Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:56, контрольная работа

Описание работы

Авторы одного из последних энциклопедических словарей по истории философии определяют ее как особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

Содержание

Введение 3
1. Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки 4
2. Античная философия 9
2.1 Этапы ее развития 9
2.2 Основные проблемы античной философии 11
2.3 Школы античной философии 12
3. Творчество Платона и Аристотеля –выдающееся достижение в истории мировой культуры 19
Заключение 24
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

Античная философия.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

       История греческой философии  представляет собой общий и  вместе  с  тем живой индивидуальный образ духовного развития вообще.  Первый  период  по преобладающим в  нем  интересам  можно  назвать  космологическим,  этико-политическим  и  этико-религиозно  философским.  Абсолютно  все   ученые-философы отмечают,  что  этот  период  развития  античной  философии  был периодом натурфилософии.  Своеобразной  чертой  античной  философии  была связь ее учений с учениями о природе, из которых в последствии  развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и V вв. до н.э. философия еще не существовала отдельно от познания природы,  а  знание  о природе – отдельно от  философии.  Космологическое  умозрение  VII  и  VI столетий до н.э. поднимает вопрос  о  последнем  основании  вещей.  Таким образом  появляется  понятие  мирового  единства,  которое   противостоит множеству  явлений  и  через  которое  пытаются  объяснить  связь   этого множества и многообразия, а также  закономерность,  проявляющуюся  прежде всего в самых общих космических процессах, в смене дня и ночи, в движении звезд.     Простейшая форма есть понятие единого  мирового  вещества,  из  которого в  вечном  движении  происходят  вещи  и  в  которое  они  опять превращаются.

       Второй период  греческой  философии  (V-VI  в.  до  н.э.)  начинается  постановкой антропологических  проблем. Натурфилософское мышление достигло границ, за  которые  оно  в  то  время  не  могло  выйти.  Данный  период представлен софистами,   Сократом  и сократиками.  В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами,  сформулированными оракулами: «необходимостью каждому познать самого себя и тем, что ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает». Сократом завершается натурфилософский период в  истории древнегреческой  философии  и  начинается   новый   этап,   связанный   с деятельностью Платона и Аристотеля. Платон далеко переступает за  границы сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный  объективный идеалист. Он первый среди философов поставил основной  вопрос  философии, вопрос о соотношении духа и материи. Строго говоря, о философии в Древней Греции со значительной степенью  определенности  можно  говорить,  только начиная с Платона.

       Третий период античной философии   –  век  эллинизма.  Сюда  относятся стоики, эпикурейцы, скептики. Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I вв. до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Культура раннего эллинизма характеризовалась   прежде   всего   индивидуализмом, обусловленным освобождением человеческой  личности   от   политической, экономической и моральной зависимости от  полиса.  Главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности. В  период позднего эллинизма  были  доведены  до  логического  завершения  основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы возврат к идеям  классики,  к  ее  философским  учениям  о  бытии (неопифагореизм, неоплатонизм),  но  возврат,  обогащенный  знанием   субъективного   мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой  Римской империи привело философскую мысль к частному  отходу  от  рационализма  и обращению к мистицизму. Философия  позднего  эллинизма,  освобождаясь  от свободомыслия раннего эллинизма,  пошла  по  пути  сакрального,  то  есть религиозного постижения мира. 

2.2. Проблемы античной философии.

        Совокупную  проблематику  античной   философии   можно   тематически определить следующим образом: космология (натурфилософы), в ее  контексте тотальность реального  виделась  как  “physis”  (природа)  и  как  космос  (порядок),  основной  вопрос  при  этом:  «Как  возник  космос?»;  мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей;    метафизика    (Платон)     декларирует     существование интеллигибельной  реальности,  утверждает,   что   реальность   и   бытие неоднородны, причем мир  идей  выше  чувственного;  методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы  познания,  при этом  метод рационального поиска  понимается   как   выражение   правил адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской философии может  быть  сгруппирована  как  иерархия  обобщающих  проблем: физика  (онтология-теология-физика-космология),   логика   (гносеология), этика; и в  завершение  эпохи  античной  философии  формируются  мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода  греческой философии.

       Необходимо отметить, что в русле   античной  способности  воспринимать  этот  мир  философски  теоретическая   философская  мысль   представляется наиболее важной для последующего становления  философского  познания.  По крайней мере, доктрина философии как жизни в настоящее  время  претерпела существенное изменение: философия – это уже  не  просто  жизнь,  а  жизнь именно в познании. Разумеется, что сохраняют  свое  значение  и  элементы практической философии, развивающие идеи античной практической философии: идеи  этики,  политики,  риторики,  теории  государства  и  права.  Таким образом,  именно  теорию  можно   считать   тем   философским   открытием античности, которое определило не только мышление современного  человека, но и его жизнь. И без сомнения, «обратное влияние»  механизмов  познания, порожденных древнегреческим сознанием, очень сильно  сказалось  на  самой структуре сознательной жизни человека. В этом  смысле,  если  теория  как принцип организации познания и его результатов  вполне  выверена,  то  ее  «обратное» воздействие как реверсивного принципа организации сознания еще не вполне ясно. 

2.3. Школы античной философии.

       По подсчетам римских историков, в Древней Греции было 288 философских учений, из которых помимо  великих философских школ  выделяется  учение киников и киренских философов.  В Афинах  существовало  четыре  большие школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик  (стоическая  школа)  и Сад (эпикурейская школа).

       Ионийская (или милетская, по  месту возникновения) школа –   древнейшая натурфилософская школа.  Как считает Чанышев А.Н., «Ионийская  философия  – это протофилософия. Для нее  характерно  еще  отсутствие  поляризации  на материализм и идеализм…, наличие многих образов  мифологии,  значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие  собственно  философской терминологии, представление физических процессов  в  контексте  моральной проблематики»[3. стр. 36.]. Но ионийская философия уже философия в основном  смысле этого слова, потому что уже ее  первые  творцы  – Фалес,  Анаксимандр, Анаксимен – стремились понять то или иное начало  как субстанцию  (вода, воздух, огонь и т.д.).  Их  первоначало всегда  одно  (в этом  смысле ионийские философы – монисты), оно вещественно, но  также разумно,  даже божественно. Каждый из философов в качестве этого начала  определял одну  из стихий. Фалес – основатель милетской, или ионийской школы,  – первой философской  школы.  Он  был  одним  из   родоначальников   философии   и математики,   первым   сформулировал   геометрические   теоремы,   изучал астрономию и  геометрию  у  египетских  жрецов.  Фалес  стал  основателем натурфилософии  и сформулировал две ее  основные  проблемы:  начала  и всеобщего. Началом он полагал воду,  в которой покоится  земля,  а мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на  365 дней. Гераклит говорил, что все рождается из  огня  путем  разрежения  и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное  движение.  Также  Гераклит ввел понятие  Логоса  (Слова)  –  принципа  разумного  единства,  который упорядочивает мир из противоположных  начал.  Логос  управляет  миром,  и познать мир можно только через него. Анаксимандр (610 – ок. 540  годы  до н.э.) считал началом всего бесконечную  природу  –  нечто  среднее  между четырьмя элементами. Он говорил, что возникновение  и  уничтожение  миров представляет вечный циклический процесс. Анаксимен  (ум.  525  до  н.э.), ученик  Анаксимандра,  считал  первоначалом  воздух.  Разрежаясь,  воздух становится огнем, сгущаясь – ветром, водой и  землей.  Анаксагор,  ученик Анаксимена, ввел  понятие  Нуса  (Ума),  организующего  космос  из  смеси беспорядочных стихий.  С  ионийской  школой  связывают  зарождение  основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.

       Независимо от этих древних  малоазиатских ионийцев в  нижне-италийских колониях греков выступают мыслители, проникнутые той  же  идеей  мирового единства. К ним относятся прежде всего Пифагор  и  его  ученики,  которые исследовали мировое целое.  Они  замечали  прежде  всего  правильность  в движении небесных тел и от них пытались  перенести  эту  правильность  на земные явления, явления физического  и  морального  миров.  Пифагорейская школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и  просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались  практически  сразу  после смерти Пифагора в 500 г. до н.э.  По  сути,  это  было  религиозно- философское аристократическое братство,  оно  имело  большое  влияние  на  греческие полисы Южной Италии и Сицилии. Союз отличался строгими обычаями и  высокой  нравственностью.  Однако  и  облик,  и  поведение  были  лишь следствием взглядов философов  на  человеческую  душу  и  ее  бессмертие, подразумевавших  в  здешней,  земной   жизни   определенное   воспитание.  Пифагорейская  школа  положила  начало   математическим   наукам.   Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о  декаде:  1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. Им  мировой порядок представлялся в виде  господства  чисел;  и  в  этом  смысле  они переносят на мир, «как целое, понятие  космос,  первоначально  означавшее порядок, украшение». Если задать себе вопрос «философской  направленности Пифагора, то, кажется, можно с полной уверенностью сказать, что это  была прежде всего философия числа, этим  оно  резко  отличалось  от  ионийской натурфилософии, стремившейся свести  все  существующее  к  той  или  иной материальной стихии с подчеркиванием ее качественного своеобразия (вода, воздух, огонь, земля)».

       Пифагорейцам  принадлежит  учение  о  музыке  сфер  и  о   музыкальном звукоряде, отражающем  гармонию  Солнечной  системы,  где  каждой  планете соответствует  определенная нота,  а  все   вместе  они  создают  интервалы  музыкальной гаммы. Ими  же  положено  и  начало  музыкальной  психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела.  В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею  создано  множество  аллегорических  комментариев  Гомера,   а   также   грамматика греческого   языка.   Таким   образом,   пифагорейцев    можно    считать родоначальниками гуманитарной,  естественной,  точной  и  систематической наук.

       Элейской школой называется древнегреческая философская школа,  учения которой развивались, начиная с  конца  VI  в.  вплоть  до  начала  второй половины V в. до н.э. с темя крупными философами – Парменидом, Зеноном  и Мелиссом. Два первых – Парменид и Зенон – жили  в  небольшом   италийском городе  Элея, а третий – Мелисс – был уроженец далекого от  Элеи  Самоса. Но так как основные учения школы были выработаны  Парменидом  и  Зеноном, гражданами  из  города  Элеи,  то  школа  в  целом  и  получила  название элейской[1. стр.24.].   И   если   пифагорейцы   рассматривали   мировой   порядок исключительно с его количественной стороны, то в противоположность  им  в VI  веке  выступают  направления,  которые  подобно   древним   ионийским  мыслителям, понимают идею мирового единства  качественно,  однако,  видят при этом мировое единство не  в  едином  мировом  веществе,  а  в  едином правящем мировом принципе, в едином понятии,  господствующем  над  сменой всех явлений. Для элеатов таким понятием служит бытие,  которое  остается постоянным при всяком изменении вещей.

       Появление школы софистов явилось  ответом на потребность демократии  в образовании и науках.  Странствующие  учителя  за  деньги  могли  обучить любого искусству речи. Их  главной  целью  было  подготовить  молодежь  к активной политической жизни.  Деятельность  софистов,  релятивизировавшая всякую истину, положила начало поискам новых форм достоверности знания  – таких, которые могли бы устоять перед судом  критической  рефлексии.  Эти поиски продолжил великий афинский философ Сократ (ок. 470 – 399  годы  до н.э.), сперва ученик софистов, а затем их  критик.  Различие  Сократа  от софистов в  том,  что  мерилом  при  оценке  поступков  для  него  служит соображение, какими мотивами определяется  решение,  что  полезно  и  что вредно.  Мысли Сократа послужили основой для   развития   большинства последующих философских школ, которые основывали его ученики, в том числе и Академия Платона. Суть собственной философии он объяснял одной фразой: «Я знаю только одно, что я ничего не знаю». В  своих  беседах  Сократ  не отвечает на вопросы, он  ставит  их,  искусстно  побуждая  собеседника  к самостоятельному поиску истины. А когда тот, казалось бы, близок  к  ней, находит новые аргументы и доводы, чтобы показать тщетность этих  попыток. Основной философский интерес Сократа сосредотачивается на вопросе о  том, что такое человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого  себя» – любимое изречение Сократа.

        Платон  объединил  в  своем   учении  ценности  двух  своих   великих предшественников:  Пифагора  и  Сократа.  У  пифагорийцев  он   воспринял искусство математики  и  идею  создания  философской  школы,  которую  он воплотил  в   своей   Академии   в   Афинах.   Учениками   Платона   были  преимущественно «холеные молодые джентльмены» из аристократических  родов  (можно вспомнить хотя бы самого известного его ученика – Аристотеля). Для занятий была построена Академия в живописном  уголке  на  северо-западной окраине города. Знаменитая философская школа  просуществовала  до  самого  конца античности, до 529  года,  когда  византийский  император  Юстиниан закрыл ее. Хотя Платон, подобно Сократу, и считал, что взимание платы  за мудрость ничем не лучше взимания платы за любовь, и так  же,  как  и  он, называл софистов «проститутами от философии» за  то,  что  они  требовали деньги с учеников, это не мешало  Платону  принимать  богатые  подарки  и всяческую помощь от сильных  мира  сего.  У  Сократа  Платон  научился  и сомнению, и  иронии,  и  искусству  беседы.  Диалоги  Платона пробуждают интерес и учат  размышлению над весьма  серьезными  проблемами  жизни, которые не сильно изменились за две с половиной тысячи  лет.  Наиболее значимыми в философии Платона   являются   представления   об   Идеях, Справедливости  и Государстве.  Он  пытался   сочетать   философское   и политическое. Он готовил в своей  школе  правителей-философов,  способных править справедливо, исходя из принципов общего блага.

       В 335 г. до н.э.  Аристотель,  ученик  Платона,  основал  собственную школу  –  Ликей,  или  Перипат,  отличавшуюся  исключительно  философской направленностью. Однако стройную систему Аристотеля тяжело  синтезировать по его работам,  представляющими  из  себя  зачастую  сборники  лекций  и  курсов. Одним из  самых  важных  результатов деятельности  Аристотеля  в политике было воспитание Александра Македонского. На  развалинах  Великой Империи возникли Эллинистические государства и новые философы.

       Если прежние этические учения  видели главное  средство  нравственного совершенствования индивида в его включенности в  общественное  целое,  то теперь,  напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего –  от политически-социальной сферы. Такова в значительной мере установка  школы стоиков.  Эта  школа,  основанная  Зеноном  в  конце  IV  в.   до   н.э.,  существовала еще во времена Римской империи. Философия для стоиков  –  не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека  сохранять   самообладание   и достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской Империи, где разложение нравов в первые  века  новой эры достигло высшей точки. Свободу от  власти  внешнего  мира  над  человеком стоики считают главным достоинством мудреца; сила его в том,  что  он  не есть раб собственных страстей. Настоящий  мудрец,  согласно  стоикам,  не  боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как  науки умирать. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: «Жить последовательно, то  есть согласно с единым и гармоническим жизненным правилом, ибо те,  кто  живет непоследовательно, несчастливы». Природа для стоика – это рок или судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему – вот одна из заповедей Сенеки.

Информация о работе Античная философия