Античная философия:Сократ,Платон,Аристотель

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Для того, чтобы выполнить контрольную работу по заданной теме, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Определить своеобразие античной философии и ее основные проблемы.
2. Раскрыть философию Сократа.
3. Раскрыть основные идеи философии Платона и Аристотеля.

Содержание

Введение 3
1. Своеобразие античной философии и ее основные проблемы 4
1.1. Этапы развития античной философии 6
1.2. Особенности античной философии и ее историческое значение 17
2. Философия Сократа 19
3. Основные идеи философии Платона и Аристотеля 25
3.1. Основные идеи философии Платона 25
3.2. Основные идеи философии Аристотеля 27
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

3.    Античная философия начинает постепенно освобождаться от мифологии, но мифологические моменты всегда присутствуют в античной философии, т.е. абсолютного отрицания мифологии в античной философии не было и быть не могло. Античная философия избавляется от антропоморфизма – наделения человека свойствами предметов и явлений живой и неживой природы.

Древнегреческие философы рассматривают космос как живое  одушевленное существо. Космос обладает космической душой и космическим  разумом. Но это не человеческий ум и душа, они объективны.

Историческое значение античной философии:

  1. Античная философия характеризуется множеством гипотез многие из которых легли в основу дальнейших теорий.
  2. Античная философия является школой философского мышления для последующих времен. (материализм – Анаксагор, Левкипп, Демокрит, Эпикур; идеализм – Сократ, Платон).
  3. Изменяется соотношение между философией и специальными науками. Философия становится более зрелой в плане теории. 
  4. Появляется новый тип литературы – специальной, доступной только подготовленным.

 

2. Философия Сократа.

 

Сократ (469-399 гг. до н. э.) - первый философ-афинянин - все свое время посвящал философским  беседам с молодыми людьми, философами, художниками. Он был убежден, что  избран Богом и приставлен к афинскому народу, как овод к коню, дабы не давать ему впадать в духовную спячку и заботиться о своих делах больше, чем о своем нравственном и интеллектуальном совершенствовании. Многие видные афинянине не могли простить Сократу того, что он указывал на несправедливости, ими совершаемые.

Начиная с Сократа, стало  употребляться слово "философия". Сократ иронизировал над тем, что  софисты берутся обучать мудрости, а сами отрицают возможность всякого  знания. В противоположность софистам Сократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости и называл себя не мудрым, как софисты, а философом, то есть любящим мудрость. В этом значении слово "философия" стало употребляться учениками Сократа и с тех пор обозначает особую сферу интеллектуальной деятельности.  
Выступая против софистов, Сократ в то же время в своих взглядах выражал те особенности философской деятельности, которые были характерны для софистов. Прежде всего, Сократа сближала с софистами гуманистическая, человековедческая направленность его интересов. Познание природы он полагал делом ненужным и безбожным. Философия должна заниматься рассмотрением человека, его нравственных качеств. Но в отличие от софистов все внимание Сократа сосредоточивается не на человеке чувствующем, а на человеке нравственном и познающем. Кроме того, Сократа отличала от софистов вера в существование объектной истины и в возможность ее отыскания. 

Важнейшим для человека Сократ считал самопознание. Девиз "Познай самого себя" становится главным  девизом его философии. Познать самого себя означало для Сократа познать себя как общественное и нравственное существо. Поэтому основное содержание философии Сократа составляет этика. В его этике отчетливо выражается рационализм: добродетель у Сократа неотделима от знания. Добродетель - это знание того, что хорошо и вместе с тем полезно человеку, а дурное - это незнание. Философ был убежден в том, что никто не грешит сознательно, что совершающий зло делает это по незнанию. Добродетели можно обучить, так как знание прирожденно человеку. Стремление к добру существует у каждого человека от рождения и для превращения его в добродетель необходимо его вспомнить. Процессу воспоминания должен способствовать разработанный Сократом диалектический метод, посредством которого развиваются, обосновываются этические понятия. Сократ не сообщал своим ученикам никакого знания, да и не мог этого сделать, ибо говорил: "Я знаю только то, что ничего не знаю". Это утверждение следует рассматривать в связи не столько с человеческим знанием, сколько с божественным. В сравнении себя со всеведущим Богом очевидной становится вся ничтожность человеческого знания, в том числе и его, Сократа, мудрости. Среди сократических школ наибольшую известность получили киническая (циническая) и гедонистическая. Символом движения киников стал Диоген, прославившийся тем, что жил в бочке и днем среди толпы с фонарем искал того, кого мог бы назвать человеком. 

У Сократа был своеобразный подход к общению с людьми. Сократ выбирал известного политического  деятеля или просто известного человека, после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале Сократ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой элементарный вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос (но только на первый взгляд). Собеседник дерзко и нехотя отвечал на него, Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал и это доходило до того, что собеседник, в конце-концов, своим последним ответом противоречил своему первому ответу. Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не знает и спокойно удалялся.

Сократ при этом пользуется грозным и непобедимым оружием-иронией. Cократовская ирония выступает в  качестве диалектической ловушки, при  посредстве которой обыденный здоровый смысл оказывается вынужденным  выйти из всяческого своего окостенения и дойти - не до самодовольного всезнайства, а до имманентной ему самому истины, - эта ирония есть не что иное, как форма, свойственная философии в ее субъективном отношении к обыденному сознанию. Эта ирония казалась идущей от какой-то загадочной, демонической силы Сократа, ставящей его над людьми, как бы талантливы и умны они ни были. Разгадка этого внутреннего превосходства, этой силы, скрытой за добродушной ухмылкой, в том, что сам Сократ неуязвим. В его сбивающих с толку речах все время чувствуется некая уверенность и основательность человека, который хотя и не имеет готового ответа на свои вопросы, но знает нечто большее, а именно: во имя чего идет поиск и как именно его надо вести, что придает его иронии необоримую силу Антея. Эта внутренняя основательность Сократа исходит также из его убеждения о возможности (именно возможности!) рационального осмысления и постижения жизни во всех своих проявлениях, во всех, даже темных и мистических, сторонах и тончайших движениях человеческой души и интеллекта. Сократ убежден, что во всей пестроте жизненных переживаний есть нечто объединяющее, некий общий смысл, который может быть выражен единой идеей, понятием.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого  разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества. Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относительно их воли. И в этом отношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного жителя Афин. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал делать это своим ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще старательно выполнял все религиозные обряды.

Основной задачей философии  Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным.

Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов  и намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей целью пользу человека.

Телеология Сократа  выступает в крайне примитивной  форме. Органы чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют  выполнение определенных задач: цель глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и т.п. Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью помогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы земля производила пищу для человека, для чего введен соответствующий распорядок времен года; более того, движение солнца происходит на таком расстоянии от земли, чтобы люди не страдали от излишнего тепла или чрезмерного холода и т.п. Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа. 

Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и  знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как «всеобщее», служащее основной всех частных добродетелей.  
Задаче нахождения «всеобщего» должен был, по мысли Сократа, способствовать его особый философский метод. 

Сократический метод, имевший  своей задачей обнаружение «истины» путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической диалектики. Под диалектикой понимали в древности  искусство добиться истины путем  раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии. В древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины. Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью. 

Тремя основными добродетелями Сократ считал: 

1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти);

2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности);

3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческих).

Сократ - представитель  идеалистического религиозно - нравственного  мировоззрения, открыто враждебного  материализму.

Впервые именно Сократ сознательно  поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия.

Сократ - великий античный мудрец,- стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской  мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества. 

Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. И сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время.

 

3. Основные идеи философии  Платона и Аристотеля.

3.1. Основные идеи философии  Платона.

 

Наиболее выдающимися  философами Древней Греции были Платон и Аристотель.

Философская система Платона содержит четыре составные части, которые вошли в современную философию:

  1. Онтология – философское учение о Бытии;
  2. Космология – философское учение об Окружающем мире;
  3. Гносеология – философское учение о Методах познания мира;
  4. Этика – философское учение о Правилах поведения людей в обществе.

Платон разделил весь окружающий мир на две основные части:

  • Мир идей или Общих понятий;
  • Материальный мир или Мир вещей.

По его мнению, первичным (главным) является Мир Идей или Общих понятий. А производным (вторичным) является Материальный мир.

Доказательство Платона:

Материальные предметы не вечны и существуют только определенное время. А общие понятия или  идеи – вечны. «Конкретные предметы существуют  потому, что они выражают какие-либо идеи». Например, предметы искусства, существуют потому что есть идея прекрасного, которую они воплощают. Платон явился основателем объективного идеализма. (Софисты были основателями субъективного идеализма).

Платон впервые определил общее понятие всех предметов материального мира, которое он назвал Материя. Это понятие вошло в современную философию. Большое внимание Платон уделял четвёртой части своей системы – Этике. Он решил создать систему Идеального (совершенного) Государства, а также систему нравственного воспитания личности.

Платон разделил всё  общество на три основных сословия:

Сословия – это  группы людей, имеющие определённые права и обязанности, установленные  государством.

  1. Правители Государства – философы, политики, люди способные управлять страной;
  2. Воины – преданы государству, должны защищать его от внешних врагов;
  3. Крестьяне и ремесленники – должны содержать государство, и быть благоразумными и добросовестными.

Каждое сословие должно было заниматься только своим делом, и не вмешиваться в дела других сословий. Укреплению Государства должна способствовать религия, и строгое государственное воспитание детей.

Платон является первым в Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим  его в целостном виде. Мир Платона - это прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, управляемый законами, находящимися вне его. Это самые общие закономерности, составляющие особый надкосмический мир называемый Платоном миром идей. Идеи определяют жизнь материального мира, это прекрасные вечные образцы, по которым строится множественность вещей, образованных из бесконечной материи. Сама материя ничего не может породить. Она только кормилица, принимающая в свое лоно идущие от идей эманации. Сила пронизывающего, сияющего света, исходящего из идей, оживляет темную материальную массу, придает ей ту или иную видимую форму. Самая высшая идея - это высшее благо, тождественное абсолютной красоте, это и есть по Платону начало всех начал, отец, умелый мастер, создающий видимый небесный и человеческий земной мир по самым мудрым, прекрасным законам. Но однажды созданный физический мир подвержен тлению, деформации и старению. Так давайте же, говорит Платон, созерцать в мыслях этот великолепный, добрый и прекрасный мир идей и хотя бы умственно, шаг за шагом, представим себе лестницу духовного совершенства человека, которая приведет к познанию высшей идеи. Цели совершенствования человека, его продвижению на пути к высшему благу служит и государство, построенное на принципах разделения труда, строгой иерархии и строжайшего соблюдения законов. Т.к. познание и проведение в жизнь высших идей и возможно только с помощью философии, то во главу своего государства Платон ставит философов. Два других разряда свободных граждан платоновского государства - это воинов (стражи) и ремесленников и землевладельцев. Каждый разряд должен быть строго ограничен выполнением своих обязанностей и должен воздерживаться от вмешательства в функции других разрядов. Принадлежность к одному из разрядов не является увековеченным принципом современного кастового государства, а определяется способностями и развитием человека.

Информация о работе Античная философия:Сократ,Платон,Аристотель