Взаимодействие социального педагога с семьей по вопросам социального воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить специфику социального педагога взаимодействия с семьей по вопросам социального воспитания.
Объект исследования: деятельность социально педагога по вопросам взаимодействия с семьей социального воспитания
Предмет исследования:
Задачи курсовой:
1. Анализ теоретических подходов к процессу взаимодействия социального педагога и семьи.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
Глава 1. Анализ теоретических подходов к процессу взаимодействия социального педагога и семьи……………………..
1.1 Характеристика теоретических подходов к функциям семьи в современном социуме ………………………………..
1.2 Семейная психолого-педагогическая культура как основа взаимодействия социального педагога и семьи …
1.3 Основные цели, принципы, направления и содержание организации взаимодействия социального педагога и семьи …
Глава 2. Эмпирические исследования взаимодействия социального педагога и семьи в Реабилитационном центре для несовершеннолетних г. Курска ……………………………………………
2.1 Методологические основы эмпирического исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей …….
2.2 Результаты эмпирического исследования специфики профессионального взаимодействия социального педагога с семьей …….
2.3 Социально-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений ……………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………..
Литература …………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

В трудах таких видных отечественных и зарубежных педагогов, как Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.Н. Острогорский, В.А. Стоюнин, ставятся вопросы о культуре семейных отношений; главенствующей роли родителей в формировании личности ребёнка; влиянии семейного уклада на детей; о пользе педагогической литературы для родителей в плане самообразования, расширения теоретических знаний в области семейного воспитания.

П.П. Блонский говорил о важности педагогического просвещения родителей и призывал создать родительские союзы, кружки, курсы, библиотеки, лектории. Поскольку родители являются первыми воспитателями детей, то, по его мнению, начинать семейное воспитание нужно с них. Он также настаивал на обязательных медицинских консультациях для вступающих в брак, чтобы снизить фактор риска, связанный со здоровьем будущих детей. Представляет интерес его идея о проведении «педагогических испытаний» будущих супругов получение ими специального аттестата об уровне знаний по вопросам семейного воспитания.

Изучение многолетнего опыта школьно-семейного воспитателя Павлышской средней школе даёт толчок для дальнейшего развития семейной психолого-педагогической культуры, ибо невозможно решить ни одной задачи обучения и воспитания, не заботясь о психолого-педагогической культуре родителей.

Современное состояние проблемы педагогической культуры семьи раскрывается в исследованиях: Л.С. Алексеевой, И.В. Гребенникова, Ю.Я. Левкова, Т.В. Лодкиной, Е.И. Наседкиной, Ю.А. Петрова, В.Я. Титаренко, С.Н. Токаревой, В.В. Чечет, О.Н. Урбанской и др. По их мнению, основой совершенствования семейного воспитания является работа по повышению педагогической культуры родителей. Важной составной частью которой выступает педагогическая подготовка отцов и матерей, включающая в себя целенаправленное научное просвещение. В этих работах выявляется взаимосвязь педагогического просвещения и самообразования, затрагивается вопрос о влиянии народной педагогики на семейное воспитание, подчёркивается, что высокий уровень педагогической культуры немыслим без сочетания сознательной родительской любви к детям с высокой требовательностью к ним.

Исследование семейной психолого-педагогической культуры предполагает выяснение ряда вопросов: определение её сущности, характерных признаков как целостного феномена.

Важное значение работ И.В. Гребенникова определяется, на наш взгляд, тем, что в них рассматривается педагогическая культура во взаимосвязи с проблемами семейного воспитания как специфическая особенность родителей, реализуемая ими в воспитательной деятельности, прослеживается зависимость между уровнем педагогической культуры и результативностью воспитательного процесса.

Остановимся ещё на одном подходе, в определённой мере солидарном с И.В. Гребенниковым. Ю.Я. Левков, давая определение педагогической культуре, сосредоточивает внимание на «глобальной педаголизации социальных явлений, воспитательном мастерстве личности и управлении формированием личности» Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи И. В. Гребенников - М.: Знание, 1976. -- 40 с..

Влияние школы на семейное воспитание, по мнению И.В. Гребенникова, становится эффективным, если работа в этом направлении начинается до поступления ребёнка в школу и продолжается в течение всех лет обучения, если школа является инициатором этого процесса, широко привлекает родителей, если педагоги используют этико-педагогические требования в работе с семьёй учащегося. Он излагает принципы работы с родителями, базирующиеся в своей основе на принципах отечественной педагогики, но имеющие свою специфичность в соответствии с закономерностями и спецификой повышения педагогической культуры родителей. И.В. Гребенников определил структуру системы повышения педагогической культуры родителей, которая включает следующие звенья:

1)общее ознакомление всего взрослого населения с основами воспитания - через периодическую печать, радио, телевидение, на предприятиях, в учреждениях;

2)подготовка юношей и девушек к семейной жизни в старших классах школы, в техникумах и профессионально-технических училищах;

3)подготовка молодожёнов и молодых родителей к воспитанию детей в клубах молодой семьи, создаваемых при Дворцах культуры, при вузах, домоуправлениях и так далее, а также на специальных факультетах народных университетов;

4)подготовка к материнству (и отцовству)-в детских и женских консультациях, в специальных лекториях, в процессе групповых и индивидуальных консультациях;

5)подготовка родителей к воспитанию детей дошкольного возраста в народных университетах, в яслях и детских садах;

6)подготовка родителей к воспитанию учащихся в общеобразовательных школах, техникумах, профессионально-технических училищах, народных университетах;

7)подготовка общественников к работе с родителями в университетах педагогической культуры, в системе семинаров, курсов; 8) подготовка учителей к воспитательной работе с родителями - в вузах, на специальных факультетах университетов педагогической культуры, в школах лекторов, на курсах, семинарах и т.д. Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи - М.: Знание, 1976. -- 40 с.

Ю.Я. Левков назвал факторы, влияющие на формирование у родителей интереса к педагогическим знаниям: обновление, углубление и совершенствование имеющихся знаний, раскрытие важности, существенности изучаемого, опора на жизненный, в том числе и воспитательный опыт родителей. Единство теоретического и практического в раскрываемом материале; практическая значимость педагогических знаний; сочетание продуктивных и репродуктивных методов в раскрытии материала; создание проблемных ситуаций; побуждение родителей к анализу собственного опыта; благоприятная эмоциональная обстановка; взаимное доверие, педагогический такт, педагогическая этика.

Условиями эффективного повышения педагогической культуры родителей, по мнению Е.И. Сермяжко, являются следующие: положительное отношение учителя к этой работе, такой же важной, как и весь учебно-воспитательный процесс; трудолюбие и овладение специальными знаниями по работе с родителями; выработка определённых умений и навыков; наличие необходимых средств, материальной базы. Автор констатирует, что пока большинство школ не располагает базой для работы с родителями и по сути дела эта работа сводится к их педагогическому информированию. С этим выводом трудно не согласиться. К сожалению, часто те требования, которые предъявляет к содержанию работы всеобуча родительская аудитория, расходятся с реальными возможностями современной массовой школы. Этот недостаток может быть частично устранён с помощью прессы и расширения выпуска научно-популярной литературы по педагогической тематике для самообразования родителей. Как отмечает Л.Н. Лесохина, характер воспитания в семье традиционен, зависит скорее от образа жизни семьи, чем от сознательной педагогической регуляции. Общество влияет на семейное воспитание опосредованно, через уровень образования и профессиональную квалификацию взрослых, путём улучшения условий жизни семьи, через организацию досуга населения. Педагогическая пропаганда является средством влияния на семейное воспитание, а также осуществляет функции своеобразного «контроля», поскольку воздействует на общественное мнение, самосознание и самооценку родителей.

Чем динамичнее процесс живого общения, чем многообразнее аспекты и функции внутрисемейной деятельности, тем богаче культура всех членов семьи. Естественно, богаче и психолого-педагогическая культура родителей. Во многом психолого-педагогическая культура определяется взглядами родителей на воспитание. Уровнем осознанности ими психолого-педагогических представлений, понятий, в конечном итоге, степенью зрелости их как воспитателей: они представляют себе задачи и способы воспитания. К каким результатам стремятся, какие ценности лежат в их отношениях с детьми, друг с другом, обладают ли родители способностью к самоанализу Проневская И.В. Деформация внутрисемейных отношений: сравнительный анализ // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 1997. - № 2..

Учёт уровня семейной психолого-педагогической культуры позволит социальному педагогу дифференцированно работать с семьёй, привлекая разнообразные методы и средства.

Обобщая все выше изложенное можно сделать следующие выводы.

1. Социальный педагог по работе с семьёй (или семейный социальный педагог)-новый тип воспитателя, выполняющий роль посредника во взаимодействии (и сам активно взаимодействуя) личности, семьи, общества, призванный способствовать созданию педагогически целесообразного уклада жизни и повышению семейной психолого-педагогической культуры, при этом минимизируя своё вмешательство, и обеспечивать социально-педагогическую защиту семьи и ребёнка.

2. Деятельность по организации системы взаимодействия социального педагога с семьёй включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Социальный педагог при взаимодействии с семьёй выступает в трёх основных ролях: советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывает о развитии ребёнка и даёт педагогические советы по воспитанию детей; консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства, вопросам межличностного взаимодействия в семье, информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью, разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребёнка в семье; защитник - защищает права ребёнка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое обращение с детьми) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Подход к семье как субъекту саморазвития и саморегуляции предполагает социально-педагогическую и психотерапевтическую деятельность. Суть социально-педагогической помощи и поддержки семьи заключается в деятельности и взаимодействии конкретных социальных служб, облегчающих взаимоотношения индивида со средой и помогающих ему справиться с проблемами и конфликтами. Социальный педагог способствует установлению контактов с такими службами. В социально-педагогической деятельности специалист стремится раскрыть роли, взаимообязанности членов семьи, побудить их к более адаптивному поведению. Социально-педагогическое взаимодействие с семьей открывает новые возможности в освобождении потенциала самопомощи, прекращения невротической односторонней коммуникации создаёт необходимые условия для активизации субъектной позиции семьи. Одним из средств развития субъектности семьи служит её психолого-педагогическая культура Проневская И.В. Деформация внутрисемейных отношений: сравнительный анализ // Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 1997. - № 2..

Используя понятие социально-педагогической деятельности (в тесной взаимосвязи с социально-культурной деятельностью), имеется в виду педагогическая деятельность в условиях дефицита и факторов риска, отражающихся на личности ребёнка и его семье, что находится в компетенции социального педагога и определяет сущность его работы.

 

1.3. Основные цели, принципы, направления и содержание организации взаимодействия социального педагога и семьи.

 

Профессия социального педагога представляет собой одну из разновидностей профессий, относящихся к сфере социальной работы. Под социальной работой понимается «область деятельности общества, связанная с созданием условий и оказанием помощи населению в целях максимально эффективного осуществления процесса производства и воспроизводства человека» Болотов В. А. Проблема педагогического образования семьи всё ещё остаётся «за кадром» // Социальная работа. - 1994. - №1/4. - С. 4-5..

При определении сущности дефиниции социального педагога, взаимодействующего с семьёй, или семейного социального педагога, мы руководствовались понятиями «социальный педагог» и «специалист по социальной работе», разработанными авторским коллективом Уральского педагогического университета под руководством М.А. Галагузовой.

«Специалист по социальной работе - специалист, должностные обязанности которого состоят в выявлении на любом предприятии, в курируемом округе, семье отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной или иной помощи, охране нравственного, физического и психического развития, и осуществляется их патронаж. Устанавливает причины возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций по месту работы, учёбы, проживания и т.д., оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает социальную защиту».

«Социальный педагог - специалист, организующий воспитательную работу с детьми в разных социокультурных средах; изучает психолого-педагогические особенности личности и окружающей её микросреды, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти; способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья, выполнению всеобуча, пропаганде здорового образа жизни; создаёт условия для развития таланта детей».

К профессиональной компетенции социального педагога любого профиля предъявляются высокие требования. Он должен действовать не только педагогически, но и владеть другими формами социальных действий, в зависимости от ситуаций. Наряду с педагогической, в научной литературе называют политическую, административную, медицинскую и экономическую компетенцию.

Как показывает анализ специальной литературы по проблеме, профессиональные действия социального педагога преследуют следующие цели: выявление проблем и их причин, профилактика возникновения проблем. Борьба с трудностями - индивидуальными и социально обусловленными; участие в создании позитивных общественных условий; организация индивидуальной, материальной и институциональной помощи; исследование образовательных способностей и подготовка к принятию участия в общественной жизни и к правильному восприятию социальных прав; подготовка к общению, ориентации, ответственности, уважению себя и терпимости; развитие творчества и продуктивности.

Информация о работе Взаимодействие социального педагога с семьей по вопросам социального воспитания