Эпоха возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:15, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Возрождения (или Ренессанса), возникнув в Италии (конец XIV – XVI вв.) превращается в явление общеевропейской культуры. Коренной перелом в духовной жизни европейских народов имел глубокие корни в социально-экономических изменениях, вызванных формированием раннебуржуазных отношений. Возрожденческое движение начинается в Венеции, Флоренции, Генуе (север Италии), где интенсивно развивалась торговля, происходили процессы первоначального накопления капитала, господствовали республиканские политические режимы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 4

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО – ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ……….9

НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 13

С ВОЗРОЖДЕНИЕМ КАКИХ ИДЕЙ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ СВЯЗАНА ЭПОХА РЕНЕССАНСА?.............................................................................................17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа содержит 1 файл

контрол.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

      Воззрение Джордано Бруно (1548 - 1600), являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм (pan – все и theos - Бог) – философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Оформлению пантеистической натурфилософии во многом способствовало знакомство Дж. Бруно с воззрениями Николая Кузанского: Бруно усматривал цели философии в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах». Разделяя  космологическую теорию Н. Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Бруно развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Он рассматривал диалектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противоположностей. В бесконечности, согласно Бруно, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя. Основной единицей сущего является монада, в деятельности которой оказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект. Высшую субстанцию составляет «монада монад», или Бог. Как целое она проявляется во всем единичном по принципу «все во всем».

      Этичное воззрение Бруно заключается  в утверждении «героического энтузиазма», безграничной любви к бесконечному. Это употребляет людей божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов, героев, которые возвышаются над размерной повседневностью. Идеи Бруно оказали влияние на таких мыслителей, как Спиноза, Г. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг и др.

      17 февраля 1600 г. Дж. Бруно был  заживо сожжен на площади Цветов  в Риме. Его труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать  публично. Своей жизнью и творчеством  Дж. Бруно завершает эпоху Возрождения. 

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО – ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 

      Эпоха Возрождения знаменуется  развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т. е.  развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественно – научному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нём человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.

      Эпоха становления капитализма  рождала титанов мысли, чувства,  характера и дела. Выдающиеся люди этого периода – цельные, универсальные, масштабные натуры. Они ставили перед собой грандиозные задачи - опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества и человека.

      XIV-XVI вв. – время, когда всё в круговороте страстей, общечеловеческих побуждений и расчётов. В разных ситуациях люди выпутываются умом и личной смекалкой. Выше всего ценится умелость. Идеал удачи царит над всем. Поклонение обычаю заменяется культом удачи. У Боккаччо, Сакетти, Джованни мораль всех новелл: скрытый грех наполовину прощён. Отсюда вытекает: достигать цели, не раздумывая над средствами, и скрывать пути, чтобы достичь цели наверняка.

      В эпоху Возрождения человеческая  личность по преимуществу является творческой, она как бы перенимает на себя творческую функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек олицетворяет собой творческой начало, будь это искусство, политика, религия или даже техническое изобретение.

      Свои творения человек реализует  в телесном. Здесь возрожденцы  возобновляют античную тенденцию рассмотрения в единстве духовного и телесного. Причём имеется в виду, что творение является максимально совершенным. Но совершенное есть красота. Человек эпохи Ренессанса – это не просто творец, а творец и художник одновременно. Довольно часто многие таланты присущи одному и тому же человеку. Так, Леонардо да Винчи был живописцем и изобретателем, Микеланджело - живописцем и поэтом. И оба они внесли существенный вклад в развитие философии.

      Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения.

      Антропоцентризм, да ещё в таком артистическом виде, в каком он существовал в эпохе Ренессанса, конечно же не мог не способствовать развитию гуманизма, воззрения, признававшего ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. Термин «гуманизм» происходит от латинского humanitas (человечность), употреблявшегося ещё в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном. Для него humanitas – это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.

      Гуманизм имел длительную предысторию  в античности и средневековье,  но как широкое общественное  движение он складывается впервые  именно в эпоху Возрождения.  Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всей культуре и соответственно мировоззрении человечества. Одной из форм выражения этого переворота было противостояние схоластике, которая подвергалась критике и осмеянию. Спор шёл принципиальный – о новом нравственном идеале и путях его воплощения в жизнь.

      Согласно итальянским гуманистам, природа человека достойна всемерной реабилитации, она даже становится высшим критерием для оценки человеческих страстей. Гуманисты возрождают идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и пассивного отношения к жизни. Эпоха Возрождения была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве человека, об истинном благородстве. Этот вопрос поставил ещё Данте. Благородство человека заключается не в чужой славе, даже если этой славой является слава Бога, не в величии рода и не в скоплении богатства, а в доблести духа. Все люди равно получают от природы, каждый не меньше, чем сыновья царей и императоров, дело же состоит в лишь в том, чтобы довести свою доблесть и благородство до совершенства, будь то в науке, искусстве или производственной деятельности.

      Схоластической религии противопоставляется  право на истину и поиск  её; догматизм, преклонение перед  авторитетами подвергаются резкой  критике. Монашеским подвигам всё чаще противопоставляется обыкновенный труд. Но тот, кто трудится имеет право на богатство. Обет бедности гуманисты отрицают, не собираются прославлять и богатство, роскошь, но они последовательно защищают частный интерес, индивидуализм.

      Многие гуманисты отстаивают  идеалы умеренного утилитаризма. Под утилитаризмом понимается учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются с пользой.

      Таким образом, гуманизм Возрождения  ориентируется на свободомыслие  и соответственно справедливое устроение общественно – государственной жизни. Последнее чаще всего предполагалось достигать на демократических началах, в рамках республиканского строя.

      Однако было бы неправильным  идеализировать такого рода гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валла. В главном своём философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Вала провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.

      Особое место в философии Возрождения  занимают концепции, обращённые к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли и социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

      Самым крупным и оригинальным  из них был итальянский мыслитель,  историк и государственный деятель  Никколо Макиавелли, автор известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». В своих работах Макиавелли попытался рассмотреть природу государства, отбрасывая ореол его божественного происхождения. В этом «земном» осмыслении государства проявилось стремление ранних идеологов буржуазии активно влиять на переустройство политической власти в интересах предпринимателей, которые не могли развернуть свою деятельность в условиях феодального Размежевания и натурального хозяйства. Такая позиция приводила мыслителя к идее естественного исторического развития, в рамках которого интересы целого (государства) и отдельных его частей (граждан) не всегда совпадают, поэтому за государством сохраняется право подавления человеческого эгоизма во имя всеобщего блага и порядка. Такое подавление требует от политиков не только применения грубой силы, но и изворотливости ума, хитрости и даже вероломства в борьбе за власть и её упрочение. Поэтому ведение государственных дел – трудная и сложная задача, требующая особой подготовки политических деятелей. Такая подготовка должна включать в себя знание как истории, так и общих законов общественной жизни, представляющей собой поле непримиримой борьбы между классами, группами и сословиями. В конечном итоге эта борьба должна уравновешиваться идеями гуманности и справедливого распределения ценностей, в противном случае общество может просто погибнуть. Для достижения этой цели допускаются все средства, в т. ч. и известный политический аморализм, ибо становление централизованного государства далеко не безболезненный процесс, устраивающий всех членов общества, поэтому высказывается мысль о том, что общественный прогресс не обходится без жертв.

      Философская мысль эпохи Возрождения  не исчерпывается рассуждениями, опирающимися на политический реализм. Н. Макиавелли предпочёл действительность воображаемому. Но были и те, кто, по его собственным словам, «изобразил республики и государства, которых в действительности никто не знал и не видывал».

      Одним из таких мыслителей  был Томас Мор, английский гуманист, государственный деятель и святой католической церкви. Однако бессмертную славу Томасу Мору принесла его «Утопия» - произведение, описывающее жизнь на счастливом острове, затерянном где-то в Новом Свете.

      Слово «утопия» в буквальном переводе с греческого (ou – нет, topos - место) означает «место, которого нет». «Утопия» Томаса Мора начинается с острой критики существовавших в Англии общественных порядков. Источник всех социальных бедствий он видит в наличии частной собственности.

      Рисуя безотрадную картину эпохи становления буржуазных отношений, Мор не ограничивается лишь неприятием существующих порядков. Он противопоставляет им проект государства всеобщего благоденствия. В этом заключается важная особенность утопизма. Его представителей нельзя назвать реформаторами, то есть теми, кто стремится изменить существующий мир. Несогласие утопистов с действительностью касается всех её сторон, и их альтернативные проекты затрагивают общественный порядок в целом.

      Спустя столетие утопические  идеи получили развитие в творчестве итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы, доминиканского монаха, астролога и бунтовщика. Особую роль в его судьбе сыграло участие в заговоре против испанского владычества в его родной Калабрии. В 1499 г. заговор был раскрыт, а Кампанелла приговорён к тюремному заключению, длившемуся 27 лет. В этих условиях он и создал одно из важнейших своих произведений – «Город Солнца».

      В отличие от Мора Кампанелла  не только мечтал о совершенном  обществе, но и стремился к радикальному переустройству социальных порядков. Заговор против испанского владычества предполагал последующее учреждение такого общественного строя.

      Однако различие между Мором  и Кампанеллой в этом важном  пункте ещё не даёт основания  для противопоставления этих  мыслителей. Сходство между ними значительно. И тот и другой не придавали значения условиям и путям осуществления идеала, сосредоточивая своё внимание на детальном конструировании будущего царства добра и справедливости.

      Хотя утописты эпохи Возрождения  в полном соответствии с духом своего времени рассматривали человека в качестве высшей ценности, жёсткая регламентация всего образа жизни, отличающая утопические проекты, не оставляет  места  свободе   личности,  превращает  людей,  по  меткому выражению Ф. Достоевского, в подобие «фортепьянных клавиш», на которых играет кто-то другой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

НАТУРФИЛОСОФИЯ  ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

      Гуманистическая культура, первоначально  ориентированная главным образом на человека, всё чаще углублялась в истолкование природы. Для интеллектуальной деятельности многих ренессансных учёных такой интерес стал определяющим. Деятельность же Леонардо да Винчи, его научные изыскания свидетельствовали об органической связи его многосторонних интересов к человеку и природе.

Информация о работе Эпоха возрождения