Эстетические ценности и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:18, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытия понятия эстетические ценности и искусство.
Достижение указанной цели обеспечивается решением ряда взаимосвязанных задач:
Изучение понятия эстетическое;
Исследования понятий искусство, художественный образ и творчество;
3. Рассмотрение эстетики постмодернизма.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…….….……..3
Эстетическое как универсальная категория………………………….……….….…….4
Искусство, художественный образ и творчество…………………….………..………7
Эстетика постмодернизма…………………………………….……………….……….11
Заключение………………………………………………………………….…………………..14
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Эстетика.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Дальневосточный Федеральный университет 

Кафедра Философии и истории 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Философия

тема: Эстетические ценности и искусство 
 
 
 

Выполнил:

Студент гр.

Соколов

Специальность: 
 

Проверил:

() 

Работа  принята

с оценкой 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Владивосток 2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ: 
 

Введение………………………………………………………………………….…….….……..3

  1. Эстетическое как универсальная категория………………………….……….….…….4
  2. Искусство, художественный образ и творчество…………………….………..………7
  3. Эстетика постмодернизма…………………………………….……………….……….11

Заключение………………………………………………………………….…………………..14

Список  использованной литературы………………………………………………………….15

 

Введение

      Искусство и прекрасное издавна были предметом  изучения. На протяжении более двух тысячелетий эстетика развивалась в рамках философии, теологии, художественной практики и художественной критики.

      Эстетикой называется отрасль философского знания, занимающаяся исследованием эстетического  сознания и деятельности художественного творчества, развития художественной культуры. Первая попытка обоснования эстетических категорий была предпринята еще Сократом и Платоном. На протяжении всей истории философии создавались эстетические концепции, в которых прослеживается явное смещение в сторону интереса к творческой личности. Между тем, эстетические категории имеют непосредственное отношение к бытию человека в целом, к его качественному отличию от животной жизнедеятельности.

      Практической  сферой реализации эстетических представлений  является эстетическая деятельность в искусстве. Воссоздание и возвышение прекрасного и осуждение безобразного – одна из важнейших функций искусства. Эстетические ценности выполняют в жизни человека роль оснований картины мира и принципов ее структурирования, что и объясняет актуальность выбранной темы.

      Целью данной работы является раскрытия понятия эстетические ценности и искусство.

     Достижение  указанной цели обеспечивается решением ряда взаимосвязанных задач:

  1. Изучение понятия эстетическое;
  2. Исследования понятий искусство, художественный образ и творчество;

   3.   Рассмотрение эстетики постмодернизма. 
 

 

  1. Эстетическое  как универсальная  категория

      Эстетическое  — метакатегория, то есть самая широкая  и фундаментальная категория  эстетики. Она отражает то общее, что  присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства. Эстетическое было осознано как самостоятельная и основополагающая для системы эстетических знаний категория только во второй половине ХХ в. До этого разработка коренной категории эстетики — прекрасного — предвосхищала теоретическое осознание и «появление» эстетического (эстетических свойств). Одной из причин такой ситуации стала почти полная девальвация категории прекрасного, часто отождествлявшейся в классической эстетике с ее предметом или обозначавшей один из сущностных его аспектов. Господство в художественно-эстетической культуре всего столетия авангарда, модернизма, постмодернизма поставило под вопрос актуальность самой категории прекрасного в эстетике.

        Какова же природа эстетического  и наиболее близкого к нему  прекрасного? Выяснение этого  предполагает ответы на вопросы:  каков объект эстетического отношения?  какова роль человеческой деятельности  в его бытии? как связано эстетическое с полезным? На эти вопросы в истории эстетики предлагались разные ответы, в соответствии с которыми сложились пять теоретических моделей эстетического. Концепции прекрасного, выдвинутые в истории эстетической мысли, так или иначе тяготеют к одной из этих теоретических моделей эстетического (каждая из многообразных концепций прекрасного входит в одну из пяти его теоретических моделей).

      1 модель эстетического  (объективно-духовная; объективно-идеалистическая):  эстетическое — результат одухотворения мира Богом или абсолютной идеей. Этой модели эстетического соответствует первая модель прекрасного: прекрасное — свет Бога на конкретных вещах и явлениях или воплощение абсолютной идеи

      2 модель эстетического (субъективно-духовная, персоналистская, субъективно-идеалистическая): эстетическое — проекция духовного богатства личности на эстетически нейтральную действительность. Этой модели эстетического полно соответствует вторая модель прекрасного: действительность эстетически нейтральна, источник ее красоты — в душе индивида, прекрасное возникает благодаря «ссужению», «одалживанию», «вчувствованию», «проецированию» духовного богатства человека на действительность; красота — результат интенционального (направленного, активного, «обмысливающего») восприятия предмета субъектом. В этой концепции теряется критерий оценки эстетической ценности, в эстетику вторгается волюнтаризм (идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия).

      3 модель эстетического (субъективно-объективная; дуалистическая): эстетическое - возникает благодаря единению свойств действительности и человеческого духа. Этой модели эстетического полно соответствует третья модель прекрасного: прекрасное есть результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты, или с его практическими потребностями, или с нашими представлениями о прекрасной жизни. При такой трактовке возникает двойственность оснований (жизнь/субъект) как эстетического, так и прекрасного и не устраняется волюнтаризм эстетических суждений и оценок.

      4 модель эстетического («природническая»; «материалистическая»): — естественное свойство предметов, такое же, как вес, цвет, симметрия, форма. Многие годы в советской науке наряду с третьей моделью господствовала эта четвертая модель эстетического и прекрасного, потрафляющая стремлению официозной идеологии все трактовать вульгарно-материалистически. У этой концепции четыре ахиллесовы пяты: 1) если эстетическое — такое же свойство природы, как ее физические и химические свойства, то неясно, почему его изучением не занимаются естественные науки; 2) инструмент, с помощью которого можно измерить эстетические свойства предмета — вкус — принципиально отличается от весов и иных приборов, измеряющих физические свойства предметов; 3) «природническое» понимание эстетического лишает эстетику монизма: оказывается невозможным, исходя из единого основания, объяснить основные категории эстетики (прекрасное и возвышенное предстают как природные свойства, а трагическое и комическое — как общественные, как результат общественных противоречий); 4) природническая концепция оказывается не в состоянии объяснить сущность эстетического в сфере социальной жизни и в искусстве.

      5 модель эстетического («общественная» концепция): эстетическое — объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью человечества (общечеловечески значимое в явлениях). Эстетическое появляется благодаря деятельности людей, втягивающей все в мире в сферу человеческих интересов и ставящей все в определенные отношения к человечеству. Этой модели эстетического полно соответствует пятая модель прекрасного: прекрасное есть явления с их естественными качествами, втянутые человеческой деятельностью в сферу интересов личности и обретающие положительную ценность для человечества как рода.

      Прекрасное  — это явления «одухотворенные», очеловеченные человеческой деятельностью, ставшие сферой свободы, то есть оказавшиеся  в сфере освоенного человеком  мира. Эта концепция дает возможность  объяснить природу и эстетического, и прекрасного, исходя из единого основания, не впадая при этом в волюнтаризм.

      Рассмотрев  все модели эстетического, можно  сказать, что чаще всего под эстетическим понимается та сфера субъект-объектных отношений, в которой восприятие объекта или представление о нем сопровождается незаинтересованным удовольствием. На этом основании далеко не всеми исследователями эстетическое оценивалось однозначно и позитивно. Некоторые ученые еще с конца XIX в. отождествляли его с эстетским (как сущностью эстетизма — особого мировоззрения, полагавшего эстетическое, художественный опыт в качестве высшей и единственной ценности), гедонизмом, что придавало ему негативный оттенок. Однако к середине XX в. в академической эстетике категория Эстетическое утвердилась в позитивном смысле и достаточно повсеместно.

      Спонтанно утвердившись в науке, категория  Эстетическое остается одной из наиболее дискуссионных проблем эстетики, ибо ее содержание — предмет самой науки — также до сих пор остается дискуссионным

 

  1. Искусство, художественный образ и творчество

      Проблемы  природы художественного творчества и личности художника, начиная с  Античности и до настоящего времени, занимают одно из центральных мест не только в эстетике как специализированной области философского знания, осуществляющей рефлексию над искусством, но и в других гуманитарных дисциплинах, имеющих отношение к изучению продуктов творческой деятельности человека: искусствознании, литературоведении, культурологии. Сегодня вопрос о природе и источниках художественного творчества рассматривается как междисциплинарный. С одной стороны, попытка решения этого вопроса привела в начале XX века к рождению на стыке эстетики и психологии такой синтетической области знания, как психология искусства, вклад в которую внесли не только выдающиеся зарубежные и отечественные психологи, но также философы и искусствоведы. С другой стороны, проблема художественного творчества со второй половины XX века все больше начинает интересовать естествоведов, и не только нейрофизиологов и биологов, но в не меньшей мере физиков и космологов, стремящихся найти материальную основу таких высших духовных процессов, как художественное формообразование, интуиция художника, способность творца проникать не только в прошлое, но и в будущее. В связи с последним нельзя не отметить и то обстоятельство, что о природе художественного творчества все чаще и громче размышляют сторонники паранаучного знания (астрологи, экстрасенсы и др.), продолжающие видеть в личности художника и его творениях нечто мистическое, неспособное быть понятым и объясненным современной наукой.

      Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального) мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

      Виды  искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся  по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

     Труды по философии искусства, по эстетике трактуют художественное творчество как  своеобразный способ познания жизни, как  форму общественного сознания, средство восприятия и воссоздания действительности. Окружающий мир отражается в искусстве в особой художественно-образной системе.

     Цель  художественного творчества создание произведений искусства, но ставит ли себе такую цель создатель? Зачастую творец, через произведение искусства выражает свои эмоции, чувства, переживания, познает себя. При этом его произведение направлено на то, чтобы вызвать эмоции читающих, слушающих или же смотрящих (например, на картину) людей. Бердяев выразил эту мысль так: «Творец одинок и творчество носит не коллективно-общий, а индивидуально-личный характер. Но творческий акт направлен к тому, что имеет мировой, общечеловеческий, космический и социальный характер. Творчество есть менее всего поглощенность собой, оно всегда есть выход из себя». То есть, Творец может создавать свое произведение вне цели, вызывать эмоции публики, это его порыв, переживания, направленные на освобождение, «выход из себя», но его произведение, вне зависимости от желания создателя, вызывает эмоции и чувства воспринимающих людей.

     Творчество  нельзя объяснить лишь усилием разума, его плоды обращаются к нам  в виде образов и желают вызвать  эмоции. Вдохновение приходит из свободы, недетерминируемой этим миром, свобода  есть «небытие», то небытие, из которого приходит каждый человек в этот мир и в которое он уходит.

      Используя слово в качестве материала при создании образов, литература воспроизводит действительность во времени и пространстве, расширяя сферу впечатлений читателя, давая возможность понять законы развития человеческих характеров, связей и отношений. Все это — благодаря практически безграничной способности языка создавать художественные образы.

Информация о работе Эстетические ценности и искусство