Античная философия:Сократ,Платон,Аристотель

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Для того, чтобы выполнить контрольную работу по заданной теме, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Определить своеобразие античной философии и ее основные проблемы.
2. Раскрыть философию Сократа.
3. Раскрыть основные идеи философии Платона и Аристотеля.

Содержание

Введение 3
1. Своеобразие античной философии и ее основные проблемы 4
1.1. Этапы развития античной философии 6
1.2. Особенности античной философии и ее историческое значение 17
2. Философия Сократа 19
3. Основные идеи философии Платона и Аристотеля 25
3.1. Основные идеи философии Платона 25
3.2. Основные идеи философии Аристотеля 27
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

Содержание.

 

Введение                                                                                                                   3

1. Своеобразие античной философии  и ее основные проблемы                         4

1.1. Этапы развития античной философии                                                            6

1.2. Особенности античной философии  и ее историческое значение              17

2. Философия Сократа                                                                                           19

3. Основные идеи философии Платона  и Аристотеля                                       25

3.1. Основные идеи философии Платона                                                            25

3.2. Основные идеи философии Аристотеля                                                      27

Заключение                                                                                                             32

Список используемой литературы                                                                       34

 

 

Введение.

 

Философия с момента  ее зарождения не только претендовала на роль наставницы жизни, но и стремилась к научной строгости, хотя практически  никогда этого не добивалась. Как  отмечал И. Кант, можно учить философствовать, но не философии, ибо философия не имеет фундамента в виде эмпирической базы. Она есть воздушный замок, живущий лишь до следующего философа.

Тема моей контрольной  работы называется «Античная философия».

Античная философия  охватывает почти тысячелетний период истории. Она возникла в Древней Греции так же, как и восточная философия, в середине I тысячелетия до н.э. и уступила свое место другой - средневековой философии уже после распада Римской империи - к VI в. н.э.

Отличительной чертой античной философии является формирование нового способа духовного самовыражения, который уже у первых античных философов приобрел стройную логическую форму и характеризуется рациональным постижением мира.

Четкие рациональные мотивировки античных философов  выделяют их среди других древних  мыслителей. Появление первых философских школ в городах Малой Азии не было случайным, так как именно там восточная культура и мудрость оказали непосредственное влияние на мировоззрение греческих мудрецов. Это влияние можно обнаружить, например, в научно-практических знаниях (астрономических, геометрических, математических), которые трансформировались у греков в общую систему чисел и геометрических фигур.

Для того, чтобы выполнить  контрольную работу по заданной теме, я поставила перед собой следующие  задачи:

1. Определить своеобразие античной философии и ее основные проблемы.

2. Раскрыть философию  Сократа.

3. Раскрыть основные  идеи философии Платона и Аристотеля.

 

1. Своеобразие античной  философии и ее основные проблемы.

 

Античная философия – исторически первая форма европейской теоретической мысли, ставшая основой развития и культурным горизонтом для всех последующих форм мышления, возникавших в рамках интеллектуального пространства средневековой, новой и современной Европы. Хронологически история античной философии охватывает период около 1200 лет, с 6 в. до н.э. по 6 в. н.э.

Географически перед  нами – восточная половина Средиземноморья, где в течение указанного периода  времени успели смениться полисная демократия Древней Греции времен независимости, эллинистические монархии, возникшие после распада империи Александра Македонского, Рим республиканский и Рим императорский. Все это время языком античной философии был греческий, хотя безусловно важно постепенное оформление латыни как философского языка (Лукреций, Цицерон, Сенека). Кроме того, для позднего периода, когда античная философия сосуществовала с христианским вероучением, принципиальной особенностью был ее «языческий» характер – соответственно, христианские мыслители 2–6 вв. оказываются за рамками курса истории античной философии.

Условная дата начала античной философии – 585 г. до н.э., когда  греческий ученый и мудрец Фалес  из Милета предсказал солнечное затмение, условная заключительная дата – 529 г. н.э., когда эдиктом христианского  императора Юстиниана была закрыта Платоновская Академия в Афинах – последняя философская школа античности. Условность этих дат заключается в том, что в первом случае Фалес оказывается «родоначальником философии» (впервые так его назвал Аристотель в «Метафизике») задолго до появления слова «философия», а во втором случае история античной философии считается завершенной, хотя несколько выдающихся ее представителей (Дамаский, Симпликий, Олимпиодор) продолжали свою научную работу. Тем не менее эти даты позволяют определить то пространство, внутри которого возможно схематичное изложение разнообразного и разнородного наследия, объединяемого в понятии «античная философия».

 

Источники изучения:

1. Корпус философских  текстов античности, сохранившийся  в средневековых рукописях на  греческом языке. Лучше всего сохранились тексты Платона, Аристотеля и неоплатоников – философов, представлявших наибольший интерес для христианской культуры.

2. Тексты, ставшие известными  ученым только в Новое время  благодаря археологическим раскопкам;  наиболее важные находки – эпикурейская библиотека папирусных свитков из Геркуланума, каменная стелла с высеченным на ней эпикурейским текстом, папирусы с «Афинской политией» Аристотеля, найденные в Египте, анонимный комментарий 2 в. н.э. к платоновскому «Теэтету», папирус из Дервени 5 в. с толкованием Гомера.

3. Античные тексты, сохранившиеся  только в переводе на другие  языки: латынь, сирийский, арабский  и еврейский. Отдельно можно  упомянуть античные историко-философские  тексты, которые одновременно являются  и перво- и второисточниками по античной философии. Наиболее распространенные жанры античной историко-философской литературы: философские биографии, компендии мнений, в которых учения философов группировались тематически, и школьные «преемства», совмещавшие первые два метода в рамках строгой схемы «от учителя к ученику». В целом от античности до нас дошла сравнительно небольшая часть текстов, и та выборка, которая сохранилась в силу исторических обстоятельств, может быть признана репрезентативной с оговорками. Исследователям часто приходится обращаться к методам реконструкции источников для восстановления более полной картины философской мысли древности.

 

1.1. Этапы развития античной философии.

 

Для удобства первоначального  обозрения историю античной философии  можно разделить на следующие периоды:

  • ранняя греческая философия;
  • софисты и Сократ;
  • Платон и Аристотель;
  • эллинистическая философия;
  • философские школы в эпоху Римской империи;
  • неоплатонизм.
    • Ранняя греческая философия, или «Досократики» (6–5 вв. до н.э.).

Основные философские центры: Иония (западное побережье Малой Азии), Сицилия, Южная Италия.

Содержательно для этого периода  характерен интерес к космологии и натурфилософии: размышление о  начале, причине и составляющих элементах  видимого космоса, об источнике его движения и жизни, т.е. о его природе. Представления о человеке уже осознаются как собственно философская проблематика, однако включаются в контекст учения о космосе как его дополнительный раздел; учение о человеке постепенно обретает черты самостоятельности и развивается от физиологии (человек как элемент космоса) и психологии (псюхе человека как одушевленный элемент космоса) к рационалистической этике, обосновывающей правила поведения в обществе в связи с некоторым идеалом (благом, счастьем).

Главнейшие философы 6 в.: 

Фалес, Анаксимандр и Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Гераклит.

Философской поэмой Парменида и позже учением Зенона Элейского и Мелисса, объединяемых вместе в Элейскую школу, подводится первый итог и дается первая критика ранних космологий: как обосновать учение о космосе и его начале (будь то вода, как у Фалеса, или огонь, как у Гераклита)? Как можно мыслить множество и движение? Что значит «быть»? После монистической онтологии элеатов, представляющей собой экспликацию понятия бытия и положившей начало метафизической традиции в античной философии (основная линия преемства: Парменид – Платон – Аристотель – Плотин), собственно натурфилософская традиция была возобновлена уже в плюралистических системах 5 в. В них множество и движение были уже исходными постулатами: Эмпедокл учил о четырех «корнях» -первоначалах, Анаксагор, Архелай и атомисты – о бесконечном их множестве, причем движущее начало в одних системах представлялось отделенным от материальных элементов (Эмпедокл, Анаксагор), в других, как в атомизме Левкиппа-Демокрита, самим первоэлементам-атомам приписывалось вечное движение. Уже в этот ранний период греческая философия вполне сформулировала два универсальных тезиса, которые позволяют говорить о ней как о своеобразной школе мысли: «из ничего ничего не бывает» (т.н. «закон сохранения бытия») и «подобное познается подобным». Первый образует фундамент классической античной онтологии и космологии, которая в противоположность христианскому учению не является креационистской (креационизм «Тимея», давший основание Нумению во 2 в. н.э. назвать Платона «греческим Моисеем», не допускает творения из ничего). Второй тезис образует фундамент классической теории истины и служит критерием для согласования учения о душе (познающем субъекте) и учения о бытии (познаваемом объекте). Независимо от понимания природы души, истинное познание возможно лишь при условии «подобной» природы познающего и познаваемого (напр., Демокрит считает познание возможным потому, что и предметы, и душа состоят из атомов).

Для этого периода  принят также термин Досократики (предложен Дильсом), хотя его условность очевидна: Демокрит, виднейший из досократиков, пережил Сократа на 40 лет.

  • Софисты и Сократ: Эллинское просвещение (2-я пол. 5 в. до н.э.).

С этого времени основным философским центром Греции становятся Афины. Для данного периода характерен перенос внимания с натурфилософских проблем познания мира на этико-социальные проблемы воспитания человека. Софисты не составляли единой «школы», но вместе их позволяет объединить общее для них стремление к публичным диспутам, профессиональной педагогике, особое внимание к риторике как форме выражения любых идей. Частным образом и по официальному приглашению они посещали различные города (полисы) Греции и за плату давали уроки по различным дисциплинам, которые ныне принято называть «гуманитарными». Воспитание (пайдейа̲) как вторая природа человека и как основа человеческого общежития – направляющая идея софистики. Среди их излюбленных приемов была демонстрация зависимости норм морали и законов общежития от волевого решения человека (терминологически закреплено оппозицией «природа – закон»), отчего в историко-философском отношении их взгляды считают релятивистскими. Релятивизм софистов был произволен от общериторических установок и не был формой теоретизирования.

Противопоставление природы  и закона (номос – фюсис), отражая  одну из наиболее ярких особенностей периода, послужило основой для социального реформаторства софистов.

Наиболее известные софисты: Протагор,Горгий, Гиппий, Антифонт, Продик.

Современник софистов Сократ близок к ним своим интересом к «социальной философии» и педагогике, но отличался иным пониманием своего учительства. Он говорил, что «ничего не знает» и потому не может никого учить, больше любил не отвечать на вопросы, а задавать их, призывал не добиваться успеха и не искать выгоды, но заботиться прежде всего о своей душе, он не судил о вопросах религии, но говорил, что бог («демоний») есть в каждом и что сам он иногда слышит его голос. Сократ полагал, что проверить, нашли мы истину или нет, можно, если посмотреть после всех рассуждений на себя самих: если мы рассуждали о том, что такое добро, но сами добрее не стали, значит, мы не узнали главного; если же мы стали лучше и добрее, значит, мы достоверно узнали истину. В Афинах Сократ собрал вокруг себя кружок постоянных слушателей, которые не составляли школы; однако некоторые из них (Антисфен, Евклид, Аристипп, Федон) основали собственные школы после его трагической смерти. Для всей последующей истории Сократ стал философом как таковым, одиноко противостоящим «софистам» в своем стремлении к истинной мудрости.

  • Платон и Аристотель: Классика античной мысли (4 в. до н.э.).

Самый выдающийся из многочисленных слушателей Сократа – Платон стал родоначальником тысячелетней традиции платонизма, самого влиятельного философского учения античности. В 387 г. им была основана философская школа (Академия), история существования которой завершится вместе с историей самой античной философии. Среди учеников, а впоследствии сотрудников Академии – Евдокс Книдский, Гераклид Понтийский, Ксенократ, Филипп Опунтский, Спевсипп, Аристотель. После смерти Платона (347 г.) Академию возглавил Спевсипп, после Спевсиппа – Ксенократ. Самым знаменитым учеником Платона был Аристотель, пришедший в Академию в 366 г. в возрасте 18 лет и остававшийся в ней до смерти учителя. В 335 г. Аристотель основывает в Афинах свою школу – Ликей, или «Перипат» (последователи Аристотеля – перипатетики). Среди сотрудников Ликея – Теофраст, Евдем Родосский, Дикеарх, Аристоксен. После смерти Аристотеля в 322 г. Ликей возглавил Теофраст.

Аристотелизм стал вторым важнейшим  духовным течением античности, оказавшим  существенное влияние на последующую  философию Востока (арабская философия) и Запада (схоластика). В случае с  Платоном и Аристотелем мы впервые в истории античной философии можем говорить и о значительном корпусе сохранившихся текстов, и о масштабных философских системах, охватывающих широкий круг вопросов космологии, физики, логики, онтологии, этики. При этом ни у Платона, ни даже у Аристотеля мы не находим изложения учения в систематическом виде, однако система в смысле устойчивых понятийных координат имманентно присутствует во всех их главных сочинениях. По жанру основная часть произведений Платона представляет собой диалоги, основная часть наследия Аристотеля – исследовательские трактаты («прагматии») и записи к лекциям.

Информация о работе Античная философия:Сократ,Платон,Аристотель