детей от родителей в течение десятилетий и подмена семьи воспитанием в яслях-саду, школе-интернате привело к глубинным деформациям в психологии людей. Воспитание детей в семье низведено до примитивного уровня питания, одевания, наказания; отождествлено с назиданиями, поучениями. Сложность и в том, что в связи с обострением экономической ситуации условия жизни в настоящее время настолько неблагоприятны, что для большинства матерей и отцов работа в двух-трёх местах - явление необходимое, вопрос выживаемости. Это сокращает время общения с ребёнком, обедняет его социально-коммуникативные связи, мешает повышению образовательного и культурного уровня родителей. В итоге воспитательный потенциал семьи снижается, что наглядно подтверждается результатами данной дипломной работы.

Таким образом, семья выступает как специальный объект и субъект социально-педагогического воздействия и взаимодействия, когда профессиональные усилия социального педагога направляются на нейтрализацию её отрицательных влияний на детей, перестройку отношений в семье, создание основ формирования социально значимых культурных ценностей.

 

1.2.           Семейная психолого-педагогическая культура как основа взаимодействия социального педагога и семьи

 

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами, которые исторически обусловливаются системой общественных отношений, национальными обычаями, традициями, культурой, в конечном итоге её укладом.

Развитие личности ребёнка в семье в решающей степени происходит под воздействием семейного уклада. В связи с этим заслуживает внимания вопрос о категориальном статусе понятия «семейный уклад». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля под укладом понимается «устройство, учреждение, устав, порядок». В «Философском энциклопедическом словаре» слово «уклад» расшифровывается только как «целостная система производств, отношений определённого типа, образующая общественную форму производства».

Большинство педагогов, говоря об укладе, указывает его различные компоненты, но ещё нет единого мнения в определении семейного уклада и его структурных компонентов. Например, Г.Л. Могилевская Олифиренко, Л.Я., Шульга, Т.И., Дементьева, И.Ф. В помощь социальным педагогам образовательных учреждений // Технологии работы с детьми, подростками и неблагополучными семьями: В 2 ч.: Часть 2. - М.: ИПК и ПРНО МО, 2003. - 516 с. к основам семейного уклада относит совместный труд, дружелюбие, заботливость и уважение. По-мнению Л.М. Николаевой, основой семейного уклада является нравственная позиция семьи, характеризующаяся сложившейся совокупностью интеллектуальных и нравственных норм, отношением родителей к жизни, труду, детям. Более близка к моей курсовой работе точка зрения Л.И. Маленковой о семейном укладе, о том, что в семье, как правило, складываются определённые отношения к ценностным ориентациям общества, которые реализуются в укладе жизни семьи. В быту и ведении хозяйства, организации праздников, в различных формах досуга, в общении с определённым кругом родных, друзей и знакомых семьи, в эстетическом оформлении интерьера Третьяков П.И. Адаптивное управление педагогическими системами: Учебные пособие для студ. высшее. пед. учеб. заведений; Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Изд. центр "Академия", 2003. - 368 с..

Представляет определённый интерес по данному вопросу в содержательном аспекте позиция Р. Берне Першикова В.В. Социальный патронаж семьи: помощь родителям и детям // Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - № 1. - с. 69-72. в книге «Развитие Я-концепции воспитания».Р. Берне, рассматривая вопросы формирования концепции у детей, выделяет ряд факторов, относящихся к укладу семейной жизни: воспитательный стиль родителей; отношения между родителями; отсутствие одного из родителей вследствие смерти или развода; работа матери и связанный с этим её социальный статус; размеры семьи и старшинство среди детей». Но в то же время он указывает, что они ещё не получили достаточного теоретического исследования. Нами предпринята попытка частично восполнить этот пробел, обосновать значимость семейного уклада как основы воспитательного потенциала семьи, его связи с психолого-педагогической культурой семьи.

Так, А.Г. Харчев отмечал, что «семейное воспитание зависит от многих обстоятельств, среди которых главную роль играет образ жизни и поведение родителей».

В.В. Бойко относит образ жизни семьи к факторам внутренней регуляции репродуктивного поведения, то есть постоянному стереотипу организации ее быта, досуга и ролевого поведения. В контексте адаптационного поведения родителей и рождаемости образ жизни семьи выступает в двух видах: с одной стороны, он зависит от числа имеющихся детей, а с другой - подчиняет себе репродуктивное поведение супругов.

Э.К. Васильева Воспитание школьника в семье / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1979. - 192 с., рассматривая образ жизни семьи, включает такие компоненты: репродуктивно-воспитательную деятельность, ведение домашнего хозяйства, использование досуга, трудовую деятельность в сфере общественного производства, общественно-политическую деятельность, общение. По её мнению, уклад жизни - понятие более широкое и употребительное преимущественно по отношению к сложноорганизованным сообществам людей.

Другие исследователи пришли к выводу, что ведущим в формировании личности ребёнка является нравственная атмосфера в семье, её стиль жизни.

В настоящее время условно выявлены три типа семейного уклада: благоприятный, педагогически противоречивый и неблагополучный и их взаимосвязь с психолого-педагогической культурой.

Сильными сторонами уклада семьи являются взаимная забота и уважение, общая слаженность семьи на позитивной эмоциональной основе, умелое педагогическое воздействие на детей. В данном случае семейная микросреда устраняла для ребёнка страх, боязнь наказания, способствовала его нравственному развитию.

Другой тип семейного уклада - педагогически противоречивый. Он характеризуется тем, что при наличии социально-ценностных ориентации семьи нравственная и трудовая атмосфера её является противоречивой, отношения между взрослыми и детьми складываются стихийно, вызывают ссоры и семейные конфликты, что мешает успешному воспитанию детей. Уровень психолого-педагогической культуры родителей в такой семье в основном средний Воспитание школьника в семье. / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 1979. - 192 с..

Третий тип уклада семейной жизни - неблагополучный. Ему присущи не урегулированные отношения между членами семьи, обеднение социально-коммуникативных связей ребёнка, полное или частичное отсутствие педагогически целесообразной организации жизни взрослых и детей, нарушение правил поведения в быту, гипертрофия материальных потребностей и преобладание их над духовными, нередко накопительство, пьянство, аморальное поведение родителей. Уровень психолого-педагогической культуры родителей низкий или отсутствует.

Таким образом, в результате анализа отдельных компонентов уклада семьи выявилась зависимость между влиянием семейного уклада и развитием самостоятельности у детей как интегрального качества личности. Чем положительнее воздействие на детей уклада жизни семьи, тем успешнее идёт формирование самостоятельности, в целом процесс воспитания. Здесь налицо взаимосвязь между семейным укладом и психолого-педагогической культурой.

Возникает необходимость рассмотреть вопрос о семейной психолого-педагогической культуре, как об одном из основных компонентов семейного уклада, важнейшем критерии и основании системы взаимодействия социального педагога и семьи, касаясь вопроса о культуре вообще.

Философское понимание культуры, её многозначная трактовка, влияние на развитие личности, утверждение культуры в человеческих поступках представлены в подходах многих ученых.

Независимо от разных подходов к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура равно как через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.

Особенностью процесса функционирования культуры является то, что любой факт культуры является единством материального и идеального, так как материальная культура всегда является воплощением определённой духовной культуры, равно как и духовная культура может существовать только, будучи овеществлено опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение.

При анализе различных концепций культуры в науке выявилось много противоречий в подходе к рассмотрению данного феномена. Несмотря на огромное количество этих исследований, пока ещё не выработаны единые представления о её природе. Различные попытки систематизации представлений о культуре. От расширительной «ценностной», до специальной «семиотической». Выявили лишь различные аспекты её целостного бытия.

Психолого-педагогическая культура - это составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье.

Информация о работе Взаимодействие социального педагога с семьей по вопросам социального воспитания