Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 11:20, реферат

Описание работы

Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний – математических и естественнонаучных, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………..2

2.Протофилософия………………………………………………………………4

3.Ранние греческие философы………………………………………………….4

4.Сократ…………………………………………………………………………..8

5.Платон…………………………………………………………………………..9

6.Аристотель……………………………………………………………………..10

7.Киники………………………………………………………………………….11

8.Древняя философия после Аристотеля………………………………………13

9.Заключение……………………………………………………………………..16
10.Список используемой литературы..................................................................

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

Аристотель  был вполне земным философом, не чурающимся самых житейских  тем. Им разработана  теория золотой середины (нормы-меры). Он оставил после  себя гигантское количество умных мыслей-высказываний. Вот некоторые из них: «ничто так не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие»; «счастье есть благосостояние, соединенное с добродетелью»; «ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». 

Киники

Основателем кинизма считается  ученик Сократа Антисфен, а его ярким представителем — Диоген Синопский (сам он называл себя Диогеном-собакой). Антисфен вел свои беседы в гимнасии при храме Геракла. Гимнасий (слово гимнасии мужского рода) имел название Киносарг, что дословно означает «злые собаки» (собака — кине). Отсюда произошло название кинизма. Антисфен—противник платоновских идей, отрицал реальность общего: “Лошадь я вижу, лошадности же не вижу”. Истинное знание может быть только о единичном.

Недовольный настоящим строем жизни, ее искусственностью, испорченностью, он ищет спасения в возврате к изначальному, естественному  состоянию. Внешним  потребностям и слабостям  культурного человека он противопоставляет  отсутствие потребностей, выносливость и мнимое здоровье зверей. Согласно учению Антисфена и его последователей культура не улучшает жизнь людей, а только осложняет ее.

Диоген  из Синопа, живший в  бочке, демонстративно принял эпитет “собака”. Слова “циник”, “цинизм” ведут свое происхождение от киников. Киники не только звали назад к природе, не только опрощались, но и пренебрегали вследствие этого многими правилами приличия, морали, считая их ненужными условностями. 

Киники  считали своим  учителем Сократа, но они не смогли по-настоящему продолжить его дело. За основу своей философии они взяли практическую мораль Сократа, присущие ему самообладание, спокойствие, неприхотливость в еде и одежде. Не подкрепленные должным интеллектуализмом, эти нормы практической жизни привели к идеалам самодостаточности человека, апатии и безразличия, дополненным требованиями аскезы, постоянной, иногда тяжкой, тренировки души и тела.

Диоген, согласно легенде, жил  в глиняной бочке, обходился малым, вел себя вызывающе, не раз выставлял  себя на посмешище. Легенда гласит, что когда Александр Македонский сказал ему: «Проси у меня, чего хочешь», Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнца». Однажды он стоял голый под дождем, привлекая всеобщее внимание. Платон называл Диогена собакой, против чего никто не возражал. Греки воздвигли Диогену памятник в виде собаки в благодарность за то, что он «указал наипростейший путь к жизни».

Латиняне  называли киников  циниками. Постепенно слово «циник»  приобрело негативное значение. Неприемлемым в цинизме обычно считают попрание общественных нравственных норм. В основе такого попрания всегда обнаруживается духовная нищета. В наши дни цинизм не имеет оправданий, это просто-напросто очень бедная, жалкая, вырожденная форма философствования.  

Киники  породили традицию время  от времени ругать культуру, отрицать благотворность ее достижений, отрицать прогресс. Это и Жан-Жак Руссо с его призывом “Назад к природе!”, и наш Лев Толстой с его стремлением к опрощению, и некоторые нынешние (экстремистски настроенные) экологи, гринписовцы (гринпис в переводе с английского — зеленый мир). 
 
 
 
 

Древняя философия после  Аристотеля 

 

Эпикур (341-270 до н. э.) – философ-материалист, последователь Демокрита. Как и Демокрит он считал, что все  состоит из атомов и пустоты, но, в  отличие от Демокрита, указывал на момент случайности в поведении атомов.

Эпикур  известен больше не как атомист, а  как практический философ, моралист. Он выдвинул теорию атараксии (безмятежности, невозмутимости), а  также теорию разумных наслаждений (то, что  называют гедонизмом). Сам Эпикур не был гедонистом в настоящем смысле слова. Он признавал важность наслаждения, но одновременно считал, что не нужно перебарщивать с наслаждениями, т. к. это ведет к страданиям.

Эпикур  высоко ценил дружбу, посвятил друзьям  много хороших  строк в своих письмах к ним.

Эпикурейство (или эпикуреизм) — от имени этого  философа. Эпикуреец  – человек, который  наслаждается жизнью. Обычно эпикурейцам  противопоставляют  стоиков. Сам же Эпикур не был... эпикурейцем  в указанном смысле. В главной идее своей практической философии — идее атараксии (безмятежности) — он, пожалуй, ближе к стоикам. Тем не менее проблемы морали Эпикур разрабатывал в русле так называемой этики счастья (эвдемонизма: от эвдемония — счастье).

Стоики  — оппоненты эпикурейцев. Если эпикурейцы радуются всем радостям жизни, то стоики настроены на волну полуаскетического, спартанского существования, готовы мужественно переносить удары судьбы (отсюда выражение – стоический характер). Проблемы морали они разрабатывали в русле этики долга (впоследствии это направление этической мысли назвали деонтологизмом). Именно они ввели в философско-этический оборот дотоле обыденное слово «долг».  Слова “стоицизм”, “стоический характер” благодаря стоикам вошли в плоть и кровь жизненной философии человечества.

Родоначальник стоической философии — Зенон из Китиона (336 — 264 гг. до н. э.). Самый известный философ-стоик — Сенека, живший в Риме в 1-м веке н. э. Его сочинение “Нравственные письма к Луцилию” до сих пор читают миллионы людей как своего рода энциклопедию житейской мудрости. Вот некоторые из его высказываний: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»; «Без борьбы и доблесть увядает»; «Пьянство есть добровольное сумасшествие».

Скептицизм  — одно из основных философских направлений  эллинистического периода Древней Греции (Пиррон, Энезидем, Секст Эмпирик и др.). Характерно название сочинений Секста Эмпирика: «Против физиков», «Против логиков», «Против ученых». В последующем были отдельные философы-скептики, которые, однако, не создали своих школ (Мишель Монтень, Пьер Бейль, Давид Юм и некоторые другие). 
 

Эпикуреизм: счастье — это  умеренное наслаждение  

Основателем эпикуреизма является Эпикур.

Физика. Все состоит из атомов. Атомы могут  самопроизвольно (случайно) отклоняться от прямолинейных  траекторий.

Логика. Мир чувств не иллюзорен, он — главное содержание познания. Мир дан  человеку в его  очевидности. Подлинные  познавательные реалии — не идеи Платона  или формы Аристотеля, ачувства.

Этика. Человек состоит  из атомов, что обеспечивает ему богатство  чувств и удовлетворений. Человек — существо свободное, это имеет свои основания в самопроизвольном отклонении атомов от прямолинейных траекторий, ибо такие отклонения не допускают наличия раз и навсегда установленных законов. Для счастливой жизни человеку необходимы три главные составляющие: отсутствие телесного страдания (апония), невозмутимость души (атараксия), дружба (как альтернатива политическим отношениям). Боги тоже состоят из атомов, но особых. Боги безразличны к человеческим делам, об этом свидетельствует наличие зла в мире.  

Стоицизм: счастье - это жизнь  в соответствии с  космический законом 

Основателем стоицизма является Зенон из Кития. Учеников Зенона называли стоиками. Дело в том, что  Зенон Китийский  философствовал в  портике, который  был выстроен на торговой площади. Портик (по-гречески — стоя) представлял  собой архитектурное  сооружение с открытым входом.

Физика. Космос — это огненный организм, огненная всепроникающая пневма. Природа — это  бог, бог есть вся  природа (пантеизм).

Логика. Посредством чувств человек постигает  ощущения, посредством  ума выводы, центр  же познания находится  в представлении, в согласии ощущений и выводов, а это — смысл слова и предложения.

Этика. Человек существует в рамках космических  законов, он подвержен  космической судьбе. Смысл мира познается  особенно четко в  представлении. Познанное  представление приводит к атараксии, душевному спокойствию, невозмутимости. Счастья можно достигнуть не в вечной погоне за благом летучим, а в сознательном следовании космическим, или, что то же, божественным законам. Все люди ходят под одними и теми же божественно-космическими законами. Разница в том, что, как выразился Сенека, «хотящего судьба ведет, нехотящего — тащит».

 

Скептицизм: воздерживайтесь  от догм и будьте безмятежными

Основателями  скептицизма являлись Пиррон Элидский и  Секст Эмпирик. Греческое слово скепсис соединяет в себе как бы три смысла — это и рассмотрение, и сомнение, и воздержание (греческое эпохе) от суждений. Скептики всегда видели и поныне видят свою дель в опровержении догм всех философских школ.

Физика. Мир текуч, изменчив, относителен, непостоянен, иллюзорен.

Логика. Текучесть физического  мира не позволяет  считать истинными  те или иные суждения, истина не существует, всякий анализ не имеет  конца, а опора  на чувства и разум  человека несостоятельна, чувства лживы, разум  противоречив. Скептик  согласен с тем, что нельзя избежать многих житейских вопросов, когда речь идет о реалиях, не зависящих от человека,— голоде, жажде, боли. Но надо воздерживаться от догматических суждений. Такое воздержание, эпохе, предполагает не леность ума, а его осторожность, ибо познание имеет вероятностный характер.

Этика. Перед лицом постоянно  изменяющегося мира скептик не может  признать наличие  ни добра, ни зла. Остается одно: сохранять внутренний покой, безмятежность, мудрое молчание.

 

Неоплатонизм.

Если  киники, стоики и  эпикурейцы основали свою философию на идеях Сократа, то в поздней античности возрождаются идеи Платона. Так возник новый платонизм, или — неоплатонизм.

Виднейшим из неоплатоников  был Плотин (не путать с Платоном!), живший в третьем веке, т.е. значительно  позднее известных событий, происшедших с Христом. Значительную часть своей жизни Плотин провел  в Александрии — городе, который часто характеризуется как место встречи греческой философии с восточным, в частности индийским, мистицизмом. Переехав в Рим, Плотин учил философии, в которой платонизм дополнялся восточного происхождения мистикой.

Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде, в каждой области вселенной  присутствует одно и  то же в равной степени. Душа прекраснее косной материи, совокупность идей, Мировой Ум прекраснее Мировой Души (т.е. всех душ), а Единое-Благо прекраснее Мирового Ума. Источником всего прекрасного как раз и является Единое—Благо.

«Все  идущее от Блага,—  с пафосом замечает Плотин,— прекрасно, само же оно —  выше прекрасного, выше даже высочайшего — царственно содержит в себе весь умопостигаемый мир, являющийся областью умного Духа».

Итак, есть иерархия: Единое—Благо — Мировой Ум —  Мировая Душа —  Материя. Будучи переполненным  самим собой, Единое-Благо, изливаясь, переходит  последовательно в Ум, Душу, Материю. Этот процесс мнимого из-ливания Единого-Блага не является чем-то вещественным. Речь идет о сущностной связи; сущность находится везде, она реализуется посредством Ума, Души, Материи. Там, где нет сущности (Единого-Блага), нет добра.

Человек может избежать зла  в той мере, в  какой ему удастся  подняться по лестнице, ведущей вверх, к  Еди-ному-Благу (Плотин иногда называл его  богом). Это возможно посредством таинственного  переживания и  слияния с Единым—Благом. На греческом языке  таинственное означает мистическое.

Неоплатонизм  является последним  всплеском античной философии. Плотин звал к Единому—Благу, к объединению  благодаря мистическому единству. Античная философия заканчивалась  на высокой ноте Единого-Блага. Но звучала эта  нота не столь убедительно, как раздавшийся с христианских высот возглас Бога: «Я — сущий». Но этот возглас относится уже не к античной, а к средневековой философии.

   Судьба античной философии.

Эллинистическая эпоха сменяется  эпохой христианства. Вместе с рождением Христа наступает новая эра. Что касается рассмотренных нами философских школ (платонизма, аристотелизма, кинизма, эпикуреизма, стоицизма, неоплатонизма), то они в первые века новой эры во многом сохраняли свое значение, но давление со стороны христианства постоянно возрастало. Новые идеи теснили старые. В 529 г. н.э. император Юстиниан запретил сторонникам античной философии преподавать, иметь школы. Всем было предписано под страхом ссылки вернуться «в лоно нашей святой церкви». На продолжительное время античной философии было суждено уйти в тень, чтобы возродиться через века.  

Информация о работе Античная философия