Античная философия:Сократ,Платон,Аристотель

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:45, контрольная работа

Описание работы

Для того, чтобы выполнить контрольную работу по заданной теме, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Определить своеобразие античной философии и ее основные проблемы.
2. Раскрыть философию Сократа.
3. Раскрыть основные идеи философии Платона и Аристотеля.

Содержание

Введение 3
1. Своеобразие античной философии и ее основные проблемы 4
1.1. Этапы развития античной философии 6
1.2. Особенности античной философии и ее историческое значение 17
2. Философия Сократа 19
3. Основные идеи философии Платона и Аристотеля 25
3.1. Основные идеи философии Платона 25
3.2. Основные идеи философии Аристотеля 27
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

 

3.2. Основные идеи философии  Аристотеля.

 

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:

  • 367-347 гг. до н.э. (20 лет) – работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);
  • 347-335 гг. до н.э. (12 лет) – жил и работал в Пелле – столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;
  • 335-322 гг. – основал собственную философскую школу – Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти.

К наиболее известным  произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова  этика», «Риторика», «Политика», «Афинская  полития», «Поэтика».

Философию Аристотель разделил на три вида:

  • теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);
  • практическую – о деятельности человека, устройстве государства;
  • поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть  философии была выделена логика.

Проблема материи в  философии Аристотеля.

Важное место в философии  Аристотеля занимают проблемы материи. Что есть материя? По Аристотелю, материя  – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

  • все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;
  • изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;
  • реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;
  • потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;
  • высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Проблема души и человека в философии Аристотеля.

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три  уровня души:

  1. растительная душа;
  2. животная душа;
  3. разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически  подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

  • по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
  • отличается от животных наличием мышления и разума;
  • имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

Классификация Аристотеля форм государства.

Аристотель выделяет шесть типов государства:

  1. монархия;
  2. тирания;
  3. аристократия;
  4. крайняя олигархия;
  5. охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
  6. полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и  охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития). Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

Аристотель выступил против учения Платона о том, что первичным является мир людей или общих  понятий. По его мнению, общие понятия – это лишь имена или названия конкретных предметов. Как и Платон, Аристотель применял понятие материи для обозначения предметов материального мира. Он считал, что, всему существующему в мире свойственно движение. Он связывал движения с внутренней энергией. Учение Аристотеля было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в работе "Политика": 

1. Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла. 

2. В его представлении  город-государство - это высшая  форма общения людей, отражение  сущности человека как "политического животного".  
3. Главная цель государства - достижение "лучшей жизни". Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.

По своим философским взглядам Аристотель был дуалистом.

Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

  • внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
  • дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
  • выделил 10 философских категорий;
  • дал определение бытия через категории;
  • определил сущность материи;
  • выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;
  • внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).

 

 

Заключение.

 

Античная философия – исторически первая форма европейской теоретической мысли, ставшая основой развития и культурным горизонтом для всех последующих форм мышления, возникавших в рамках интеллектуального пространства средневековой, новой и современной Европы.

В развитии античной философии  можно выделить следующие основные этапы:

  1. становление древнегреческой философии (VI - V вв. до н. э) - в центре внимания стояли проблемы космоса, природы;
  2. классическая греческая философия - учения Сократа, Платона и Аристотеля (V - IV вв. до н. э) - главное внимание уделяется проблемам человека, его сущности и познавательным возможностям;
  3. греко-римский, или эллинистический, этап (конец IV в. до н.э. - IV в. н.э), связанный с упадком греческой демократии и перемещением центра политической и духовной жизни из греческих полисов (городов-государств) в столицу формировавшейся Римской империи.

Таким образом, отличительной  чертой античной философии является формирование нового способа духовного  самовыражения. Четкие рациональные мотивировки  античных философов выделяют их среди  других древних мыслителей. Отличительной чертой первых школ античной философии является ее космоцентризм, направленность на осмысление "космоса", "природы". Даже человек, с его сознанием и душой, занимавший важное место в философских учениях античных мыслителей, рассматривался ими, прежде всего, как неотъемлемая часть природы.

Античная философия  развивалась под влиянием мифологии  и достигла своего предела в этом типе мировоззрения. С исчерпанием  возможностей мифологии как основы мировоззрения исчерпала себя и  античная философия; она уступила свое место новому типу мировоззрения - христианству и выросшей на его основе религиозной философии.

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: 2006.
  2. Богомолов А.С. Античная философия. -М.: 1985.
  3. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. Пер. с фр. М.: 1988г.
  4. Кессиди Ф.Х. Сократ. - М.: 1976.
  5. Лосев А.Ф. История античной философии. - М.: 1989.
  6. www.filam.ru

Информация о работе Античная философия:Сократ,Платон,Аристотель