Экзаменационная работа по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индейцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индейцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день. Древние индейцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

Содержание

Вопрос I. Особенности философии Древней Индии
1. Древнее государство Индия.
2. Образование государств в Древней Индии.
3. Хозяйственная жизнь.
4. Культура Древней Индии.
5. Литература.
6.Религия Древней Индии.
7.Заключение.
8. Список используемой литературы
Вопрос II. Научное познание: уровни, формы, приемы и методы.
1. Введение.
2. Научное познание и его особенности.
3.Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
4.Методы научного познания.
4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
4.2. Всеобщий (диалектический) метод познания, принципы диалектического метода
и их применение в научном познании.
4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный
подход в познании.
4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.
4.2.3. Принцип детерминизма.
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в познании.
4.3. Общенаучные методы эмпирического познания.
4.3.1.Научное наблюдение и описание.
4.3.2. Эксперимент.
4.3.3. Измерение и сравнение.
4.4. Общенаучные методы теоретического познания.
4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.
4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
4.4.3. Формализация.
4.4.4. Аксиоматический метод.
4.4.5. Метод гипотезы.
4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях
познания.
4.5.1. Анализ и синтез.
4.5.2. Индукция и дедукция.
4.5.3. Аналогия и моделирование.
5. Заключение.
6. Библиографический список.
Вопрос III. Социальная структура общества
1. Введение
2.Понятие социальной структуры общества
3.Социальная стратификация
4.Социальная мобильность:
4.1. Групповая мобильность
4.2. Индивидуальная мобильность
5. Особенности социальной стратификации в России
5.1. Перспективы формирования среднего класса
6. Заключение
7. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТ по философии древней Индии.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

дедуктивной наукой.

     В науке Нового времени пропагандистом дедуктивного метода познания был

видный математик  и философ Р. Декарт.

Но, несмотря на имевшие место в  истории  науки  и  философии  попытки

оторвать индукцию от дедукции,  противопоставить  их  в  реальном  процессе

научного  познания,  эти  два  метода  не  применяются  как  изолированные,

обособленные  друг от друга. Каждый из них используется  на  соответствующем

этапе познавательного  процесса.

     Более того, в процессе использования индуктивного метода  зачастую  «в

скрытом виде» присутствует и дедукция.  «Обобщая  факты  в  соответствии  с

какими-то идеями, мы тем самым косвенно выводим  получаемые  нами  обобщения

из этих идей, причем далеко не всегда отдаем в себе в этом отчет.  Кажется,

что наша мысль  движется прямо  от  фактов  к  обобщениям,  т.  е.  что  тут

присутствует  чистая индукция. На самом же  деле,  сообразуясь  с  какими-то

идеями, иначе  говоря,  неявно  руководствуясь  ими  в  процессе  обобщения

фактов,  наша  мысль  косвенно  идет  от  идей  к   этим   обобщениям,   и,

следовательно, тут имеет место и дедукция... Можно  сказать,  что  во  всех

случаях,  когда  мы  обобщаем,  сообразуясь  с   какими-либо   философскими

положениями, наши умозаключения являются не только индукцией, но и  скрытой

дедукцией»[36].

     Подчеркивая  необходимую  связь  индукции  и  дедукции,   Ф.   Энгельс

настоятельно  советовал ученым: «Индукция и  дедукция  связаны  между  собой

столь же необходимым  образом, как  синтез  и  анализ.  Вместо  того,  чтобы

односторонне  превозносить одну  из  них  до  небес  за  счет  другой,  надо

стараться каждую применять на своем месте, а этого  можно  добиться  лишь  в

том случае, если не упускать из виду их  связь  между  собой,  их  взаимное

дополнение друг другом»[37]. 

4.5.3. Аналогия  и моделирование. 

     Под аналогией понимается подобие, сходство каких-то свойств, признаков

или отношений  у различных  в  целом  объектов.  Установление  сходства  (или

различия) между  объектами осуществляется в результате  их  сравнения.  Таким

образом, сравнение  лежит в основе метода аналогии.

     Если  делается  логический  вывод  о  наличии  какого-либо   свойства,

признака, отношения  у  изучаемого  объекта  на  основании  установления  его

сходства с  другими объектами,  то  этот  вывод  называют  умозаключением  по

аналогии.

     Степень вероятности получения правильного  умозаключения  по  аналогии

будет тем  выше:  1)  чем  больше  известно  общих  свойств  у  сравниваемых

объектов; 2) чем  существеннее обнаруженные у них  общие  свойства  и  3)  чем

глубже познана  взаимная закономерная связь этих сходных  свойств.  При  этом

нужно  иметь  в  виду,  что  если  объект,  в  отношении  которого  делается

умозаключение  по  аналогии  с  другим   объектом,   обладает   каким-нибудь

свойством, не совместимым  с тем свойством, о существовании  которого  должен

быть сделан  вывод,  то  общее  сходство  этих  объектов  утрачивает  всякое

значение.

     Метод  аналогии  применяется  в  самых  различных  областях  науки:  в

математике, физике, химии, кибернетике, в гуманитарных дисциплинах и  т.  д.

О познавательной ценности метода аналогии хорошо  сказал  известный  ученый-

энергетик В. А. Веников: «Иногда говорят: «Аналогия  — не  доказательство»...

Но ведь если разобраться, можно легко понять,  что  ученые  и  не  стремятся

только  таким  путем  доказать  что-нибудь.  Разве  мало  того,  что   верно

увиденное сходство дает  могучий  импульс  творчеству?..  Аналогия  способна

скачком  выводить  мысль  на  новые,  неизведанные  орбиты,  и,  безусловно,

правильно положение  о том, что аналогия, если обращаться  с  ней  с  должной

осторожностью, — наиболее простой и понятный путь от старого к новому»[38].

Существуют различные  типы  выводов  по аналогии.  Но  общим для них

является  то,   что   во   всех   случаях   непосредственному   исследованию

подвергается  один объект, а вывод делается о  другом объекте.  Поэтому  вывод

по аналогии в самом общем смысле можно  определить как перенос  информации  с

одного объекта  на другой. При  этом  первый  объект,  который  собственно  и

подвергается  исследованию, именуется моделью, а  другой  объект,  на  который

переносится  информация,  полученная  в  результате   исследования   первого

объекта (модели), называется оригиналом (иногда — прототипом, образцом и  т.

д.). Таким образом, модель всегда выступает как аналогия,  т.  е.  модель  и

отображаемый  с  ее  помощью  объект  (оригинал)  находятся  в  определенном

сходстве (подобии).

     «...Под  моделированием  понимается  изучение  моделируемого   объекта

(оригинала), базирующееся  на  взаимооднозначном   соответствии  определенной

части свойств  оригинала и замещающего его  при исследовании объекта  (модели)

и включающее в  себя построение модели,  изучение  ее  и  перенос  полученных

сведений на моделируемый объект — оригинал»[39].

     Использование моделирования диктуется  необходимостью  раскрыть  такие

стороны    объектов,    которые    либо    невозможно    постигнуть    путем

непосредственного изучения, либо  невыгодно  изучать  их  таким  образом  из

чисто   экономических   соображений.    Человек,    например,    не    может

непосредственно  наблюдать  процесс   естественного   образования   алмазов,

зарождения и  развития жизни на Земле, целый ряд  явлений микро-  и мегамира.

Поэтому  приходится  прибегать  к  искусственному  воспроизведению  подобных

явлений в форме, удобной для  наблюдения  и  изучения.  В  ряде  же  случаев

бывает   гораздо   выгоднее   и   экономичнее    вместо    непосредственного

экспериментирования с объектом построить и изучить его модель.

     В зависимости от характера используемых в научном исследовании моделей

различают несколько  видов моделирования.

     1. Мысленное (идеальное) моделирование.  К  этому  виду  моделирования

относятся  различные  мысленные  представления  в   форме   тех   или   иных

воображаемых  моделей. Следует заметить,  что  мысленные  (идеальные)  модели

нередко могут  быть реализованы материально в  виде чувственно  воспринимаемых

физических моделей.

     2. Физическое моделирование. Оно характеризуется  физическим  подобием

между  моделью  и  оригиналом  и  имеет  целью  воспроизведение   в   модели

процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или  иных

физических свойств  модели  судят  о  явлениях,  происходящих  (или  могущих

произойти) в  так называемых «натуральных условиях».

     В настоящее время физическое  моделирование  широко  используется  для

разработки и  экспериментального изучения различных  сооружений,  машин,  для

лучшего понимания  каких-то природных явлений,  для  изучения  эффективных  и

безопасных способов ведения горных работ и т. д.

     3. Символическое (знаковое)  моделирование.  Оно  связано  с  условно-

знаковым представлением каких-то  свойств,  отношений  объекта-оригинала.  К

символическим (знаковым) моделям относятся  разнообразные  топологические  и

графовые  представления  (в  виде  графиков,  номограмм,  схем  и   т.   п.)

исследуемых  объектов  или,  например,   модели,   представленные   в   виде

химической символики  и отражающие состояние  или  соотношение  элементов  во

время химических реакций.

     Особой  и  очень  важной  разновидностью  символического   (знакового)

моделирования  является  математическое  моделирование.  Символический  язык

математики  позволяет  выражать  свойства,  стороны,  отношения  объектов  и

явлений самой  различной природы. Взаимосвязи  между  различными  величинами,

описывающими  функционирование  такого  объекта  или  явления,  могут   быть

представлены      соответствующими      уравнениями      (дифференциальными,

интегральными, интегро-дифференциальными, алгебраическими) и их системами.

     4.  Численное   моделирование   на   компьютере.   Эта   разновидность

моделирования  основывается  на  ранее   созданной   математической   модели

изучаемого объекта  или явления  и  применяется  в  случаях  больших  объемов

вычислений, необходимых  для исследования данной модели.

     Численное  моделирование  особенно  важно  там,  где  не  совсем  ясна

физическая  картина  изучаемого  явления,  не  познан  внутренний   механизм

взаимодействия. Путем расчетов на  компьютере  различных  вариантов  ведется

накопление фактов, что дает возможность, в конечном счете, произвести  отбор

наиболее реальных  и  вероятных  ситуаций.  Активное  использование  методов

численного  моделирования  позволяет  резко  сократить   сроки   научных   и

конструкторских разработок.

     Метод моделирования  непрерывно  развивается:  на  смену  одним  типам

моделей по мере прогресса науки приходят другие. В то  же  время  неизменным

остается  одно:   важность,   актуальность,   а   иногда   и   незаменимость

моделирования как метода научного познания. 

     Библиографический список: 

1. Алексеев П.В,  Панин А.В. «Философия» М.:Проспект,2000

2. Лешкевич Т.Г.  «Философия науки: традиции и  новации» М.:ПРИОР,2001

3. Спиркин А.Г. «Основы философии» М.:Политиздат,1988

4. «Философия»  под. ред. Кохановского В.П.  Ростов-н/Д.:Феникс,2000

5. Голубинцев  В.О., Данцев А.А., Любченко В.С.  «Философия  для  технических

вузов». Ростов н/Д.:Феникс,2001

6. Агофонов В.П,  Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. «Философия» М.: МСХА, 2000

7. Фролов И.Т.  «Введение в философию» Ч-2, М.:Политиздат, 1989

8. Рузавин Г.И.  «Методология научного исследования»  М .:ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

Информация о работе Экзаменационная работа по "Философии"