Человек в информационно-техногенном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:09, контрольная работа

Описание работы

Человек – главная проблема философии. Философия касается всего, что может быть связано с человеком. Когда человек мыслит и создает объекты информационно-технического мира, то рано или поздно возникает потребность в осмыслении этого явления своеобразного изменения человеком природы и самого себя.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 33.97 Кб (Скачать)

Человек в информационно-техногенном мире 

Контрольная работа

     Введение 

     Человек – главная проблема философии. Философия  касается всего, что может быть связано  с человеком. Когда человек мыслит и создает объекты информационно-технического мира, то рано или поздно возникает  потребность в осмыслении этого  явления своеобразного изменения  человеком природы и самого себя.

     Так чем же отличается человек от всего  живого? Прежде всего разумом, технологичностью деятельности, стремлением к творчеству и свободе. Это четыре великих фундаментальных признака человека.

     Фундаментальные  особенности  человека  возвышают  его над миром животных, но это  еще не означает, что он всегда использует свои преимущества на благо самому себе и рода человеческого в целом.

     Новая информационная технология впервые  открывает перспективу для колоссального  усиления этих фундаментальных особенностей человека, для их применения в невиданных ранее масштабах. Но каковы будут  последствия ее внедрения и применения, зависит от социальных, культурных и цивилизационных структур и механизмов, от идеалов и идеологий, от социальных моделей будущего и утопий, мифов, ценностей и политических установок, страстей, амбиций, этнических традиций и предрассудков, во власти которых находится современный человек. Эта новая, высшая информационная технология может, как и все предшествовавшие технологии, служить и добру и злу. По отношению к информационной технологии человек должен сделать особый, сверхдетерминирующий исторический выбор, основанный на четком понимании ужасающей силы связанных с ней негативных последствий, а также конструктивных, позитивных возможностей.

     Человек своей деятельностью преобразует  мир. Находясь вначале в зависимости  от окружающей среды, он сумел стать его господином, но впал благодаря тому в еще более тяжелую зависимость. Перспектива экологической катастрофы стала сейчас уже реальностью: разрушается озонный слой, не хватает пресной воды, кислотные дожди и химические вредные отбросы делают почву непригодной для земледелия, а продукты питания превращаются в яд. Гибнет Мировой океан, сокращается масса лесов – главного источника атмосферного кислорода. Несмотря на намечающуюся разрядку в международных отношениях и на смягчение международного климата, порождаемого новым политическим мышлением, угроза термоядерной войны еще не ликвидирована, а вместе с тем на человечество надвигаются и новые беды: пандемия СПИДа, углубляющийся разрыв между бедными и богатыми странами, хронический голод и политическая нестабильность в ряде стран, угрожающие хрупкой стабильности и непрочному экономическому равновесию в обозримом будущем.

     В этих условиях человек обязан задуматься над тем, что означает информационная революция для него самого.

     В связи с высокой актуальностью  проблемы человека в информационно-техническом  мире, в современной философии  уделяется ей большое внимание, поэтому  современная философская литература обращается к этой проблематики очень  часто, посвящено этой тематике много  информации в периодических изданиях и глобальной сети Интернет.

     В нашей работе мы изучили влияния  информационно-техногенного мира на современного человека, проанализировали состояние современных проблем информационно-техногенного мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Информационное  общество 

     В последней четверти XX в. человечество вступило в новую стадию своего развития – стадию построения информационного общества.

     Предчувствие  и осмысление неизбежности крутого  поворота в исторических судьбах  человечества, связанного с переходом  к новой цивилизации, заметно  уже в трудах мыслителей первой половины века. 

     Раньше  других это выразил О. Шпенглер еще в 20-е  гг. провозгласивший закат нынешней индустриальной цивилизации, но еще не обозначивший контуры и содержание новой, идущей на смену. В 40-е гг. австралийский экономист К. Кларк уже вполне определенно говорил о наступлении общества информации и услуг, общества с новой экономикой и технологией. В конце 50-х гг. американский экономист Ф. Махлуп выдвинул тезис о наступлении информационной экономики и превращении информации в важнейший товар, а в конце 60-х гг. лидер постиндустриализма Д. Белл уже предсказывал превращение индустриального общества в информационное.

     Из-за того, что информационная техника  и технология на в ХХ веке стали  бурно развиваться, на рубеже 60-х  и 70-х годов были сформированы характеристики будущего информационного общества.

     Во-первых, переход экономических и социальных функций в информационном обществе от капитала к информации на основании  соединения науки, техники и экономики, увеличение информоёмкости производимых продуктов, сопровождающееся ростом доли инноваций, маркетинга и рекламы в их стоимости, высокого уровня автоматизации производства, освобождающего человека от рутинной работы и т.п. Производство информационного продукта, а не продукта материального станет движущей силой образования и развития.

     Во-вторых, фактором социальной дифференциации в  информационном обществе выступает  не собственность, а уровень знаний. В основе этого процесса, по утверждению  Д. Белла, лежит рост сферы услуг  за счет сферы материального производства, вызывающий, в свою очередь, преобладание в высших социальных эшелонах людей, специализирующихся на выработке систематически организованного знания. Подобный тип  профессионального труда неотделим  от всевозможных инноваций, что предъявляет  повышенные требования к уровню знаний. Общество живет за счет инноваций  и социального контроля за изменениями, оно пытается предвидеть будущее и осуществить планирование. Закономерным следствием этого становится формирование новых социальных элит, основанное на уровне полученного образования.

     В-третьих, информационное общество характеризуется  симбиозом социальных организаций  и информационных технологий. Возможность  внедрения новых информационных технологий не только в промышленное производство, но и в социальную сферу определяется, прежде всего, через создание тех ли иных алгоритмов действия – принятия управленческих решений в неопределенной ситуации или в ситуации риска и т.п. Результатом этого должна стать новая рациональность информационного века, –    основанная не на классической идее «общественного договора» или «социального согласия», а рациональность интеллектуальных технологий, позволяющая наконец-то осуществиться весьма почтенной по своему возрасту мечте об упорядочении социальной жизни.

     Вышеописанные характеристики информационного мира, предложенные Д. Беллом, несомненно, имеют  отношения к современному информационно-техническому человечеству. Это еще раз подчеркивает, насколько сложные и важные процессы протекают в человеческом обществе под влиянием техники, а в последнее  время, особенное влияние на человека получила именно информационная техника.

     Таким образом, общество, возникающее в результате информационной революции, существенно отличается тем, что информация, и особенно знание как ее высшая форма, занимает в нем совершенно особое место. Информация в ее самом обыденном смысле всегда играла решающую роль в деятельности человека.

     Итак, общество является информационным, если:

     - любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любые информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;

     - в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология, обеспечивающая выполнимость предыдущего пункта;

     - имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса. Общество в состоянии производить всю необходимую для жизнедеятельности информацию, и прежде всего научную. (Данный пункт особенно важен для понимания концепции информационного общества, так как в настоящее время имеется ряд стран, например, в азиатском регионе, обладающих высоким уровнем информационной технологии, выдерживающих конкурентную борьбу на мировых компьютерных и информационных рынках и обеспечивающих компьютерную насыщенность в быту, производстве и управлении, но получающих основную часть научной информации и знаний главным образом из США, а также из Западной Европы и Японии. Поэтому в полном смысле слова они не являются информационными обществами);

     - в обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;

     - происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг. В этой сфере трудится большинство работающего населения, по крайней мере не менее 50% общего числа занятых; число занятых в традиционных сферах производства неуклонно снижается при столь же неуклонном повышении производительности труда и качества продукции.  

     Вопросы философии в информационном обществе 

     Все, что, так или иначе, имеет отношение  к становлению новой цивилизации  и новой культуры, – понятия  «технология», «информация», «знание», «социально-культурные трансформации», «компьютер», «программа», «искусственный интеллект», «экспертная система», «когнитивный процесс», «робот» и  «компьютерное поколение» – подлежит тщательному и взвешенному философскому анализу. Он должен распространиться на познание общества, на технику и историю, на математические структуры и социальные последствия информационной революции.

     Таким образом, философия проникает в сферу информационно-технической деятельности человека, ставит перед ним различные вопросы, в том числе, о целесообразности такой деятельности.

     Кроме того, на современном этапе существования  человека именно информационно-техническая  деятельность вызывает самые большие  тревоги человечества, потому что  под угрозой существования в  результате такой деятельности сейчас оказался сам человек. Поэтому тема философского исследования человека в  информационно-техническом мире сейчас актуальна как никогда, и эта  актуальность в будущем, по-видимому, будет только расти.

     Информационная  технология ведет к созданию интеллектуальных компьютерных систем. Сможет ли благодаря компьютерам произойти отчуждение человеческого интеллекта, приведет ли это к созданию интеллекта более мощного, чем человеческий? Не означает ли компьютеризация и информатизация общества и создание систем искусственного интеллекта появление новой,  антигуманоидной, чисто машинной цивилизации, в которой разум, отчужденный от человека, приведет к его исторической (хотя не обязательно биологической)  гибели с большей неотвратимостью, чем экологический дисбаланс или ракетно-ядерная война?

     Сейчас, после миллионов лет борьбы с  природой, человечество наконец осознало необходимость вступить с ней в диалог, в сотрудничество. Не должно ли оно уже сейчас, пока не поздно, задуматься над культурными и интеллектуальными последствиями информационной революции, потому что темп, с которым они наступают, беспрецедентно высок, и, быть может, в недалеком будущем предотвращение негативных последствий окажется уже невозможным. Необходимо посмотреть на проблему и с другой стороны: сможет ли человек выжить в условиях невероятного усложнения задач, подлежащих срочному решению, если он  не будет формировать информационно-компьюторную революцию и не усилит свой естественный интеллект искусственным? 

     Анализ информационно-техногенного мира 

     Последней, происходящей на наших глазах социо-технологической революцией, является информационно-компьютерная. Она реализуется как процесс информатизации всех сфер жизни общества и жизнедеятельности человека. В основе каждой социо-технологической революции лежат свои особые технологические системы. Для информационной революции эту роль играет информационная технология. Ее конечным результатом должно стать создание новой информационной цивилизации. При этом все претерпевает радикальные изменения; материальное производство и мировоззрение, быт и образование, общение и искусство меняют не только свои внешние очертания, но и внутренние механизмы – содержание деятельности.

Информация о работе Человек в информационно-техногенном мире